Особенности развития и размещения социальной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

1.Особенности развития и размещения социальной инфраструктуры.
2.Назначение и возможности различных форм территориальной организации производства.

Содержание

Задание 1 (вариант 10) 2
Задание 2 (вариант 12) 11
Задание 3 (вариант 3) 21
Список источников и литературы 22

Работа содержит 1 файл

Особенности разв и размещения социальной инфраструктуры.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

      Особенности развития и размещения социальной инфраструктуры

     Переход к социально ориентированной  рыночной экономике требует более  глубокого проникновения в сущность объективных законов общественного  развития и использования этого знания в интересах созидания нового общества. Перед современным российским обществом остро встают задачи экономического, социально-политического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов развития различных сфер общественной жизни.

     Вопросы взаимосвязи и взаимовлияния  экономических и социальных факторов всегда были предметом пристального внимания. Важное место среди них занимают проблемы развития такого общественного явления как "инфраструктура". Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению процесса функционирования инфраструктуры, необходимо уточнить само понятие "инфраструктура".

     Появление новых понятий в истории научной  мысли не является неким заранее заданным результатом. "...Понятия выступают как логические средства систематизации результатов взаимодействия объекта и субъекта познания (материально-практических и теоретических взаимосвязей), являясь, в конечном счете, отражением и представлением сущности вещей и процессов материального мира".[4, с.62]

     Формирование  любого понятия, в том числе понятие "инфраструктура", связано с  развитием общественной практики и  науки, с ее более глубоким проникновением в закономерности общественного  развития.

     Длительное время (практически в течение всей первой половины XX в.) представления об общих условиях эффективного развития материального производства и социальной жизни развивались параллельно. Соответственно этому появлялись, с одной стороны, идеи относительно условий развития промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства, связанные прежде всего с обоснованием принципов функционирования таких отраслей, как транспорт и связь. С другой стороны, в работах демографов, социологов, архитекторов содержался анализ и обобщение практики создания материальных условий не только для трудовой, но и для других форм деятельности людей.

     Следует отметить, что к моменту появления  самого термина "инфраструктура" произошло сближение этих двух линий, результатом чего явилось представление об инфраструктуре как о едином комплексе соответствующих условий. Сам термин "инфраструктура" появился в экономической литературе в конце 40-x годов. Он заимствован из военного лексикона, где обозначает комплекс сооружений, объектов, обеспечивающих действия вооруженных сил.[11, с.61]

     Серьезный вклад в разработку проблем инфраструктуры внесли философы и социологи. Различные  аспекты влияния материально-вещественных элементов на эффективную деятельность трудящихся были проанализированы в работах ученых, занимающихся проблемами социального управления и планирования: В. Г. Афанасьева, Н. А. Аитова, Д. А. Керимова, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина и других представителей науки.

     В настоящее время усилилось внимание науки и практики к проблемам  развития инфраструктуры. Общие и специфические проблемы ее развития нашли отражение в трудах российских и зарубежных социологов и экономистов, были предметом обсуждения на многочисленных конференциях как внутри страны, так и за рубежом.

     Под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для нормальной деятельности главных отраслей материального производства и развития производительных сил страны. В экономической энциклопедии инфраструктура определяется как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, наука, здравоохранение и т. п.

     Если  исходить из того, что понятие "инфраструктура" буквально означает: infra - ниже, под; struktura - строение, расположение, то станет очевидным, что она представляет собой материальные условия для функционирования, либо производства, либо жизни населения, либо одновременно и того и другого.

     Отрасли, входящие в инфраструктуру, принимают  непосредственное или опосредованное участие и общественном воспроизводстве, выступают условием создания валового внутреннего продукта. В некоторых ее отраслях продолжается процесс материального производства, а живой труд, затрачиваемый здесь, увеличивает стоимость валового внутреннего продукта, хотя и не изменяет материально-вещественную форму потребительной стоимости.

     Социальная  инфраструктура - совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов  деятельности, функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин "социальная инфраструктура" стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д.

     По  мере углубления анализа инфраструктуры становится все более очевидным, что элементы инфраструктуры не прямо "выходят" на человека. Ученые постепенно утверждаются в мысли, что нормальное функционирование в процессе производства важнейшей производительной силы - человека - также требует создания определенных объектов инфраструктуры. Было обращено внимание на то, что со временем все решительнее набирает силу социальный аспект развития традиционных элементов производственной инфраструктуры (транспорт, средства связи и т. п.): приспособление их для удовлетворения различных потребностей человека.

     К социальной инфраструктуре чаще всего  относят сооружения, предприятия  и учреждения, в совокупности создающие  материальные и культурно-бытовые  условия для нормальной жизни  населения и способствующие привлечению рабочей силы. Общая принципиально правильная направленность этой трактовки тем не менее не избавляет данное определение от недостатков. Во-первых, нельзя, видимо, ограничиваться только "материальными и культурно-бытовыми" условиями. В жизни населения существенную роль играют условия для развития социальной активности, различных форм межличностного общения. Их игнорирование не правомерно. Во-вторых, внимание к привлечению рабочей силы особенно оправдано, когда исследуются районы нового освоения. Но даже по отношению к ним не менее актуальна задача рационального использования и закрепления трудовых ресурсов. В-третьих, общее утверждение о "нормальной жизни" также требует уточнения, поскольку в данной формулировке оно позволяет трактовать социальную инфраструктуру слишком широко и недостаточно конкретно.

