Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:29, курсовая работа
Увеличение объема производства нефтепродуктов, расширение их ассортимента и улучшение качества – основные задачи, поставленные перед нефтеперерабатывающей промышленностью в настоящее время. Решение этих задач в условиях, когда непрерывно возрастает доля переработки сернистых и высокосернистых, а за последние годы и высокопарафинистых нефтей, потребовало изменения технологии переработки нефти. Большое значение приобрели вторичные и, особенно, каталитические процессы. Производство топлив, отвечающих современным требованиям, невозможно без применения таких процессов, как каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидроочистка, алкилирование и изомеризация, а в некоторых случаях - гидрокрекинг.
Содержание
Введение 3
Характеристика нефтей Оренбургской области 4
Обоснование ассортимента получаемых продуктов 25
Характеристика установок завода для переработки нефти 30
Материальные балансы отдельных установок и завода в целом 52
Требования охраны окружающей среды 61
Заключение 64
Литература 65
сократить производство тяжелого котельного топлива;
уменьшить количество прямогонных дистиллятов для разбавления тяжелых, высоковязких остатков (гудронов), используемых в качестве котельного топлива;
расширить ресурсы сырья для каталитического крекинга и гидрокрекинга;
выработать дополнительное количество легких и средних дистиллятов, используемых как компоненты моторных и печных топлив.
Сырье и продукция. Сырьем установок являются
остатки первичной перегонки нефти –
мазут выше 350°С и гудрон выше 500°С.
Продукция:
Остаточное сырье (гудрон) прокачивают через теплообменники, где нагревают за счет тепла отходящих продуктов до температуры 300 °С и направляют в нагревательно-реакционные змеевики параллельно работающих печей. Продукты висбрекинга выводят из печей при температуре 500 °С и охлаждают подачей квенчинга (висбрекинг остатка) до температуры 430 "С и направляют в нижнюю секцию ректификационной колонны К-1. С верха этой колонны отводят парогазовую смесь, которую после охлаждения и конденсации в конденсаторах-холодильниках подают в газосепаратор С-1, где разделяют на газ, воду и бензиновую фракцию. Часть бензина используют для орошения верха К-1. а балансовое количество направляют на стабилизацию.
Из аккумулятора К-1 через отпарную колонну К-2 выводят фракцию легкого газойля (200...350 °С) и после охлаждения в холодильниках направляют на смешение с висбрекинг-остатком или выводят с установки. Часть легкого газойля используют для создания промежуточного циркуляционного орошения колонны К-1.
Кубовая жидкость из К-1 поступает самотеком в колонну К-3. За счет снижения давления с 0,4 до 0.1...0,05 МПа и подачи водяного пара в переток из К-1 в К-3 происходит отпарка легких фракций.
Парогазовая смесь, выводимая с верха К-3. после охлаждения и конденсации поступает в газосепаратор С-2. Газы из него направляют к форсункам печей, а легкую флегму возвращают в колонну К-1.
Из аккумулятора К-3 выводят тяжелую флегму, которую смешивают с исходным гудроном, направляемым в печи. Остаток висбрекинга с низа К-3 после охлаждения в теплообменниках и холодильниках выводят с установки.
Для предотвращения закоксовывания реакционных змеевиков печей (объемно-настильного пламени) в них предусматривают подачу турбулизатора — водяного пара на участке, где температура потока достигает 430...450 °С.
Битумная установка
Нефтяные битумы представляют собой жидкие, полутвердые или твердые нефтепродукты, состоящие из асфальтенов, смол и масел (мальтенов): асфальтены придают твердость и высокую температуру размягчения; смолы повышают цементирующие свойства и эластичность; масла являются разжижающей средой, в которой растворяются смолы, набухают асфальтены.
