Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:39, контрольная работа
1.Особенности развития и размещения социальной инфраструктуры.
2.Назначение и возможности различных форм территориальной организации производства.
Задание 1 (вариант 10) 2
Задание 2 (вариант 12) 11
Задание 3 (вариант 3) 21
Список источников и литературы 22
Назначение и возможности различных форм территориальной организации производства.
Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям. Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.) являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).
В
территориальной структуре
Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства — континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.
Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный характер.
Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.
Регион — самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.
Субрегион — крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства. В пределах Европы выделяют две крупные части — Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.
Субрегионы Азии: Центральная, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия и Западная Азия.
Африку подразделяют на Северную, Восточную, Центральную, Западную и Южную Африку.
Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка, Андские страны, страны бассейна Амазонки и Ла-Платы.
В составе региона Австралия и Океания выделяют: Австралию, Меланезию , Полинезию и Микронезию.
Регион Северная Америка состоит из двух государств - Канады и США, а СНГ — из двенадцати (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).
Страна — территория (местность), границы и целостность которой обусловлены суверенитетом государства, с характерными условиями развития, специализацией и структурой хозяйства.
Другой
уровень территориальной
Экономический район — это географически целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным разделением труда.
Образование экономических районов - объективный процесс, обусловленный развитием территориального разделения труда внутри страны. Вследствие того, что его уровень в разных странах может быть разным, наблюдаются различия в территориальной структуре и организации хозяйства в каждой стране.
Различия
наблюдаются также и в
В России основополагающими служат следующие принципы:
- экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого целого народного хозяйства страны с определенным набором вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию районов должны определять отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Основные контуры границ районов определяются ареалом размещения специализирующих отраслей;
- национальный и административный, предусматривающий полное соответствие выделенных районов образуемым национальным и административным объединениям (республикам, краям, областям и т. д.) в интересах укрепления их единства как целостных территориально-хозяйственных образований.
Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на:
• макроуровень — экономическая зона, экономический район;
• мезоуровенъ — область, край, республика;
• микроуровень — административный район, промышленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.
Экономические зоны — обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) районов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.
На территории Российской Федерации выделяют Западную экономическую зону, включающую районы Европейской части страны с Уралом, и Восточную, включающую районы Сибири и Дальнего Востока.
Для Западной экономической зоны характерны дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая степень концентрации населения и экономической освоенности территории (около 80% населения и основных производственных фондов страны), в составе промышленности преобладание обрабатывающих отраслей. Для Восточной экономической зоны характерны наличие больших запасов топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, слабая заселенность и хозяйственная освоенность территории, в составе промышленности преобладание добывающих отраслей.
Экономические районы также представляют собой крупные территориальные образования, составленные из областей, краев и республик с относительно однородными условиями, с характерной направленностью развития (специализацией) хозяйства, с трудовыми и природными ресурсами, достаточными для относительно самостоятельного комплексного развития производительных сил.
В системе хозяйства России выделяют 11 крупных, или основных экономических, районов, различающихся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства: Центральный, Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Крупные районы разделены на 89 политико-административных единиц, являющихся субъектами Российской Федерации. Последние, в свою очередь, — на низовые административно-хозяйственные районы. И те, и другие в экономическом отношении являются специализированными звеньями крупных экономических районов.
Промышленный узел (промузел) - группа технологически и экономически связанных производств, компактно размещенных на небольшой территории (нескольких промцентров).
Промышленный центр (промцентр) — группа невзаимосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).
Промышленный пункт (промпункт) - территория (малый город или поселок городского типа), на которой размещается одно или более родственных предприятий (одной отрасли).
Широко распространенными в мире формами территориальной организации хозяйства являются специальные экономические зоны (СЭЗ) - территории с наиболее благоприятным режимом финансово-экономической деятельности отечественных и иностранных инвесторов. В зависимости от направления хозяйственной деятельности, поставленных экономических задач или других целей СЭЗ могут создаваться как зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны), где осуществляются операции по складированию и обработке (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.) грузов внешней торговли, как промышленно-производственные зоны, где промышленные компании производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, как торгово-производственные, сервисные, комплексные, технико-внедренческие (для разработки и внедрения новых технологий) или технополисы, транзитные, страховые, банковские, эколого-экономические зоны, туристические центры и др.
В основу отбора зональных территорий положены разные принципы: выгодное географическое положение, высокий уровень развития или дешевизна инфраструктурного обустройства, наличие значительного ресурсного (сырьевого, трудового) потенциала для дальнейшего роста и др.
В России СЭЗ получили незначительное развитие. Изначально (1990—1992 гг.) было объявлено о создании 12—13 зон. Однако в настоящее время многие из этих зон существуют формально и некоторые из них фактически уже распались. Относительно активно развиваются СЭЗ лишь в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.
Все вышеназванные территориальные образования — регионы, районы и т. д., составляют основу территориальной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появление (происхождение) таких дисциплин, как экономическая география, а позже — региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содержания исследуется один и тот же объект — территориальная организация общественного производства.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.
Опыт создания свободных экономических зон в современной России принято считать неудачным. И неудачи эти объясняются несколькими факторами: неблагоприятный инвестиционный климат страны, непродуманность организационной структуры управления, отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ. То есть факторы эти, главным образом, субъективные и отнюдь не позволяют говорить о том, что сама идея свободных экономических зон неприемлема для России. Напротив, для большинства экономистов очевидно, что с помощью механизма СЭЗ может быть решена проблема экономических взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ. Достаточно принять ряд законов и подзаконных актов, разграничивающих права и полномочия центра и субъектов, определяющих статус стратегически важных регионов, порядок бюджетных взаиморасчетов.
У нас — 70 депрессивных субъектов Федерации, которые нуждаются в стимулировании экономического роста. Каждый регион имеет свою специфику, свои проблемы. Проблемы Дальнего Востока резко отличаются от проблем Краснодарского края. На Дальнем Востоке ждет своего решения проблема рыбного промысла, судоремонтного производства. В Краснодарском крае нужно решать проблему Черноморского и Азовского побережья. Страна теряет ежегодно свыше трех миллиардов долларов из-за того, что в Краснодарском крае не оборудованы курортные зоны на должном уровне. Эти миллиарды уходят в Турцию, берега которой омывает все то же Черное море. Экономические зоны необходимы в Калининградской области, нужны зоны и на границе с Монголией... Везде свои локальные проблемы, своя культура... Но я не вижу никаких конкретных результатов, кроме роста экономических правонарушений. Подобные зоны иначе как рассадниками экономических правонарушений и не назовешь. Там не работает реальный сектор экономики, зарегистрированы всякие дутые компании.
Свободная экономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе. К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия — как экономические, так и социальные — для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...
Информация о работе Особенности развития и размещения социальной инфраструктуры