     Можно сделать вывод, что социальная инфраструктура характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общества), которое  направлено на оптимизацию общественного развития, на реализацию всего того, что "способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию образа жизни. Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека - трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего общества.

     Такое понимание социальной инфраструктуры позволяет трактовать ее как относительно самостоятельный элемент материально-вещественной основы общественного развития, обладающий специфическими особенностями формирования и функционирования в обществе.[1, с.34]

     Приступая к анализу функций социальной инфраструктуры, мы исходим из того, что функции любого объекта в обществе отражают особую форму взаимозависимости между компонентами единого процесса общественного развития, когда изменения одного из них с неизбежностью оказываются производными от изменений других. Это ориентирует нас на исследование тех конкретных процессов, с которыми непосредственно связано развитие социальной инфраструктуры.

     Далее, проблема функций того или иного  института, как известно, тесно связана  с вопросом о цели, ради которой  он создается, каким образом он влияет на общественное развитие. Поэтому было бы, видимо, точнее поставить вопрос о целевых функциях инфраструктуры, который имеет огромное теоретическое и практическое значение. От того, как сформулирована цель, насколько четко определены пути и возможности ее достижения, в значительной степени зависит успешное решение задач оптимизации общественного развития, реализация достижений научно-технической революции, умелое использование ресурсов и потенциальных возможностей современного общества.

     В работах, посвященных развитию социальной инфраструктуры, варьируются такие  целевые установки, как обеспечение  жилищно-бытовых, социально-культурных и материальных условий для нормального  проживания, нормальной жизни населения.[5, с.23] В целом это, конечно, важные функции, но они далеко не исчерпывают всех функций социальной инфраструктуры.

     Другие  исследователи, хотя и рассматривают  социальную инфраструктуру в качестве самостоятельного объекта исследования, тем не менее полностью подчиняют  цели ее развития лишь интересам материального производства. Это не совсем оправдано, так как значительно сужает роль социальной инфраструктуры в процессе функционирования общества. Такой "производственный" подход к целям, ради которых вызвана к жизни социальная инфраструктура ограничивает понимание возможностей ее активное влияния на ход общественного развития. Третья группа исследователей справедливо обращает внимание на то, что развитие социальной инфраструктуры должно быть подчинено общим целям общественного прогресса. По мере все более полного удовлетворения материальных потребностей неуклонно возрастает необходимость создания условий для физического и духовного развития личности, т. е. развития всего комплекса социальной инфраструктуры". На наш взгляд, это наиболее верное определение цели развития социальной инфраструктуры, хотя едва ли нужно расширять понятие "условие" до всех условий способствующих всестороннему развитию личности. Точнее, как нам представляется, говорить лишь об общих условий, создание которых можно планировать на определенный отрезок времени.

     Социальная  инфраструктура призвана также способствовать всемерному удовлетворению разнообразных  потребностей общества. Поэтому недостатки в планировании развития социальной инфраструктуры серьезно влияют на эффективное решение этой важной задачи. Следовательно, в развитии социальной инфраструктуры находит отражение органическое соединение целей экономического и социального развития общества.

     Таким образом, целью развития социальной инфраструктуры является ее ориентация на создание объективных материальных предпосылок развития общества и всестороннего развития каждой личности.

     Каждая  из отраслей социальной инфраструктуры включает в себя организации, предприятия, учреждения разных размеров и форм собственности, в состав которых могут входить различные структурные подразделения. Следовательно, в социальной инфраструктуре следует различать два уровня: первичный - организации, предприятия, учреждения; отраслевой - под которым понимается определенный сектор инфраструктуры.

     В системе общественного воспроизводства  социальная инфраструктура как специфическая  подсистема экономики выполняет  многогранные функции. Она выступает  сферой производства и потребления  различных услуг и духовных благ, связанных с необходимостью охраны здоровья, получения образования, удовлетворения культурных потребностей человека, создания жилищно-бытовых и других условий для жизни и деятельности населения. В совокупности выполняемых задач эта функция направлена на обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы и формирования ее нового качественного состава. Наиболее обобщающим показателем развития социальной инфраструктуры является рост объема платных услуг населению и усложнение ее структуры.

     Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой прежде всего категорию региональной экономики: именно в регионе происходит комплексное обслуживание населения ее отраслями. На базе комплексности социальная инфраструктура превращается в систему жизнеобеспечения населения. Поскольку эта сфера формируется и функционирует на различных уровнях, здесь сталкиваются отраслевые и территориальные интересы субъектов собственности и субъектов хозяйствования. Таким образом, социальная инфраструктура, являясь совокупностью отраслей, создает необходимые условия для полноценной жизни населения и развития человеческого потенциала. В свою очередь, каждая из отраслей социальной инфраструктуры представляет собой сложную социально-экономическую систему с присущими ей признаками, свойствами, закономерностями и особенностями формирования и функционирования. Вместе с тем, социальная инфраструктура может и должна рассматриваться как самостоятельная система более высокого порядка, объединяющая вполне определенные отрасли (системы), имеющие единую общую цель - обеспечение жизнедеятельности населения и формирование условий для социально-экономического развития, а также связанные между собой соответствующими отношениями различной сложности и степени взаимовлияния. Изучение условий функционирования, внутренних связей и внешних факторов каждой из систем и всей инфраструктуры в целом чрезвычайно важно и необходимо для выработки эффективных средств полноценного функционирования экономики и социальной сферы России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности развития и размещения социальной инфраструктуры