Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:49, курсовая работа
Металлургический комплекс включает в себя черную и цветную металлургию: совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - черных и цветных металлов и их сплавов. Целостность этого межотраслевого комплекса обусловлена прежде всего сходством образующих его отраслей по характеру добычи и технологии пирометаллургической переработки рудного сырья, а также использованием готовой продукции в качестве конструкционных материалов.
Введение 4
1. Общая характеристика металлургического комплекса. 5
1.1. Технологические процессы и типы производств, формирующие металлургический комплекс. 5
1.2. Место и роль в хозяйственном комплексе страны. 6
1.3. Факторы размещения металлургического комплекса РФ. 7
2. Характеристика черной металлургии. 8
2.1. Состав черной металлургии. 8
2.2. Сырьевые базы черной металлургии. 9
2.3. Развитие черной металлургии. 10
2.4. Размещение предприятий черной металлургии. 12
3. Характеристика цветной металлургии. 14
3.1. Состав и структура цветной металлургии. 15
3.2. Развитие цветной металлургии. 16
3.3. Размещение предприятий цветной металлургии. 17
3.3. Отрасли цветной металлургии. 18
3.3.1.Медная промышленность. 18
3.3.2.Свинцово-цинковая промышленность. 19
3.3.3.Никель-кобальтовая промышленность. 21
3.3.4.Оловодобывающая промышленность. 22
3.3.5.Алюминиевая промышленность. 22
3.3.6.Золотодобывающая промышленность. 25
3.3.7.Алмазодобывающая промышленность. 26
4. Металлургические базы. 27
4.1. Уральская металлургическая база. 27
4.2. Центральная металлургическая база. 28
4.3. Металлургическая база Сибири. 30
5. Направления развития металлургического комплекса. 31
6. Проблемы металлургического комплекса. Перспективы развития. 31
Заключение 41
Библиографический список. 42
Содержание.
Металлургический комплекс включает в себя черную и цветную металлургию: совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - черных и цветных металлов и их сплавов. Целостность этого межотраслевого комплекса обусловлена прежде всего сходством образующих его отраслей по характеру добычи и технологии пирометаллургической переработки рудного сырья, а также использованием готовой продукции в качестве конструкционных материалов. Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. Металлургический комплекс характеризуется концентрацией и комбинированием производства. Его спецификой являются несопоставимый с другими отраслями масштаб производства и сложность технологического цикла. Для производства многих видов продукции необходимо 15-18 переделов, начиная от добычи руды и других видов сырья. При этом передельные предприятия имеют тесные связи между собой не только в пределах России, но и в масштабах стран Содружества. Так, в производстве титана и титанового проката сложилась устойчивая межгосударственная кооперация предприятий России, Украины, Казахстана и Таджикистана.
Исключительно
велико комплексообразующее и
Металлургический
комплекс это взаимообусловленное
сочетание следующих
В зависимости от сочетания
этих технологических
следующие типы производств в металлургическом комплексе:
Металлургический комплекс
Металлургия относится к числу
базовых отраслей народного
Таблица №1. Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1т металлов.
Число
сопутствующих
веществ в руде |
Расход руды, тонны | Металл | Расход топлива и электроэнергии |
ТЯЖЕЛЫЕ | |||
4 | Более 300 | олово | 1 т |
11 | Более 100 | медь | 2-3 т |
18 | 16 | цинк | 2-3 т |
18 | 16 | свинец | 2-3 т |
ЛЕГКИЕ | ЭЛЕКТРОЕМКИЕ | ||
7 | 15-16 | титан | 30-60 тыс. кВт/ч |
7 | 15-16 | магний | 18-20 тыс. кВт/ч |
7 | 4-8 | алюминий | 17 тыс. кВт/ч |
Значительную роль в размещении металлургических предприятий играет транспортный фактор. Это связано прежде всего с экономией затрат в процессе транспортировки сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортный фактор в большей степени обуславливает размещение предприятий по производству концентратов, по обслуживанию основного производства топливом. На их размещение влияет обеспеченность территории (региона) прежде всего автомобильным, трубопроводным (подача топлива) и электронным транспортом (обеспечение электроэнергией). Не менее важно и наличие железных дорог в регионе, так как продукция отраслей металлургического комплекса является весьма многотоннажной.
На размещение металлургической промышленности влияет развитие инфраструктуры, а именно обеспеченность района объектами производственной и социальной инфраструктуры, уровень их развития. Как правило, регионы с более высоким уровнем развития инфраструктуры являются наиболее притягательными при размещении металлургических предприятий, так как нет необходимости строительства новых, дополнительных объектов электроснабжения, водоснабжения, транспортных коммуникация, учреждений социальной сферы.
