Металлургический комплекс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Металлургический комплекс включает в себя черную и цветную металлургию: совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - черных и цветных металлов и их сплавов. Целостность этого межотраслевого комплекса обусловлена прежде всего сходством образующих его отраслей по характеру добычи и технологии пирометаллургической переработки рудного сырья, а также использованием готовой продукции в качестве конструкционных материалов.

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика металлургического комплекса. 5
1.1. Технологические процессы и типы производств, формирующие металлургический комплекс. 5
1.2. Место и роль в хозяйственном комплексе страны. 6
1.3. Факторы размещения металлургического комплекса РФ. 7
2. Характеристика черной металлургии. 8
2.1. Состав черной металлургии. 8
2.2. Сырьевые базы черной металлургии. 9
2.3. Развитие черной металлургии. 10
2.4. Размещение предприятий черной металлургии. 12
3. Характеристика цветной металлургии. 14
3.1. Состав и структура цветной металлургии. 15
3.2. Развитие цветной металлургии. 16
3.3. Размещение предприятий цветной металлургии. 17
3.3. Отрасли цветной металлургии. 18
3.3.1.Медная промышленность. 18
3.3.2.Свинцово-цинковая промышленность. 19
3.3.3.Никель-кобальтовая промышленность. 21
3.3.4.Оловодобывающая промышленность. 22
3.3.5.Алюминиевая промышленность. 22
3.3.6.Золотодобывающая промышленность. 25
3.3.7.Алмазодобывающая промышленность. 26
4. Металлургические базы. 27
4.1. Уральская металлургическая база. 27
4.2. Центральная металлургическая база. 28
4.3. Металлургическая база Сибири. 30
5. Направления развития металлургического комплекса. 31
6. Проблемы металлургического комплекса. Перспективы развития. 31
Заключение 41
Библиографический список. 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НОВАЯ!!!.doc

— 208.00 Кб (Скачать)
    1. Относительно низкие темпы развития металлопотребляющих отраслей экономики

Перспективы  развития российской металлургии определяются ростом внутреннего потребления  металлов. Решение этой проблемы предполагает активное взаимодействие металлургических предприятий, решающих отраслевые задачи повышения технического и технологического уровня производства, расширения номенклатуры и создания новых видов продукции, с предприятиями основных металлопотребляющих и металлоемких отраслей машиностроения, металлообработки, строительства и создания ими новых, современных, прогрессивных видов продукции.    Рост металлопотребления связан, в первую очередь, с обеспечением благоприятного инвестиционного климата в промышленности, особенно машиностроении, транспорте и строительстве, выработкой прямых государственных решений по развитию важнейших металлопотребляющих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо- и авиастроение, а также участие металлургических компаний в реализации инвестиционных программ естественных монополистов – РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО « Транснефть» и др.).  

    1. Инфраструктурные ограничения при реализации инвестиционных проектов по созданию новых производственных мощностей и развитию новых промышленных регионов металлургии  

В металлургической отрасли наблюдается стабильный рост инвестиций. Однако компании испытывают серьезные трудности, вызванные  недостатком средств на создание необходимой инфраструктуры (железнодорожные  пути, линии электропередач, автомобильные дороги и др.) для развития новых промышленных регионов. Одним из путей решения данной проблемы является использование механизма государственно-частного партнерства, в том числе ресурсов  Инвестиционного фонда. В настоящее время Правительственной комиссией по инвестиционным проектам одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России. Первый инвестиционный проект – «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» предусматривает строительство ряда новых предприятий, в том числе алюминиевого завод мощностью 600 тыс. тонн в год. Реализация этого проекта напрямую зависит от строительства новых инфраструктурных объектов, прежде всего, достройки  Богучанской ГЭС. Целью второго инвестиционного проекта – «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области», является строительство железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения крупных месторождений. При этом финансирование освоения месторождений полиметаллических руд – Лугоканского, Култуминского, Быстринского и Бугдаинского и строительство обогатительных комбинатов осуществляется исключительно за счет средств частного инвестора – ОАО «ГМК «Норильский никель».    Руководство страны понимает необходимость и впредь стимулировать устранение инфраструктурных ограничений развития металлургической промышленности в новых промышленных регионах. Наиболее перспективными регионами промышленного роста могут стать Приполярный Урал, Забайкалье, Кемеровская область, динамичное развитие, которых будет практически полностью зависеть от развития соответствующей инфраструктуры.   

