Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:11, курсовая работа
Машиностроение является ведущей отраслью промышленности России. Можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса. Это обусловлено тем, что машиностроение создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности. Оно также является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей и обеспечивает занятость довольно большого процента населения. Кроме того, машиностроительный комплекс является отражением степени развития производительных сил в регионах России и дает существенный толчок развитию технологий.
1 Место машиностроения в едином народнохозяйственном комплексе страны. Структура отрасли……………………………………...…………………………3
2 Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроения……….….7
3 Особенности размещения машиностроения в России…………………….…...13
4 Современное состояние машиностроения (1998-2010гг.)………………….….22
5 Проблемы и пути перспективного развития машиностроения России……....29
Список использованных источников……………………………………………..36
В то же время на большинстве приватизированных предприятий существенные изменения в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции еще не произошли. Поэтому экономический эффект в результате разгосударствления предприятий пока не достигнут.
Сдержанная динамика выпуска товаров в России относительно темпов промышленного роста в отраслях экономики сохранялась вплоть до 2002 г., однако в 2003 г. ситуация кардинально изменилась. По темпам роста производства машиностроение определило лидирующее положение среди других направлений промышленности. Темп прироста в машиностроении в 2003 г. составил 22,0%, в 2004 г. – 21,0%. Вместе с тем, специалисты отмечают, что выпуск продукции по отдельным отраслям машиностроения подвержен довольно существенным колебаниям. К негативным факторам, влиявшим на динамику в машиностроении в 2000 – 2004 гг. относят кризис перепроизводства в автомобилестроении, а также неустойчивость инвестиционного спроса топливной промышленности на отечественные виды транспортной продукции на фоне растущих доходов от экспорта и расширения масштабов импорта машин и оборудования. Рост объема продукции транспортного машиностроения в 2000 – 2004 гг. составил 2,2 раза.
Существенное влияние на характер
развития машиностроения продолжают оказывать
и опережающие темпы роста
импорта относительно отечественного
производства. Это связано
с тем, что неконкурентоспособность
многих видов машин по сравнению с импортными
аналогами по критерию «цена –
качество», а также отсутствие
мощностей по выпуску
современных видов техники
существенно ограничивает рынок для отечественного
машиностроения. (см. Таблицу 5)
Таблица
5 - Структура экспорта / импорта продукции
транспортного машиностроения [13]
|
5
Проблемы и пути
перспективного развития
машиностроения России
Переход к рыночной экономике болезненно сказался на машиностроительном комплексе. Объемы промышленного производства сократились в несколько раз, а доля машиностроения в промышленном выпуске продукции уменьшилась до 20%. Доля российской экспортируемой машиностроительной продукции составляет всего лишь 8,5% экспорта страны, а в объемах машиностроения и металлообработки - 30-33%.
Таблица 6 - Индексы промышленного производства (1990 г. = 100) [12]
1992 | 1998 | 2002 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Вся промышленность | 75 | 46 | 57 | 62 | 67 | 57 | 52 |
В том числе: | |||||||
Машиностроение и металлообработка | 77 | 37 | 52 | 57 | 62 | 52 | 45 |
Машиностроение | 75 | 37 | 45 | 49 | 53 | 47 | 46 |
Большая часть продукции машиностроения (около 91%) производится на 7500 крупных и средних предприятий, остальная часть - на малых предприятиях (5,6%) и на промышленных подразделениях (3,4%) при непромышленных организациях (опытные производства). Уровень развития машиностроения определяет степень развития производительных сил страны и, что особенно важно в настоящее время, уровень ресурсных затрат при производстве ВВП.
В развитых странах доля машиностроительной
продукции составляет от 35 до 50% от общепромышленного
выпуска, что обеспечивает им возможность
обновлять технологическое оборудование
в большинстве отраслей каждые 7-10 лет,
совершая при этом очередной рывок в своем
технологическом развитии.
К сожалению, этот показатель
в России даже в относительных величинах
в 1,5-2 раза ниже, что является основной
причиной постепенного отставания отечественной
промышленности по техническому уровню
от развитых стран. Преодолеть отставание
поможет опережающее инновационное развитие
российского машиностроения с темпами
роста не ниже 10% в год, что возможно только
при решении ряда проблем.
Одной из основных проблем, которая стоит
перед машиностроением, является неудовлетворительное
состояние активной части основных фондов,
т. е. парка технологического оборудования,
большая часть которого физически и морально
устарела. По данным Госкомстата РФ, 65%
оборудования находится в эксплуатации
более 15-20 лет, а оборудование, которое
можно назвать современным, т. е. срок эксплуатации
которого меньше 5 лет, составляет менее
5%.
В сфере инвестиционного обеспечения
отмечается слабое взаимодействие финансово-кредитных
организаций с реальным сектором экономики.
В абсолютном выражении величина инвестиций
в машиностроении и металлообработке
составила в 2003 г. 59,2 млрд. руб. и, несмотря
на некоторый рост по сравнению с 2002 г.
(112,9%), составляет лишь 7,8% от инвестиций,
направляемых на развитие других отраслей
промышленности, а чисто по машиностроению
эта доля составляет 4,4%, что явно не соответствует
значимости машиностроения в экономике
страны.