На нынешнем этапе развития народного хозяйства резко обострилась экологическая обстановка во многих районах России, что не может не учитываться в процессе размещения металлургических предприятий, которые оказывают сильное воздействие на окружающую среду и природопользование, являясь крупными загрязнителями атмосферы, водоемов, лесных массивов, земель. При современных объемах производства это воздействие весьма ощутимо. Известно, что чем выше уровень загрязнений окружающей среды, тем больше затрат на предотвращение загрязнения. Дальнейший рост этих затрат в конце концов может привести к убыточности любого производства.
На долю предприятий
Учет экологического фактора
при размещении
В процессе обоснования
Черная металлургия - это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства. Черная металлургия России отличается массовостью и высокой концентрацией производства, огромными масштабами использования сырья, топлива и вспомогательных материалов, тесным взаимодействием всех звеньев металлургического передела и его смежников, широкой утилизацией промышленных отходов.
Система производств черных металлов охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела. В её состав входят: добыча, обогащение и агломерация железных, марганцевых и хромитовых руд; производство чугуна, доменных ферросплавов, стали и проката; производство электроферросплавов; вторичный передел черных металлов; коксование угля; производство огнеупоров; добыча вспомогательных материалов (флюсовых известняков, магнезита и др.); выпуск металлургических изделий производственного назначения. Таким образом, собственно металлургический цикл (чугун - сталь - прокат) обеспечивается целым рядом смежных и вспомогательных производств, необходимых для нормального функционирования всего процесса получения черных металлов.
Россия хорошо обеспечена сырьем для развития черной металлургии: около половины разведанных руд находится на её территории. Большинство из них относится к богатым (не требующим обогащения) и сравнительно легкообогатимым рудам. Россия занимает первое место в мире по добыче железной руды и уровню концентрации её производства.
Черная металлургия имеет следующие особенности сырьевой базы:
Европейская часть стоит далеко впереди восточных районов по разведанным запасам железных руд, а по разведанным запасам коксующегося угля заметно им уступает. В восточных районах, наоборот, топливных ресурсов значительно больше по сравнению с сырьевыми.
По добыче железной руды и коксующегося угля соотношения между европейской и восточными районами иные. Первая дает сырья в 5 с лишним раз, а топлива в 1,5 раза больше, чем восточные районы. При этом около 1/2 коксующегося угля - в Донбассе. Этот уголь (в натуральном виде и как кокс) поступает во многие районы европейской части, а также идет на экспорт. Основной источник топлива Кузбасс (около 1/3 общего объема добычи коксующегося угля).
Характерной тенденцией развития черной металлургии является сосредоточение добычи металлургического сырья на самых крупных и выгодных по условиям эксплуатации месторождениях при широком развертывании открытого способа с последующим обогащении железных руд, а также производством металлизированных окатышей. Основными сырьевыми базами черной металлургии будут в перспективе КМА в европейской зоне, Ангаро-Илимский и Алданский бассейны - в восточных районах.
С
момента принятия Стратегии развития
металлургической промышленности РФ до
2015г. отрасль развивается с
За последние 15 лет глобальный рынок продукции черной металлургии демонстрирует устойчивое развитие. С 1991 г. производство стали выросло в два раза. Ранее отечественные металлурги ориентировались в первую очередь на внутренний спрос. Сейчас, в рамках общего промышленного спада, в России произошло резкое снижение внутреннего потребления металла. В этой ситуации нарастить объем производства можно только за счет грамотного использования общемировой конъюнктуры. Единственным сценарием сохранения отрасли стало наращивание экспорта, это позволило российским металлургам сохранить заметную позицию на мировом металлургическом рынке, где в первой тридцатке сегодня находятся четыре российских производителя, наиболее крупный из которых занимает 15 место.
Время, прошедшее с момента принятия Стратегии развития металлургии до 2015 г., показало правильность сделанных тогда оценок и заложенных в нее целевых показателей. Отрасль развивается с опережением запланированных параметров. Активно растут внутренний спрос, поставки продукции, ранее отправляемой на экспорт, все в большей мере переориентируются на российский рынок. 2007 г. стал переломным в этом отношении – впервые после спада 1990-х гг. экспорт стал меньше объема внутреннего рынка. При этом существенная часть экспортных поставок обеспечивает потребности приобретенных нашими компаниями зарубежных активов, т.е. фактически являются составной частью внутренней экономики российских предприятий и позволяют диверсифицировать риски по спросу.