Если исходное сырье поступает из резервуаров, то для его нагрева на установке имеются теплообменники и трубчатая печь 1. Если же оно поступает в горячем виде непосредственно с АВТ. тогда сырье вводят в реакторы, минуя теплообменники и печи. В реактор колонного типа 6 вводят непрерывно сырье (с температурой 140...200), сжатый воздух и битум-рециркулят. На верх колонны для регулирования температурного режима и для понижения концентрации кислорода подают водяной пар и воду. Окисление сырья в колонне осуществляется в барботажном Поток сырья, направляемый в реакторы змеевикового типа, сначала поступает с температурой 260-270°С в смеситель 2, где смешивается со сжатым воздухом и битумом-рециркулятом, затем в змеевиковый реактор 3. Процесс окисления сырья кислородом воздуха начинается в смесителе 2 в пенном режиме и продолжается в змеевике реактора 3. Для съема тепла экзотермической реакции окисления в межтрубное пространство реактора 3, вентилятором подается воздух. Смесь продуктов окисления из реактора 3, поступает в испаритель 4, в котором газы отделяются от жидкости. Отработанный воздух, газообразные продукты окисления, пары нефтепродуктов и воды направляются через конденсаторы-холодильники (воздушного охлаждения) в сепаратор 5. С верха сепаратора несконденсировавшиеся газы и пары направляются в печи дожига.
ГФУ
ГФУ служит для разделения смеси лёгких углеводородов на индивидуальные, или технически чистые, вещества.
ГФУ входит в состав газобензиновых, газоперерабатывающих, нефтехимических и химических заводов. Мощность ГФУ достигает 750 тыс. т сырья в год. Для переработки на ГФУ поступает сырьё — газовые бензины, получаемые из природных и нефтезаводских газов, продукты стабилизации нефтей, газы Пиролиза и Крекинга. В состав сырья входят в основном углеводороды, содержащие от 1 до 8 атомов углерода в молекуле. Разделение смесей углеводородов осуществляется ректификацией в колонных аппаратах.
Схема разделения газового бензина в ГФУ включает предварительный нагрев в теплообменнике газового бензина и подачу его в пропановую колонну. Из верхней части колонны отводятся пары пропана, которые конденсируются в конденсаторе-холодильнике и поступают в ёмкость орошения. Часть пропана возвращается на верх колонны как орошение, а избыток отводится в виде готового продукта. Жидкость с низа колонны после подогрева поступает для дальнейшего разделения по такой же схеме в следующую колонну, где из неё выделяется в виде верхнего продукта смесь бутанов, а из нижней части отводится бензин. Аналогичным образом производится разделение бутанов на изобутан и нормальный бутан, а бензина — на изопентан, нормальный пентан, гексаны и т. д. Примерное содержание чистого вещества (в %) в товарном продукте того же наименования при переработке газового бензина: пропан 96; изобутан 95; нормальный бутан 96; изопентан 95; стабильный бензин 74.
Совершенствование
технологической схемы ГФУ напр
Компоудирование
Технологический процесс представляет собой
смешивание компонентов топлива и введение
присадок с последующие гомогенизацией
смеси. Компоненты топлива и присадки
насосами Н1 - Н4 заканчиваются в диспергатор
Д1, где происходит тщательное перемешивание
смеси. Дозирование производится при помощи
счётчиков Т1..Т3. Необходимое количество
компонента устанавливается оператором
на пульте управления модуля Б2. Автоматика
поддерживает расход каждого компонента
или присадки в пропорции к расходу базового
компонента с точностью 0,5% об. Работа блока
может быть запрограммирована либо по
необходимому количеству произведённого
нефтепродукта, либо по времени работы.
В конце работы оператор может получить
рапорт о работе блока за необходимый
период времени с выводом на печать. В
рапорте отражается: продолжительность
работы, количество произведённого нефтепродукта,
количество израсходованных компонентов
и т.д Режим работы блока компаундирования
- непрерывный, автоматический. Количество
обслуживающего персонала - 2. Количество
смешиваемых компонентов - от 2 до 7. Благодаря
усовершенствованной конструкции блок
компаундирования не производит выбросов
углеродных газов через дыхательные клапаны,
количество запорной арматуры и фланцевых
соединений сведено к минимуму. Аппарат
смешивания блока не требует регистрации
в органах Ростехнадзора.
