Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:34, курсовая работа
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Исследование, исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.
В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И. Лисиной. Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная [2].
Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.
Таким
образом, сущность исследовательской
деятельности состоит в активной
познавательной позиции, связанной
с периодическим и
1.2 Содержание исследовательской деятельности школьников
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Изменение
приоритетов и задач
Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (продукта). Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. «Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [4, с.67].
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:
· стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
· непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;
· всегда определять место изучаемого в системе известного.
В
работе с детьми, безусловно, полезны
и проектные методы, и методы исследовательского
обучения, а, следовательно, нужно выполнять
и проекты, и исследовательские
работы. На практике чаще всего они
соединяются в проектно-
Основным
отличием учебной проектно-
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
· первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
· второй:
педагог ставит проблему, но пути и
методы ее решения, а также само решение
ученику предстоит найти
· третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
· по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
· по месту проведения (урочные и внеурочные);
· по времени
(кратковременные и
· по теме (предметные или свободные)
· по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу). Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
· поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
· развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:
· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников [6]. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка [7].
Исследовательская деятельность школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования [5].
В
процессе включения школьников в
учебно-исследовательскую
Таким
образом, мы определяем учебно-исследовательскую
деятельность школьников как специально
организованную, познавательную творческую
деятельность учащихся, по своей структуре
соответствующую научной деятельности,
характеризующуюся целенаправленностью,
активностью, предметностью, мотивированностью
и сознательностью. В процессе реализации
этой деятельности осуществляется с различной
степенью самостоятельности активный
поиск и открытие учащимися субъективного
знания с использованием доступных для
детей методов исследования. Ее результатом
является формирование познавательных
мотивов и исследовательских умений, субъективно
новых для учащегося знаний и способов
деятельности, личностное развитие ученика.
Глава II.Организация исследовательской деятельности в школе
2.1 Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии.
Применение исследовательского метода обучения, развивает навыки исследовательской деятельности и формирует положительную мотивацию к географии. Исследовательские уроки строятся так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе этих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Например, В 6 классе ведут календарь погоды, но просто записывать фактическую погоду изо дня в день скучно. Я предлагаю сделать настоящее исследование. Выбрать приметы погоды для данного сезона года и отмечать их оправдываемость: какие из них сегодня оказались верные. Или записывать ежедневный прогноз погоды и сравнивать его с фактической погодой. Последнее сделать труднее, так как необходимо знать пределы оправдываемости для метеоэлементов. Мы считаем оправдываемость температуры, облачности, осадков и метеоявлений. В конце года свои наблюдения анализируют, обобщают, сравнивают, делают выводы и защищают. А ведь для этого строят графики, диаграммы, считают проценты. С удовольствием шестиклассники в течение года выполняют фенологические наблюдения. Важно на уроках научить ученика определять цель исследования и поэтапные шаги-задачи для ее достижения; аргументированно доказывать свои гипотезы, анализировать полученные результаты, научить и представлять их в таблицах, графиках и сделать выводы, даже возможно дать какие-то практические рекомендации. Богатый материал для исследовательских уроков в седьмом классе. В 8 классе при изучении темы «Внутренние воды России» ученикам предлагается работа «Классификация рек России». Работа не имеет разграничения по объему. Ученики используют несколько критериев классификации и выбирают их самостоятельно. На уроке при изучении климата Татарстана было предложено провести совместную работу по выявлению изменения климатических данных до и после строительства Нижнекамского водохранилища. По данным метеостанции Бегишево грозы стали наблюдаться на 1-1,5 часа позже. Снова предлагаем свои гипотезы и пытаемся их доказать. Делаем вывод, что одна из причин таких изменений климата увеличение водной поверхности, следовательно более медленный нагрев. В 9 классе, изучая тему «Черная металлургия», ученики решают задачу – как из железной руды получают сталь. Находят данные о температуре плавления железа (опережающее домашнее задание), высказывают свои предположения как из куска руды (камня) отделить само железо. Каждый должен аргументированно доказать свой способ. Затем думаем и ищем ответ на вопрос: «Как же достичь температуры, чтоб расплавить железо». Постепенно приходят к понятию полного металлургического цикла. Так отрабатывается метод выдвижения гипотезы и ее доказательства. В 10 классе ученики делают проект «Развитие туризма в России». Для данной работы ученику необходимо изучить развитие туризма в других странах; районы России, имеющие рекреационные ресурсы, возможности их использования и представить сам проект. Исследовательская работа менее предсказуема, здесь заранее неизвестен результат. Это может быть даже гипотеза, для исследования которой недостаточно окажется материала, или она может и не подтвердиться. Более корректно и правильно было бы называть не научно – исследовательская, а учебно- исследовательская деятельность учеников.
Информация о работе Организация исследовательской деятельности в школьных курсах географии