Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:29, курсовая работа
Увеличение объема производства нефтепродуктов, расширение их ассортимента и улучшение качества – основные задачи, поставленные перед нефтеперерабатывающей промышленностью в настоящее время. Решение этих задач в условиях, когда непрерывно возрастает доля переработки сернистых и высокосернистых, а за последние годы и высокопарафинистых нефтей, потребовало изменения технологии переработки нефти. Большое значение приобрели вторичные и, особенно, каталитические процессы. Производство топлив, отвечающих современным требованиям, невозможно без применения таких процессов, как каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидроочистка, алкилирование и изомеризация, а в некоторых случаях - гидрокрекинг.
Содержание
Введение 3
Характеристика нефтей Оренбургской области 4
Обоснование ассортимента получаемых продуктов 25
Характеристика установок завода для переработки нефти 30
Материальные балансы отдельных установок и завода в целом 52
Требования охраны окружающей среды 61
Заключение 64
Литература 65
Требования к характеристикам, автомобильного бензина
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 № 748)
Характеристики автомобильного бензина |
Единица измерения |
Нормы в отношении | |||
класса 2 |
класса 3 |
класса 4 |
класса 5 | ||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг |
500 |
150 |
50 |
10 |
Объемная доля бензола, не более |
процентов |
5 |
1 |
1 |
1 |
Концентрация железа, не более |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация марганца, не более |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация свинца, не более |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Массовая доля кислорода, не более |
процентов |
– |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
Объемная доля углеводородов, не более: |
процентов |
||||
ароматических |
– |
42 |
35 |
35 | |
олефиновых |
– |
18 |
18 |
18 | |
Позиция исключена. — Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 № 748 | |||||
Давление паров, не более: |
кПа |
||||
в летний период |
– |
45–80 |
45–80 |
45–80 | |
в зимний период |
– |
50–100 |
50–100 |
50–100 | |
Объемная доля оксигенатов, не более: |
процентов |
||||
метанола |
– |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие | |
этанола |
– |
5 |
5 |
5 | |
изопропанола |
– |
10 |
10 |
10 | |
третбутанола |
– |
7 |
7 |
7 | |
изобутанола |
– |
10 |
10 |
10 | |
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле |
– |
15 |
15 |
15 | |
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 градусов Цельсия) |
– |
10 |
10 |
10 | |
Объемная доля
монометиланилина, не более |
процентов |
1,3 |
1 |
1 |
отсутствие |
Приложение № 2
к техническому регламенту
«О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину, дизельному
и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей
и топочному мазуту»
Требования к характеристикам дизельного топлива
Характеристики дизельного топлива |
Единица измерения |
Нормы в отношении | |||
класса 2 |
класса 3 |
класса 4 |
класса 5 | ||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг |
500 |
350 |
50 |
10 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: |
°C |
||||
дизельного топлива, за исключением дизельного топлива для арктического климата |
40 |
40 |
40 |
40 | |
дизельного топлива для арктического климата |
30 |
30 |
30 |
30 | |
Фракционный состав — 95 процентов |
°C |
360 |
360 |
360 |
360 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более |
процентов |
– |
11 |
11 |
11 |
Цетановое число, не менее |
– |
45 |
51 |
51 |
51 |
Цетановое число для дизельного топлива для холодного и арктического климата, не менее |
– |
– |
47 |
47 |
47 |
Предельная температура фильтруемости, не выше: |
°C |
||||
дизельного топлива для холодного климата |
минус 20 |
минус 20 |
минус 20 |
минус 20 | |
дизельного топлива для арктического климата |
минус 38 |
минус 38 |
минус 38 |
минус 38 | |
Смазывающая способность, не более |
мкм |
460 |
460 |
460 |
460 |
Приложение № 3
к техническому регламенту
«О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину, дизельному
и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей
и топочному мазуту»
Требования к характеристикам котельного топлива
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 № 748)
Характеристики топочного мазута |
Единица измерения |
Нормы | ||
до 31 декабря 2012 г. |
до 31 декабря 2014 г. |
срок не ограничен | ||
Массовая доля сероводорода, не более |
процентов |
0,003 |
0,002 |
0,001 |
Массовая доля серы, не более |
процентов |
– |
3,5 |
– |
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже |
°C |
– |
90 |
– |
Требования к характеристикам битума
Наименование показателя |
Значение для битума марки |
Метод испытания | ||
Б |
Г |
В | ||
(ОКП 02 5652 0100) |
(ОКП 02 5652 0300) |
(ОКП 02 5635 0200) | ||
1. Температура размягчения по кольцу и шару, °С |
100-110 |
125-135 |
110-125 |
По ГОСТ 11506-73 |
2. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм |
2-10 |
0-5 |
0-8 |
По ГОСТ 11501-78 |
3. Массовая доля
веществ, нерастворимых в |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
По ГОСТ 20739-75 и по п. 3.2 настоящего стандарта |
4. Температура вспышки, °С, не ниже |
240 |
260 |
240 |
По ГОСТ 4333-87 и по п. 3.3 настоящего стандарта |
5. Растворимость битума в льняном масле |
Полная |
По п. 3.4 | ||
6. Растворимость смеси битума с льняным маслом в уайт-спирите |
» |
По п. 3.5 | ||
7. Условная вязкость
смеси битума с льняным маслом
в уайт-спирите при 50 °С непосредственно
после изготовления и |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
По ГОСТ 6258-85 |
8. Кислотное число, мг КОН на 1 г битума, не более |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
По п. 3.6 |
9. Массовая доля воды |
Следы |
По ГОСТ 2477-65 | ||
10. Зольность, %, не более |
0,20 |
0,20 |
0,2 |
По ГОСТ 11512-65 |
ЭЛОУ-АВТ-3.