Технологическая схема установки компаундирования бензинов
Высокое качество получаемого нефтепродукта достигается при условии, что сырьё, поступающее на переработку, и дозируемые компоненты (присадки) соответствуют требованиям, установленным технологическим регламентом на компаундирование.Базовыми компонентами автомобильных бензинов могут быть: бензин прямой гонки; риформат; бензин крекинга; бензин пиролиза; полимербензин; алкилат; изомеризат; бутан. Высокооктановые кислородосодержащие компоненты: МТБЭ, фетерол; ТАМЭ; этанол; метанол; изопропиловый спирт и т.д. В качестве присадок, повышающих октановое число бензина, можно рекомендовать: N-метиланилин технический; «Экстралин»; «АДА»; «ДАКС»; «БВД»; «Феррада»; «Автовэм»; КМТА; ММА; ВКД; «Стандарт-Макс» и др. С5 С9.
Производство Н2
В настоящее время данным способом производится примерно половина всего водорода. Водяной пар при температуре 700—1000оС смешивается с метаном под давлением в присутствии катализатора.
Нефтезаводской газ сжимается компрессором 10 до 2,6 МПа, подогревается в подогревателе 7 до 300—400 оС и подается в реакторы 2 и 3 для очистки от сернистых соединений. В случае использования в качестве сырья бензина последний подают насосом, смешивают с водород-содержащим газом, испаряют и подогревают до той же температуры. При использовании природного газа к нему также добавляют водород-содержащий газ. К очищенному газу в смесителе 11 добавляется перегретый до 400—500 оС водяной пар, и полученную парогазовую смесь подают на паровую каталитическую конверсию углеводородов (в некоторых случаях парогазовую смесь дополнительно подогревают).
Конверсия углеводородов ведется в печи 12 при 800—900 оС и 2,0— 2,5 МПа над никелевым катализатором. Реакционные трубы обогреваются в радиантной секции печи за счет сжигания отопительного газа. Отопительный газ подогревают до 70—100 оС, чтобы предотвратить конденсацию воды и углеводородов в горелках. Воздух для горения подается воздуходувкой 4 в воздухоподогреватель 6. где он за счет теплоты
отходящих дымовых газов нагревается до 300—400 °С и поступает в горелки.
Дымовые газы с
температурой 950— 1100 оС переходят из радиантной
секции печи в конвекционную, где установлены
котел-утилизатор 8 и пароперегреватель
9 для производства и перегрева пара, а
также подогреватель сырья 7. Дымовые газы
отсасываются дымососом 5 и выбрасываются
в атмосферу через дымовую трубу 7. Конвертированный
газ, собранный в общий коллектор, направляется
в котел-утилизатор 13, где охлаждается
до 400—450 оС.
Материальный баланс блока АТ (АВТ)
Статьи баланса |
Потенциальное содержание в нефти, % масс. |
Отбор от потенциала в долях от единицы |
Фактический отбор, % масс. на нефть |
Расход, тыс. т/год |
Газ до С4 включительно |
1,6 |
- |
1,6 |
48 |
н.к. – 62 |
5,24 |
0,98 |
5,14 |
154,2 |
85 -180 |
21,41 |
0,98 |
20,90 |
627 |
180 - 360 |
24,88 |
0,87 |
21,65 |
649,5 |
350 – 500 |
22,37 |
1,1 |
24,61 |
738,3 |
Выше 500 |
24,00 |
1,15 |
25,6 |
768 |
Потери |
0,5 |
- |
0,5 |
15 |
Итого |
100 |
- |
100 |
3000 |
Распределение прямогонных фракций по технологическим процессам
Фракция, оС |
% на нефть |
Процессы переработки, % на нефть | ||||
каталитический риформинг |
Висбкрекинг |
ГО ДТ |
легкий ГК и КК |
битум- ное произ-водство | ||
Газ до С4 включительно |
1,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
н.к. – 62 |
5,14 |
- |
- |
- |
- |
- |
85 -180 |
20,90 |
20,90 |
- |
- |
- |
- |
180 - 350 |
21,65 |
- |
- |
21,65 |
- |
- |
350 – 500 |
24,61 |
- |
- |
- |
24,61 |
- |
Выше 500 |
25,6 |
- |
12,8 |
- |
- |
12,8 |
Потери |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
100 |
20,90 |
12,8 |
21,65 |
24,61 |
12,8 |