Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2012 5 курс.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по науке и  образованию

ФГБОУ ВПО

«Набережночелнинский  институт социально-педагогических технологий и ресурсов» 

Факультет естественно-географический 

Кафедра  географии и методики ее преподавания  
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии 

      
 
 
 

Работа  завершена

«____»_________2011 г.                                                            
 

Рекомендуется к защите:  

научный руководитель,

к.г-м., доцент                                                  

  «____»________2011 г.                                                             
 
 

Набережные  Челны, 2011

    Введение

   Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений  о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

   Однако  в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного  и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

   При изучении психолого-педагогической литературы мной было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности школьников.

   Выявленное  противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий  организации исследовательской  деятельности школьников.

   Объект исследования: исследовательская деятельности школьников.

   Предмет исследования: организация исследовательской деятельности учащихся в школьных курсах географии.

   Цель  исследования: определение  особенностей организации исследовательской деятельности учащихся в школьных курсах географии.

   Изучение  психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть  следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: ознакомление школьников с содержанием и техникой выполнения исследований; формирование у учащихся умений самостоятельной работы; формирование умений самоконтроля.

   В соответствии с целью и гипотезой  исследования были определены следующие  задачи:

1. Раскрыть сущность и значение исследовательской деятельности.

2.Охарактеризовать содержание исследовательской деятельности.

3. Рассмотреть основные направления организации исследовании на уроках и во внеурочное время.

   В ходе работы были использованы такие методы, как сравнительный, наблюдение, теоретический анализ педагогической и методической литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы исследовательской деятельности школьников 

    1. Сущность  и значение исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе

   Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [4].

   Понятие деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

   Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

   По  определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».

   А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит  психическая потребность в поисковой  активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [10,с 315].

   Организуя исследовательскую деятельность, многие педагоги считают, что если ученик проходит через традиционные этапы научного исследования, то такого рода организованная деятельность его личностно меняет. Мы же считаем, что это совсем не так. Подобная позиция является внешней по отношению к развитию личностного опыта ученика. При таком подходе велика вероятность в реализации исследования остаться только лишь на уровне упрощённого следования традиционно принятым в науке этапам организации научного исследования. Кстати, заметим, что необходимо разделять оформление научной работы в соответствии с принятой формой и реальное построение научного исследования. Большинство открытий человечества никогда не были построены в строго заданной логике и последовательности обсуждаемых этапов, а результаты значительной их части к тому же никогда не были так оформлены! С нашей точки зрения, планирование и осуществление этапов научного исследования является важной частью системной работы по приобщению ученика к науке, но не сутью данной образовательной технологии.

   В своей сущности исследовательская  деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим  и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

   В общем плане исследовательская  деятельность рассматривается как  деятельность, результатом которой  является создание новых материальных и духовных ценностей. Взгляд на эту проблему с точки зрения возрастной психологии и педагогики обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. Прежде всего, это касается результативности как главной характеристики исследовательской деятельности. С этой точки зрения детская игра, к примеру, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. И все же мы говорим о творческой игре, о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее [5].

   Подход  исследовательской деятельности как  к личностному свойству требует  ее анализа в разных точках зрения:

- потребностно-мотивационной  стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании,

- внутренней  инициативы, побуждающей к поискам  нового,

- операционно-технической  подразумевающей у субъекта определенных  умений для выполнения той  или иной деятельности.

Ведь, чем  сложнее творческий акт, тем сложнее его ремесло. И наоборот, расширение операционно - технических умений расширяет и возможности применения творческих подходов, приемов, способов.

   Подход  к исследовательской деятельности в его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его развития, в связи с самыми существенными моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности. Среди работ, выполненных в качестве ведущей для раннего возраста предметной деятельности и имеющих отношение к нашей проблеме, следует отнести исследование Н.Н. Палагиной, изучавшей развитие воображение у детей второго года жизни в их ориентировочно - исследовательской деятельности с предметами. Она обнаружила в этом возрасте элементы фантазии и творчества, которые проявлялись в способах освоения ребенком действий с предметами [5].

   Несмотря  на широкие исследования в различных  областях, единого общепризнанного  определения исследовательской  активности (деятельности, поведения) нет. Разные авторы определяют ее по-разному. Отсутствие единого определения исследовательского поведения является одним из проявлений общей проблемы - наличие множества разных определений одного и того же сложного конструкта.

   Понятие исследовательской инициативности связано с рядом близких понятий: «интеллектуальная активность»; «познавательная активность»; «креативность, любознательность» и «исследовательское поведение». В этом отношении исследовательская инициативность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как поучение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.

   В отечественной психологии сильна традиция использования термина «ориентировочная (ориентировочно - исследовательская) деятельность». В научной школе  М.И. Лисиной используются понятия  познавательная активность» и указывается, что в ряде отношений оно близко к терминам «любознательность» и «исследовательское поведение» (или просто «исследование») [5, с.389].

Кроме того, встречается смешанное употребление этих терминов - например, Д.Б. Годовикова рассматривает познавательную активность ребенка как следствие его ориентировочно - исследовательской деятельности в новой ситуации [5].

   Мы  считаем, что применительно к  детям, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», исследовательское поведение» имеют  больше сходного между собой, чем принципиально различного. Эти различия состоят в акцентировании того или иного аспекта. В понятии «исследовательская активность» больше подчеркнуть потребностно-мотивационный и энергетический аспект, в «исследовательском поведении» аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» аспект целеустремленности и целенаправленности. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать все указанные термины, выбирая тот или иной в зависимости от аспекта рассмотрения [11].

Информация о работе Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии