Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:34, курсовая работа
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Федеральное агентство по науке и образованию
ФГБОУ ВПО
«Набережночелнинский
институт социально-педагогических технологий
и ресурсов»
Факультет
естественно-географический
Кафедра
географии и методики ее преподавания
Курсовая работа
Организация
исследовательской
деятельности в школьных
курсах географии
Работа завершена
«____»_________2011
г.
Рекомендуется к защите:
научный руководитель,
к.г-м.,
доцент
«____»________2011 г.
Набережные Челны, 2011
Введение
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Однако
в школе уже много лет
При изучении психолого-педагогической литературы мной было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности школьников.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности школьников.
Объект исследования: исследовательская деятельности школьников.
Предмет исследования: организация исследовательской деятельности учащихся в школьных курсах географии.
Цель исследования: определение особенностей организации исследовательской деятельности учащихся в школьных курсах географии.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: ознакомление школьников с содержанием и техникой выполнения исследований; формирование у учащихся умений самостоятельной работы; формирование умений самоконтроля.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение исследовательской деятельности.
2.Охарактеризовать содержание исследовательской деятельности.
3. Рассмотреть основные направления организации исследовании на уроках и во внеурочное время.
В
ходе работы были использованы такие методы,
как сравнительный, наблюдение, теоретический
анализ педагогической и методической
литературы.
Глава
I. Теоретические основы
исследовательской
деятельности школьников
Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [4].
Понятие деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».
А.
И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте
исследовательского поведения лежит
психическая потребность в
Организуя
исследовательскую
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.
В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Взгляд на эту проблему с точки зрения возрастной психологии и педагогики обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. Прежде всего, это касается результативности как главной характеристики исследовательской деятельности. С этой точки зрения детская игра, к примеру, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. И все же мы говорим о творческой игре, о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее [5].
Подход исследовательской деятельности как к личностному свойству требует ее анализа в разных точках зрения:
- потребностно-мотивационной
стороны, предполагающей
- внутренней инициативы, побуждающей к поискам нового,
- операционно-технической
подразумевающей у субъекта
Ведь, чем сложнее творческий акт, тем сложнее его ремесло. И наоборот, расширение операционно - технических умений расширяет и возможности применения творческих подходов, приемов, способов.
Подход
к исследовательской
Несмотря на широкие исследования в различных областях, единого общепризнанного определения исследовательской активности (деятельности, поведения) нет. Разные авторы определяют ее по-разному. Отсутствие единого определения исследовательского поведения является одним из проявлений общей проблемы - наличие множества разных определений одного и того же сложного конструкта.
Понятие
исследовательской
В
отечественной психологии сильна традиция
использования термина «
Кроме
того, встречается смешанное
Мы считаем, что применительно к детям, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. Эти различия состоят в акцентировании того или иного аспекта. В понятии «исследовательская активность» больше подчеркнуть потребностно-мотивационный и энергетический аспект, в «исследовательском поведении» аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» аспект целеустремленности и целенаправленности. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать все указанные термины, выбирая тот или иной в зависимости от аспекта рассмотрения [11].
Информация о работе Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии