Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:11, курсовая работа
Машиностроение является ведущей отраслью промышленности России. Можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса. Это обусловлено тем, что машиностроение создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности. Оно также является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей и обеспечивает занятость довольно большого процента населения. Кроме того, машиностроительный комплекс является отражением степени развития производительных сил в регионах России и дает существенный толчок развитию технологий.
1 Место машиностроения в едином народнохозяйственном комплексе страны. Структура отрасли……………………………………...…………………………3
2 Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроения……….….7
3 Особенности размещения машиностроения в России…………………….…...13
4 Современное состояние машиностроения (1998-2010гг.)………………….….22
5 Проблемы и пути перспективного развития машиностроения России……....29
Список использованных источников……………………………………………..36
Соответственно, задачей государства является содействие развитию отечественному машиностроению исходя из необходимости обеспечения национальных приоритетов научно-технологического развития и той различной роли, которую играет государство в реализации приоритетов различного рода. Исходя из такого подхода усилия государства должны быть в первую очередь сосредоточены на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства в области ракетно-космической техники и гражданского авиастроения, так как в реализации данных приоритетов государство играет доминирующую роль.
Среди основных направлений технологического развития машиностроительного комплекса можно выделить:
1. Технологии, снижающие эксплуатационные расходы: новые технологии обработки материалов с повышенными характеристиками (удельной твердости, продольной и поперечной жесткости т.д.);
2. Технологии, повышающие энерго- , электроэффективность оборудования, снижающие расход вспомогательных материалов;
3. Технологии, повышающие надежность, ремонтопригодность, ремонтоудобство, позволяющие снизить затраты на обслуживание; модульность, возможность производства широким спектром партий, разной продукции, разных операций (универсальность).
Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электроники и электротехники, в которых чрезвычайно важно добиться изменения положения дел. В первую очередь именно потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями.
Естественно, эти проблемы не
могут быть решены при нынешнем уровне
технической оснащенности машиностроения.
Поэтому ключевой проблемой переориентации
последнего на интенсивный путь развития
является ускорение научно-технического
прогресса в машиностроительном комплексе,
подразумевающего широкомасштабное внедрение
новых машин и оборудования, эффективных
технологических процессов, использование
прогрессивных конструкционных материалов.
Важный резерв ускоренного внедрения
достижений научно-технического прогресса
в машиностроительный комплекс - совершенствование
организационной структуры последнего,
которое должно осуществляться одновременно
с дальнейшим углублением специализации
и развитием кооперации в производстве
машин и оборудования.
Список
использованных источников
осуществления социально-экономических преобразований //Тяжелое машиностроение . № 4.2003 - С.8-18
Гайдар. – М.: ИЭПП, 2004. – 684 с.
Росстат., 2005. – 477 с.
9 А. Т. Хрущев. География промышленности СССР, М.: высшая школа, 1990. – 222 с.
10 Экономика России в 1990 – 1995 гг.: тенденции, анализ, прогноз.
/Под ред. Френкеля С.П., М.: Финстатинформ, 2006. – 104 с.
11 Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2009. — 533 с.
12 www.gks.ru Госкомстат России/ Таблицы
13 www.grandars.ru Размещение и развитие машиностроения России/Таблицы