    1. Сохранение значительных объемов импорта в результате недостаточной конкурентоспособности ряда видов металлопродукции и несвоевременного введения защитных мер на внутреннем рынке  

 Серьезным  сдерживающим фактором развития  отрасли в является отсталость  производственной структуры и  недостаточная конкурентоспособность  отдельных видов продукции. В  черной металлургии по-прежнему  сравнительно низок удельный  вес наиболее прогрессивных  переделов. Так, доля электростали в России составляет 20,5 %, в то время как в среднем в мире – около 35 % , доля непрерывной разливки стали на МНЛЗ в России – 66 % при среднемировом показателе  более 90 %. Оценивая перспективы расширения внутреннего спроса, следует признать, что защита российского рынка металлопродукции от недобросовестной конкуренции до сих пор является серьезной проблемой. Минпромэнерго РФ представило в Минэкономразвития РФ мониторинг рынка швеллеров за первый год действия защитной меры в отношении импорта этой продукции из Украины. Важность принятия своевременных и  обоснованных мер, направленных на защиту интересов российских металлургических предприятий от демпингового и субсидированного импорта, не вызывает сомнений. Год назад было завершено антидемпинговое расследование в отношении импорта нержавеющего никельсодержащего плоского проката из стран-членов ЕС и рекомендовано ввести соответствующую антидемпинговую пошлину. Однако решение до сих пор не принято, а на территорию страны продолжает поступать демпинговый импорт, что в итоге может привести к полной потере  отечественного производства нержавеющего проката. Наглядным примером  может служить также ситуация с трубами большого диаметра, стихийный рост ввоза которых в Россию начался еще с 2003 года. В результате проведенного расследования, подтвердившего факт нанесения ущерба, Правительством Российской Федерации было принято решение о введении специальной пошлины в размере 8 процентов. Однако только за 9 месяцев 2006 года доля ТБД происхождением из Украины увеличилась до 20 %, а рост импорта составил 55 %. Очевидно, что меры должны были быть более жесткими, особенно принимая во внимание тот факт, что современные мощности по производству конкурентоспособных ТБД в России достигли  уже около 4 млн. тонн и позволяют обеспечивать потребности по всем реализуемым проектам.   

    1. Низкие темпы снижения удельных расходов сырья и энергоресурсов на производство продукции

 Анализируя  технологический уровень производства  на предприятиях комплекса, необходимо отметить, что только около половины применяемых схем соответствует лучшим зарубежным аналогам. Это негативно отражается на уровне удельных расходов ресурсов и на конкурентоспособности продукции. Степень износа основных фондов в производстве черных металлов составляет в среднем 48,5%, в цветной металлургии – 42,5%, при колебаниях от 32% до 70% в зависимости от вида продукции. По целому ряду производств требуется незамедлительная модернизация оборудования, включая системы газо- и водоочистки. Отрасль отличается высокой ресурсоемкостью: она использует 30% электроэнергии от общего потребления в промышленности, 25% природного газа, 10% нефти и нефтепродуктов. Доля отрасли в грузовых железнодорожных перевозках – 23%. Особую актуальность приобретают вопросы снижения ресурсоемкости металлургического производства на всех переделах – от добычи и обогащения сырья до выпуска продукции повышенной степени готовности.    Решение имеющихся проблем может быть найдено при заключении долгосрочных соглашений между субъектами естественных монополий и крупными потребителями, в том числе при реализации инвестиционных проектов. Понятность тарифообразования и предсказуемость изменения тарифов могли бы создать нормальные предпосылки для перспективного финансового и инвестиционного планирования деятельности предприятий отрасли. Поэтому крайне важно увязать планы вводов металлургических и энергетических, особенно сетевых, мощностей и возможности энергомашиностроения и строителей. В связи с резким сокращением по ряду причин продукции металлургического машиностроения, особую остроту приобретает проблема импорта современных видов оборудования, необходимого для модернизации российских предприятий. Для решения этих вопросов Минпромэнерго РФ совместно с другими федеральными органами проводится постоянная работа по снижению (или отмене) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России.    

