Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2012 5 курс.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Таким образом, навыки исследовательской деятельности формируются на уроках географии.  Основной результат – это интерес учащихся к предмету, активное познание природы  своей Земли, любовь к ней, постижение гармонии и единства природных процессов, осознание  человеческой ответственности за  сохранение нашей планеты. 

    2.3 Исследовательская деятельность учащихся  во внеклассной работе.

    В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной  частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.

    География как учебный предмет имеет  большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как  ее содержание тесно связано с  окружающей природой, с хозяйственной  деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей  стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы.

    Внеурочная  деятельность отличается от урочной  целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.

    На  внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады  по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Роль  и значение учебно-исследовательской  деятельности  в школьных курсах географии состоит в том, что  с их помощью в значительной мере решаются проблемы формирования общественного  сознания у подрастающего поколения, более глубокого изучения учащимися географических процессов и явлений.

  Поставленные  нами цель и задачи: определить понятие, сущность, методы и организации учебно-исследовательской работы школьников в курсах географии были достигнуты в полной мере.

  В первой главе мы определили учебно-исследовательскую деятельность школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Богоявленская, А. В науку идут малыши / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31. 

2. Гафитулин,  М.С. Проект "Исследователь". Методика  организации исследовательской деятельности учащихся / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26. 

3. Долгушина,  Н. Организация исследовательской  деятельности младших школьников /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8 

4. Краткий психологический  словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13. 

5. Осипова Г.И Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г.И Осипова - Волгоград: Учитель, 2007. 

6. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. - М.:Просвещение, 2000. - С.45. 

7. Разагатова, Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень /Н.А Разагатова - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. - 76 с. 
 

8. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230. 
 

9. Румянцева,  Н.Ю. Потенциальная готовность  учителя к организации учебно-исследовательской  деятельности младших школьников / Н.Ю.Румянцева. - М.:Просвещение, 1999. - 234 с. 
 

10. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.:Просвещение, 2006.- 434 с. 
 

11. Семенова, Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах. - Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61. 
 

12. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе /Н.А.Семенова// VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование».- Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.40. 
 

Информация о работе Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии