Машиностроительный комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности России. Можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса. Это обусловлено тем, что машиностроение создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности. Оно также является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей и обеспечивает занятость довольно большого процента населения. Кроме того, машиностроительный комплекс является отражением степени развития производительных сил в регионах России и дает существенный толчок развитию технологий.

Содержание

1 Место машиностроения в едином народнохозяйственном комплексе страны. Структура отрасли……………………………………...…………………………3
2 Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроения……….….7
3 Особенности размещения машиностроения в России…………………….…...13
4 Современное состояние машиностроения (1998-2010гг.)………………….….22
5 Проблемы и пути перспективного развития машиностроения России……....29
Список использованных источников……………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

    Соответственно, задачей государства является содействие развитию отечественному машиностроению исходя из необходимости обеспечения национальных приоритетов научно-технологического развития и той различной роли, которую играет государство в реализации приоритетов различного рода. Исходя из такого подхода усилия государства должны быть в первую очередь сосредоточены на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства в области ракетно-космической техники и гражданского авиастроения, так как в реализации данных приоритетов государство играет доминирующую роль.

     Среди основных направлений технологического развития машиностроительного комплекса можно выделить:

1. Технологии, снижающие эксплуатационные расходы: новые технологии обработки материалов с повышенными характеристиками (удельной твердости, продольной и поперечной жесткости т.д.);

2. Технологии, повышающие энерго- , электроэффективность оборудования, снижающие расход вспомогательных материалов;

3. Технологии, повышающие надежность, ремонтопригодность, ремонтоудобство, позволяющие снизить затраты на обслуживание; модульность, возможность производства широким спектром партий, разной продукции, разных операций (универсальность).

     Приоритетными на первом этапе  реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электроники и электротехники,  в которых чрезвычайно важно добиться изменения положения дел.  В первую очередь именно потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок  перевооружения  производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями.

     Естественно, эти проблемы не  могут быть решены при нынешнем уровне технической оснащенности машиностроения. Поэтому ключевой проблемой переориентации последнего на интенсивный путь развития является ускорение научно-технического прогресса в машиностроительном комплексе, подразумевающего широкомасштабное внедрение новых машин и оборудования, эффективных технологических процессов, использование прогрессивных конструкционных материалов. Важный резерв ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в машиностроительный комплекс - совершенствование организационной структуры последнего, которое должно осуществляться одновременно с дальнейшим углублением специализации и развитием кооперации в производстве машин и оборудования. 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Барбашов  В.В. Развитие машиностроительного комплекса в условиях   

    осуществления социально-экономических преобразований //Тяжелое машиностроение . № 4.2003 - С.8-18

  1. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справочные материалы - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
  2. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М: Эдиториал УРСС, 2009. – 264 с.
  3. Мозохин С. И., Татаринцева Е. Н. Территориальная организация машиностроительного производства. М.: Машиностроение, 2004. – 112 с.
  4. Пелих А.С., Баранников М.М. Экономика машиностроения. М., «Феникс» г. Ростов-на-Дону, 2004. – 370 с.
  5. Региональная экономика: Учебник / под ред. Степанова М.В. М., Инфра-М; изд-во Рос. экон. акад., 2005. – 463 с.
  6. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы / Гл. ред. Е.

    Гайдар. –  М.: ИЭПП, 2004. – 684 с.

  1. Россия в цифрах : крат.стат. сб. / Предс. ред. колл. В. Л. Соколина. – М.:  

    Росстат., 2005. – 477 с.

    9 А. Т. Хрущев. География промышленности СССР, М.: высшая школа, 1990. – 222 с.

    10 Экономика России в 1990 – 1995 гг.: тенденции, анализ, прогноз.

    /Под ред.  Френкеля С.П., М.: Финстатинформ, 2006. – 104 с.

    11 Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2009. — 533 с.

    12 www.gks.ru  Госкомстат России/ Таблицы

    13 www.grandars.ru Размещение и развитие машиностроения России/Таблицы

Информация о работе Машиностроительный комплекс России