    1. Недостаточные  темпы снижения сверхнормативных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны

Металлургический  комплекс относится к числу наиболее экологически неблагоприятных сфер экономики России – 35 % промышленных выбросов в атмосферу, 17 % сбросов  загрязненных сточных вод, занимая  второе  место по уровню загрязнения. В последние годы в рамках каждого инвестиционного проекта, реализуемого на предприятиях металлургического комплекса, предусмотрены в обязательном порядке мероприятия по снижению промышленных выбросов и улучшению санитарной обстановки на рабочих местах. Эти меры уже обеспечили снижение выбросов вредных веществ в атмосферу в 2006 году на 6,4 % по сравнению с уровнем 2000 года, сброса загрязненных сточных вод – на 4,5%. Вместе с тем в местах концентрации уже действующих металлургических предприятий экологическая обстановка длительное время остается достаточно напряженной. Необходимы значительные инвестиции в модернизации металлургического производства. Одним из перспективных инвестиционных ресурсов, который пока не используется, является возможность использования механизмов Киотского протокола в рамках проектов совместного осуществления (ПСО). В связи с этим необходимо ускорить принятие решений, позволяющих использовать эти механизмы для привлечения инвестиций в металлургическую промышленность. Реализация комплекса мер в рамках Киотского протокола в значительной степени обеспечит стимулирование металлургических предприятий по внедрению ресурсосберегающих и природоохранных технологий.    

    1. Крайне низкие объемы геологоразведочных работ на фоне низкой конкурентоспособности ряда видов рудного сырья   

 Сырьевое  обеспечение является ключевым  фактором производства металлов. В России имеются месторождения  практически всех дефицитных  видов минерального сырья, но  их запасы в новых экономических  условиях хозяйствования мало привлекательны для инвесторов. Тому есть объективные причины: рост тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки, а также налог на добычу полезных ископаемых, не учитывающий различных условий разработки, существенно снизили показатели эффективности разработки месторождений. Введенный в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых не учитывает различие географических, горно-геологических, экономических и иных условий разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, явным недостатком главы 26 Налогового Кодекса Российской Федерации является  противоречивость в определении объекта налогообложения. Так, согласно статье 336 НК РФ, объектом налогообложения признаются «полезные ископаемые, добытые из недр». Однако, начиная с 2005 года, налоговые органы отдельных регионов вместо законного объекта налогообложения – извлеченной из недр железной руды, в качестве добытого полезного ископаемого предписывают налогоплательщикам считать продукты переработки (обогащения) добытой руды – железорудные концентраты, сохраняя при этом налоговую ставку, установленную для сырой руды, что увеличивает сумму налога по отдельным предприятиям от 3 до 10 раз. Необходимо дальнейшее совершенствование системы налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, предусматривающей оценку целесообразности введения дифференцированной ставки НДПИ, уточнение объекта налогообложения при исчислении налога на добычу твердых полезных ископаемых, а также предоставление налоговых каникул для предприятий, разрабатывающих новые месторождения с созданием соответствующей инфраструктуры.     Еще одной стороной сырьевого обеспечения металлургических предприятий, является проблема вторичного сырья. В связи с этим Департамент промышленности МПЭ проводил работу, направленную на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.      Совершенно очевидно, что никакая модернизация невозможна без развития и совершенствования человеческого капитала. Эта проблема особенно обострилась в настоящее время на этапе тех позитивных изменений, которые осуществляются в металлургическом комплексе России. Серьезной проблемой для металлургической промышленности в настоящее время является дефицит высококвалифицированных специалистов. Минпромэнерго РФ с участием объединений работодателей будет осуществляться подготовка предложений по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для горно-металлургического комплекса. Предусматривается подготовить комплекс мер, направленных на обеспечение занятости работников, высвобождаемых в процессе структурной перестройки металлургии.     Еще одним важным направлением является разработка технических регламентов и стандартизация. В программу разработки сейчас включены три специальных «металлургических» регламента. При экспорте металлургической продукции в страны ЕС, АТЭС, Северной и Южной Америки российские металлурги несут двойные затраты на сертификацию своей продукции – для российского рынка и для товара, производимого на экспорт.    Изменить ситуацию можно за счет организации признания результатов соответствия между российскими и зарубежными аккредитованными органами по сертификации и лабораториями, занимающимися испытаниями металлопродукции. 

Решение этих важных задач предусмотрено в Плане мероприятий по развитию металлургии на 2007-2008 годы. Проект был рассмотрен на заседании Правительства РФ 16 ноября 2006 года. По итогам заседания было поручено Минпромэнерго России совместно с Минэкономразвития, Минфином, МПР, Минздравсоцразвития, Минтрансом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить разработку проекта стратегии развития металлургической промышленности на период до 2015 года и доработку проекта плана первоочередных мероприятий, обратив особое внимание:

    • на выработку условий, способствующих росту производства высокотехнологичной металлургической продукции, металлургического оборудования и развитию международных кооперационных связей;
    • стимулирование инвестиционной деятельности организаций;
    • создание условий для устранения инфраструктурных ограничений развития металлургии; 
    • осуществление действенных мер по защите российских производителей на внутреннем и внешнем рынках;  
    • удовлетворение потребностей предприятий оборонно-промышленного комплекса в специальной продукции металлургической промышленности;  
    • совершенствование администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов и оценку целесообразности введения дифференцированных ставок этого налога; 
    • конкретизацию предложенных мероприятий с оценкой экономической эффективности, а также уточнение сроков их реализации и ответственных исполнителей. 

   Заключение

   В условиях становления и развития рыночных отношений меняется и характер организационной деятельности металлургических предприятий, появляются и утверждаются новые формы собственности. Возникают холдинговые структуры, идет процесс приватизации и акционирования. Объединенные усилия предприятий позволяют в большей степени обеспечить задачу комплексного использования сырья, вторичных ресурсов, отходов производства, а также внедрить малоотходные и безотходные технологии, осуществить реконструкцию производственной базы, что даст возможность производить конкурентоспособную продукцию, улучшить условия труда и экологическую обстановку.

  В условиях рынка создаются межгосударственные компании в разных подотраслях металлургического  комплекса - в черной металлургии, в  алюминиевой. титаномагниевой, редкоземельной, марганцевой промышленности и т.д. Формирование межгосударственных компаний даст возможность решить проблему экономической интеграции предприятий и будет способствовать выводу отрасли из состояния кризиса.

Однако, настоящее время металлургия  России, несмотря на значительный спад производства, продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по производству и экспорту металлопродукции.

Главной целью является приведение мощностей  по производству металла в соответствие с требованиями мирового и внутреннего  рынка как в качественном, так и в количественном отношениях. Стоит задача повышения конкурентоспособности производства металла за счет использования современных технологий и оборудования. Этo позволит побудить увеличение спроса на российский металл. 
 
 

Библиографический список.

 
  1. Гуляева К.А. Экономическая география и региональная экономика. Н.Новгород: ННГУ, 1996
  2. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс,1999.
  3. Карпенко З.Г. Металлургия Кузбасса. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов/, Кемерово: 1995 г.
  4. Курьеров В. Г. Общие тенденции //ЭКО, №10,1997.Экономическая география. М.: Агропромиздат, 1997.
  5. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., «Экономическая география России». Учебное пособие для ВУЗов. М. ЮНИТИ.
  6. Лисин В. О стратегии развития отечественной черной металлургии // Металлург – 2004, №10
  7. Семенов С. К вопросу о разработке концепции развития металлургического комплекса РФ // Металлоснабжение и сбыт, 1999 - №6
  8. Шпарбер Л.Я. Металлургия железа и чугуна. Тула: «Ассо» -2001г.
  9. Ягольницер М.А., Куперштох В.Л., Зандер Е. В., Злодеев В.П. Управление рисками при закупках сырья в алюминиевой промышленности// ЭКО,№10,1999.
  10. Конкурентоспособность российской промышленности// ЭКО, №5, 2006г.

Информация о работе Металлургический комплекс РФ