Атмосферная перегонка
Атмосферная перегонка предназначена для отбора светлых нефтяных фракций - бензиновой, керосиновой и дизельных, выкипающих до 360°С, потенциальный выход которых составляет 45-60% на нефть. Остаток атмосферной перегонки - мазут.
Процесс заключается в разделении нагретой в печи нефти на отдельные фракции в ректификационной колонне - цилиндрическом вертикальном аппарате, внутри которого расположены контактные устройства (тарелки), через которые пары движутся вверх, а жидкость - вниз. Ректификационные колонны различных размеров и конфигураций применяются практически на всех установках нефтеперерабатывающего производства, количество тарелок в них варьируется от 20 до 60. Предусматривается подвод тепла в нижнюю часть колонны и отвод тепла с верхней части колонны, в связи, с чем температура в аппарате постепенно снижается от низа к верху. В результате сверху колонны отводится бензиновая фракция в виде паров, а пары керосиновой и дизельных фракций конденсируются в соответствующих частях колонны и выводятся, мазут остаётся жидким и откачивается с низа колонны.
Вакуумная перегонка
Вакуумная перегонка предназначена для отбора от мазута масляных дистиллятов на НПЗ топливно-масляного профиля, или широкой масляной фракции (вакуумного газойля) на НПЗ топливного профиля. Остатком вакуумной перегонки является гудрон. Необходимость отбора масляных фракций под вакуумом обусловлена тем, что при температуре свыше 380°С начинается термическое разложение углеводородов (крекинг), а конец кипения вакуумного газойля - 520°С и более. Поэтому перегонку ведут при остаточном давлении 40-60 мм рт. ст., что позволяет снизить максимальную температуру в аппарате до 360-380°С.Разряжение в колонне создается при помощи соответствующего оборудования, ключевыми аппаратами являются паровые или жидкостныеэжекторы.
Стабилизация и вторичная перегонка бензина
Получаемая на атмосферном блоке бензиновая фракция содержит газы (в основном пропан и бутан) в объёме, превышающем требования по качеству, и не может использоваться ни в качестве компонента автобензина, ни в качестве товарного прямогонного бензина. Кроме того, процессы нефтепереработки, направленные на повышение октанового числа бензина и производства ароматических углеводородов в качестве сырья используют узкие бензиновые фракции. Этим обусловлено включение в технологическую схему переработки нефти данного процесса, при котором от бензиновой фракции отгоняются сжиженные газы, и осуществляется её разгонка на 2-5 узких фракций на соответствующем количестве колонн.
Установка изомеризации.
Процесс изомеризации является одним из самых рентабельных способов получения высокооктановых компонентов бензинов с улучшенными экологическими свойствами. Актуальность установок изомеризации также возросла с введением новых сверхжестких ограничений на экологические свойства автомобильных бензинов, включая ограничение по фракционному составу, содержанию ароматических соединений и бензола. Установки изомеризации позволяют получить топливо с характеристиками, отвечающими жестким стандартам ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Интенсивное наращивание мощностей процесса изомеризации осуществляется за счет реконструкции существующих и строительства новых установок. Одновременно проводятся модернизация и интенсификация действующих установок изомеризации под процессы с рециркуляцией не превращенных нормальных парафинов.
Сырьём изомеризации являются легкие бензиновые фракции с концом кипения от 62°С до 85°C. Повышение октанового числа достигается за счёт увеличения доли изопарафинов. Процесс осуществляется, как правило, в одном или двух реакторах при температуре, в зависимости от применяемой технологии, от 110 до 380°C и давлении до 35 атм.
Установка изомеризации представляет собой технологическую систему, состоящую из взаимосвязанных технологическими потоками блоков:
— блок подготовки сырья (как правило, включает гидроочистку сырья, стабилизацию гидрогенизата в отпарной колонне, а также может включать адсорбционную очистку сырья на молекулярных ситах);
— блок четкой ректификации сырья изомеризации и полученного изомеризата;
— блок изомеризации (как правило, включает непосредственно реакторный блок и узел осушки циркулирующего газа);
—блок стабилизации полученного изомеризата;
Процесс гидроочистки – каталитический процесс, протекающий в среде водородсодержащего газа с использованием специально подобранного катализатора. Целью процесса предварительной гидроочистки сырья для установки изомеризации является удаление из него веществ, дезактивирующих катализатор. К этим веществам относятся: соединения серы, кислорода и азота; металлорганические соединения, содержащие мышьяк, медь и др., а также непредельные соединения.
Цеолитные катализаторы наименее активны при более высоких температурах по сравнению с катализаторами других типов, и как следствие – низкие октановые числа изомеризата (76-78 по исследовательскому методу). Однако, они обладают высокой устойчивостью к отравляющим примесям в сырье и способностью к полной регенерации в реакторе установки. В технологической схеме данного процесса предусматриваются огневые подогреватели для нагрева газо-сырьевой смеси до температуры реакции. Требуется достаточно высокое отношение водорода к углеводородному сырью (наряду с изомеризацией водород тратиться на гидроочистку и деароматизацию сырья), поэтому необходим компрессор для подачи циркулирующего ВСГ и сепаратор для отделения ВСГ