Собственные источники предприятий составляют 78,4% от объема инвестиций, что составляет уровень 2002 г. В то время как в развитых странах соотношение обратное - 70-80% средств, идущих на инвестиции, составляют обычно заемные или привлеченные средства.
Рентабельность производства, имевшая после 1998 г. тенденции к росту и достигшая 17%, вновь снизилась, составив в 2002 г. 12,5%. Количество убыточных предприятий, снизившееся с 40,3% в 1998 г. до 23,1% в 2000 г., в 2002 г. возросло и достигло почти 41%. При этом снижается сальдированный финансовый результат, абсолютная величина которого и так непозволительно мала (37,2 млрд. руб.).
В машиностроении и металлообработке
занята третья часть промышленного производственного
персонала страны. Однако производительность
труда, т. е. выработка продукции на одного
работающего в машиностроении - одна из
самых низких в промышленности и составляет
361 тыс. руб. в год. В среднем по промышленности
этот показатель достигает почти 716 тыс.
руб. в год. Соответственно, и уровень заработной
платы в машиностроении в 2003 г. составил
5232 руб. в месяц, что почти на треть ниже,
чем в целом по промышленности - 6788 руб.
В связи с этим в отрасли обостряются кадровые
проблемы.
Со второй половины 2001 г. проявилось
замедление темпов роста в машиностроении.
И хотя за 2003 г. темпы составили 109,4%, в отдельных
подотраслях машиностроения выпуск продукции
не достиг уровня 2002 г. Так в металлургическом
машиностроении снижение темпов производства
составило 6%, в подъемно-транспортном
машиностроении - 7,7%, в тракторном и сельскохозяйственном
машиностроении 23,6%.
На замедлении темпов роста сказались:
- вынужденное
удорожание продукции
- недостаточная
структурированность ряда
- исчерпание
фактора импортозамещения и возможностей
роста экспорта;
- низкая конкурентоспособность продукции
по условиям поставки (срокам, комплексности,
условиям расчетов, сервису, обеспечению
обучения персонала и др.);
- неразвитость
внутренних рынков для многих видов машиностроительной
продукции и их несоответствие имеющимся
производственным мощностям.
Следует отметить, что машиностроительный
комплекс крайне неоднороден по своей
структуре. В нем имеются как развивающиеся
производства, в том числе с выходом на
внешние рынки, так и депрессивные. Различия
в экономическом состоянии подотраслей
вызваны рядом причин. Во многом они связаны
с разным состоянием и динамикой рынков,
на которые выходит продукция машиностроения.
Таблица 7 - Основные показатели работы машиностроения и металлообработки [12]
|
В настоящее время наиболее перспективными секторами рынка для машиностроения являются:
- автомобильный;
- энергомашиностроения и оборудования для ТЭК;
- транспортного машиностроения;
- продукции
оборонно-промышленного
- отдельных видов товаров народного потребления;
- сельскохозяйственной техники;
- станкостроения.
Одним из перспективных рынков является
автомобильный. Он стабильно рос в последние
годы по всем своим составляющим: легковые,
грузовые автомобили и автобусы. Перспективность
этого рынка вместе с мерами, принятыми
Правительством РФ, позволили привлечь
в отрасль крупнейшие мировые компании-производители
Ford, General Motors, Renault, Volvo, BMW и других.
Рынок энергетического машиностроения
можно считать глобальным рынком, так
как 70% выпускаемой продукции этого профиля
идет на экспорт. Необходимо создание
инфраструктуры поддержки экспорта, поскольку
на этом рынке конкурируют не только отдельные
производители, но и стоящие за ними государства.
С учетом прогнозируемого увеличения
объемов перевозок только для обеспечения
грузовых перевозок общий парк грузовых
вагонов в 2010 г. составлил около 615 тыс.
единиц. Кроме того, осуществилась поставка
около 9,5 тыс. новых пассажирских вагонов.
Только по грузовым вагонам (с учетом 5%
списания парка) этот рынок можно оценить
в 0,9-1,1 млрд. долл. в год.
Неоправданно суженным в настоящее время
выглядит рынок оборудования для газо-
и нефтедобывающих отраслей. Доля России
на мировом рынке нефти составляет более
10%, газа - около 23%, а производство оборудования
занимает всего 3% от мирового рынка. Имеются
проблемы с качеством поставляемого оборудования
и с его гармонизацией по стандартам с
другими мировыми поставщиками. В связи
с этим разрабатывается совместно с Госстандартом
РФ программа создания технических регламентов
и обновления стандартов в машиностроении.
Чрезвычайно важным и перспективным
является рынок сельскохозяйственной
техники, объем которого в 2003 г. составил
около 1,0 млрд. долл. Только для сохранения
количественного состава парка сельскохозяйственного
оборудования при 10-процентном ежегодном
списании требуется вводить ежегодно
не менее 50 тыс. тракторов и 20 тыс. комбайнов.
С учетом того, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), главной задачей является немедленное проведение реструктуризации и развития отечественного машиностроения. При этом необходимо учитывать, что исходя из текущего уровня технологического развития и существующих тенденций, осуществить одновременный подъем всех отраслей отечественного машиностроения и технологическое перевооружение всех входящих в них ключевых производств является абсолютно нереальной целью.