Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2012 5 курс.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

   Исследование, исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.

   В основе мотивации исследовательской  инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И. Лисиной. Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная [2].

Исследовательская инициативность выступает как универсальная  характеристика пронизывающая все  виды деятельности человека. Она выполняет  важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.

   Таким образом, сущность исследовательской  деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной  с периодическим и продолжительным  внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства. 
 

1.2 Содержание исследовательской деятельности школьников

   Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.

   В исследованиях многих педагогов  и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

   Изменение приоритетов и задач образования  является основным направлением сегодняшних  реформ. Усвоение предметного материала  обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес - качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия [12].

   Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (продукта). Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. «Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [4, с.67].

В отличие  от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:

· стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

· непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное  отношение изучаемого к известному;

· всегда определять место изучаемого в системе известного.

   В работе с детьми, безусловно, полезны  и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять  и проекты, и исследовательские  работы. На практике чаще всего они  соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов [8].

   Основным  отличием учебной проектно-исследовательской  деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают  навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

   В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

· первый: педагог сам ставит проблему и  намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

· второй: педагог ставит проблему, но пути и  методы ее решения, а также само решение  ученику предстоит найти самостоятельно;

· третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят  само решение.

   Исследования  можно классифицировать по-разному:

· по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

· по месту  проведения (урочные и внеурочные);

· по времени (кратковременные и долговременные);

· по теме (предметные или свободные)

· по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу). Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

   Первый  этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников  включают в себя:

· поддержание  исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

· развитие умений ставить вопросы, высказывать  предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

· формирование первоначальных представлений о  деятельности исследователя.

   Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

   Второй  этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать  выводы, оформлять результаты исследования;

· на поддержание  инициативы, активности и самостоятельности школьников [6]. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

   Третий  этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка [7].

   Исследовательская деятельность школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования [5].

   В процессе включения школьников в  учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации  решения единых учебно-исследовательских  задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.

   Таким образом, мы определяем учебно-исследовательскую деятельность школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II.Организация исследовательской деятельности в школе

    2.1 Исследовательская деятельность учащихся   на уроках географии.

Применение исследовательского метода обучения, развивает навыки исследовательской деятельности и формирует положительную мотивацию к географии. Исследовательские   уроки  строятся так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе этих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Например, В 6 классе ведут календарь погоды, но просто записывать фактическую погоду изо дня в день скучно. Я предлагаю сделать настоящее исследование. Выбрать приметы погоды для данного сезона года и отмечать их оправдываемость: какие из них сегодня оказались верные. Или записывать ежедневный прогноз погоды и сравнивать его с фактической погодой. Последнее сделать труднее, так как необходимо знать пределы оправдываемости для метеоэлементов. Мы считаем оправдываемость температуры, облачности, осадков и метеоявлений.  В конце года свои наблюдения анализируют, обобщают, сравнивают, делают выводы и защищают. А ведь для этого строят графики, диаграммы,  считают проценты. С удовольствием шестиклассники в течение года выполняют фенологические наблюдения. Важно на уроках научить ученика определять цель исследования и поэтапные шаги-задачи для ее достижения;  аргументированно доказывать свои гипотезы, анализировать полученные результаты, научить и представлять их в таблицах, графиках и сделать выводы, даже возможно дать какие-то практические рекомендации. Богатый материал для исследовательских уроков в седьмом классе. В 8 классе при изучении темы «Внутренние воды России» ученикам предлагается работа «Классификация рек России». Работа не имеет разграничения по объему. Ученики используют несколько критериев классификации и выбирают их самостоятельно. На уроке при изучении климата Татарстана было  предложено провести совместную работу по выявлению изменения климатических данных до и после строительства Нижнекамского водохранилища. По данным метеостанции Бегишево грозы стали наблюдаться на 1-1,5 часа позже. Снова предлагаем свои гипотезы и пытаемся их доказать.  Делаем вывод, что одна из причин таких изменений климата увеличение водной поверхности, следовательно более медленный нагрев. В 9 классе, изучая тему «Черная металлургия», ученики решают задачу – как из железной руды получают сталь. Находят данные о температуре плавления железа (опережающее домашнее задание), высказывают свои предположения как из куска руды (камня) отделить само железо. Каждый должен аргументированно доказать свой способ. Затем думаем и ищем ответ на вопрос: «Как же достичь температуры, чтоб расплавить железо». Постепенно приходят к понятию полного металлургического цикла. Так отрабатывается метод выдвижения гипотезы и ее доказательства. В 10 классе ученики делают проект «Развитие туризма в России». Для данной работы ученику необходимо изучить развитие туризма в других странах; районы России, имеющие рекреационные ресурсы, возможности их использования и представить сам проект.        Исследовательская работа менее предсказуема, здесь заранее неизвестен результат. Это может быть даже гипотеза,  для исследования которой недостаточно окажется материала, или она может и не подтвердиться.  Более корректно и правильно было бы называть не научно – исследовательская, а учебно- исследовательская деятельность учеников.

Информация о работе Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии