Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:34, курсовая работа
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Таким
образом, навыки исследовательской деятельности
формируются на уроках географии. Основной
результат – это интерес учащихся к предмету,
активное познание природы своей Земли,
любовь к ней, постижение гармонии и единства
природных процессов, осознание человеческой
ответственности за сохранение нашей
планеты.
2.3 Исследовательская деятельность учащихся во внеклассной работе.
В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.
География
как учебный предмет имеет
большие возможности для
Внеурочная
деятельность отличается от урочной
целями, содержанием, организационными
формами и особенностями
На
внеурочных занятиях школьники совершенствуют
умения самостоятельно пополнять знания
из различных источников информации.
Составляя рефераты и доклады
по дополнительной научно-популярной
географической литературе, школьники
совершенствуют умения работать с книгой:
выделять главные мысли, отбирать факты
для подтверждения теоретических положений,
составлять планы и конспекты по тексту.
На экскурсиях и в походах они закрепляют
некоторые исследовательские методы географической
науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять
гербарий, составляют планы и карты-схемы
пути и т.д. Участие в походах по родному
краю воспитывает чувство патриотизма.
Разнообразная тематика географических
вечеров и конференций, воспитывают чувство
гордости за нашу страну
Заключение
Роль и значение учебно-исследовательской деятельности в школьных курсах географии состоит в том, что с их помощью в значительной мере решаются проблемы формирования общественного сознания у подрастающего поколения, более глубокого изучения учащимися географических процессов и явлений.
Поставленные нами цель и задачи: определить понятие, сущность, методы и организации учебно-исследовательской работы школьников в курсах географии были достигнуты в полной мере.
В
первой главе мы определили учебно-исследовательскую
деятельность школьников как специально
организованную, познавательную творческую
деятельность учащихся, по своей структуре
соответствующую научной деятельности,
характеризующуюся целенаправленностью,
активностью, предметностью, мотивированностью
и сознательностью. В процессе реализации
этой деятельности осуществляется с различной
степенью самостоятельности активный
поиск и открытие учащимися субъективного
знания с использованием доступных для
детей методов исследования. Ее результатом
является формирование познавательных
мотивов и исследовательских умений, субъективно
новых для учащегося знаний и способов
деятельности, личностное развитие ученика.
Литература
1. Богоявленская,
А. В науку идут малыши / А.Богоявленская
// Практический журнал для учителя и администрации
школы.-2006.-№1. - С.26-31.
2. Гафитулин,
М.С. Проект "Исследователь". Методика
организации исследовательской деятельности
учащихся / М.С.Гафитулин // Педагогическая
техника. 2005. - №3. - С.21-26.
3. Долгушина,
Н. Организация
4. Краткий психологический
словарь / Под общей редакцией
Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат,
1985.- С.13.
5. Осипова Г.И Опыт
организации исследовательской деятельности
школьников: «Малая Академия наук» / авт.
- сост. Г.И Осипова - Волгоград: Учитель,
2007.
6. Поддъяков, А.
Н. Исследовательское поведение. Стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт
/ А. Н. Поддъяков. - М.:Просвещение, 2000. -
С.45.
7. Разагатова, Н.А.
Городская межшкольная конференция «Первые
шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов).
Информационный бюллетень /Н.А Разагатова
- Самара: Изд-во МГПУ, 2003. - 76 с.
8. Разагатова, Н.А.
Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую
деятельность (на примере г. Самара) / Н.А.Разагатова,
С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного
центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.
9. Румянцева,
Н.Ю. Потенциальная готовность
учителя к организации учебно-
10. Савенков, А. И.
Психологические основы исследовательского
подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.:Просвещение,
2006.- 434 с.
11. Семенова, Н.А.
Аспекты организации исследовательской
деятельности в начальной школе /Н.А.Семенова//Международная
научно-практическая конференция «Гуманитарные
исследования и их роль в развитии педагогического
образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы
конф. В 2-х томах. - Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.-
С.58-61.
12. Семенова, Н.А.
Организация исследовательской деятельности
в начальной школе /Н.А.Семенова// VI Общероссийская
межвузовская конференция студентов,
аспирантов и молодых ученых «Наука и
образование».- Томск: Издательство ТГПУ,
2002.- С.40.
Информация о работе Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии