Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:20, научная работа
Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.
С целью стимулирования
производственно-
Упорядочить действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.
Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.
Ввести международные правовые регламенты, т.е. надгосударственные правовые регламенты, определяющие параметры экономического взаимодействия трех стран - РФ, Белоруссии и Казахстана. Необходимо также определить объем делегируемых Экономическому суду полномочий для разрешения споров между хозяйствующими субъектами стран и организационный порядок их рассмотрения.
Правительствам стран–участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства следует упростить процедуры сертификации товаров, произведенных на территории одной и экспортируемых на территорию другой страны ТС.
Актуальная проблема в Таможенном союзе – повторная сертификация товаров. Иными словами, если товар не входит в единый перечень товаров по обязательной сертификации, то он получает сертификацию соответствия в странах Таможенного союза. После чего в импортеры должны вновь получить сертификат соответствия на этот же товар, в противном случае товар не будет разрешен к продаже.
Еще одной проблемой, является разрешительный порядок ввоза продукции для предприятий обрабатывающей промышленности. То есть, если сырье ввозится на территорию какой либо из стран ТС, оно ввозится со своим сертификатом соответствия. Но на территории другой страны это сырье снова нужно сертифицировать. После чего продукцию, сделанную из этого сырья, необходимо снова сертифицировать. Таким образом, получается двойная, а то и тройная сертификация.
Третьей проблемой оформление сертификата происхождения на каждую партию товара. До сих пор сохраняется практика, когда экспортеры, поставляя один и тот же товар нескольким заказчикам, каждый раз оформляют сертификат. Например, если товар поставляется пятнадцати поставщикам, то нужно и оформить пятнадцать сертификатов. Необходимо провести процедуры оптимизации и в большей степени создать условия для активизации сотрудничества между странами Таможенного союза. Полагаю, что на межправительственном уровне нужно создать более оптимальный механизм сертифицирования, потому что изначально Таможенный союз – это не создание преград, это создание условий для взаимодействия наших бизнес-структур. Кроме того, в рамках функционирования Таможенного союза существует и целый комплекс проблем в налоговой сфере. Например, когда наши казахстанские экспортеры поставляют товар в страны ТС, подтверждением экспорта товара перед нашими налоговыми органами является подтверждение уплаты НДС импортерами. А наши экспортеры не имеют каких-то рычагов воздействия на тех же российских импортеров, поэтому это, безусловно, накладывает определенные дополнительные обязательства на наших товаропроизводителей,- подчеркнула эксперт.
Другая проблема заключается в признании даты совершения импорта - в соответствии с установленными нормативно-правовыми условиями дата совершения импорта - это дата пересечения границ. И здесь, товаропроизводители говорят о том, что этот пункт необходимо оптимизировать. Например, признать датой совершения импорта дату оприходывания на складе, потому что те документы, которые выдаются при пересечении границы, предоставляются транспортным компаниям, а экспортеры не имеют этих документов на руках. Поэтому тут тоже необходимо продумать и в большей степени оптимизировать механизм экспортно-импортных поставок. Сегодня головной болью является налогообложение железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации. Российские железные дороги облагают перевозки для казахских и белорусских товаропроизводителей НДС в размере 18 процентов, поэтому бизнесмены сегодня платят из своего кармана практически 30 процентов НДС: 18 - российский НДС плюс НДС своих стран. Естественно, это сказывается на росте цен на товары, поэтому те договоренности, которые были достигнуты на межгосударственном уровне по созданию условий для свободного движения товаров и услуг, на деле должны выполняться. Многие товаропроизводители жалуются на то, что с началом работы ТС возросли затраты на администрирование экспортно-импортных операций. То есть при таможенном оформлении поставок имеет место сильнейшая детализация товаров. Все это приводит к выплате дополнительных сумм для таможенного оформления. Таким образом, излишняя детализация приводит к увеличению добавочных листов, и это бьет по карману. Получается так, что перечисленные административные издержки становятся причиной удорожания продукции участников внешнеэкономической деятельности: как импортеров, так и экспортеров. Все это является следствием того, что некоторые вопросы межгосударственного сотрудничества сегодня так и остаются неотрегулированными. Необходимо создать специальный орган по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса, опять же в рамках Таможенного союза. Главными задачами данного органа должно стать решение вопросов по устранению административных барьеров для развития МСБ, для создания условий в части повышения его конкурентоспособности и адаптации к новым экономическим условиям, к условиям функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства с 2012 года.
Говоря о влиянии Таможенного союза на бизнес, малый и средний бизнес испытывает серьезные проблемы в части того, что доля МСБ сегодня не дотягивает и до 20 процентов в ВВ. Создание условий для развития предпринимательского сектора в стране - это решение сразу нескольких задач: во-первых, адаптация к новым экономическим условиям, во-вторых, социальные вопросы, создание новых рабочих мест. Поэтому сегодня важнейшим приоритетом в экономической политике является осуществление реальной поддержки отечественных товаропроизводителей и создание условий для повышения конкурентоспособности. При этом отметим, что Агентством по исследованию рентабельности инвестиций были проведены прогнозные расчеты по влиянию Таможенного союза на товаропроизводителей. По многим видам товаров виден рост производства этих товаров. Исследования говорят о том, что Таможенный союз не окажет столь негативного влияния, и в соответствии с этими расчетами эксперты не увидели, что товаропроизводитель умрет и совершенно упадет производство товаров. Однако на повестке дня все же остается главный вопрос, который заключается в том, чтобы повысить конкурентоспособность бизнеса в условиях функционирования ТС.
И все-таки не смотря на положительную экономическую динамику роста товарооборота между странами Таможенного союза и дальнейшие перспективы его развития, так например в очереди по вступлению стоят Украина и Киргизия, следует решить проблемы уже существующие. Такие, как приведение таможенного кодекса всех стран Таможенного союза к единому кодексу, что увеличит товарооборот, снизить бюрократические проблемы. Создать зону единых тарифов на грузоперевозки, что опять же даст положительные результаты и привлечет дополнительные ивестиции. Объединить усилия по борьбе с контрабандой в первую очередь внутри Таможенного союза. Увеличить квоты на ввоз рабочей силы и упростить их оформление, что приведет к притоку рабочей силы и уменьшится поток нелегалов.
Заключение
Вместе с тем, на мой взгляд, минусы ТС не следует преувеличивать, тем более что некоторые из них при внимательном рассмотрении оборачиваются плюсами. Так, конкурентные преимущества предприятий стран-партнеров в результате относительной дешевизны их продукции могут оказать тонизирующее воздействие на российские предприятия, заставляя их повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки.
Финансовые потери РФ от формирования ТС во многом компенсируются значительным упрощением доступа предприятий на рынки стран-партнеров и другими выгодами. Следует также учитывать, что существенный разрыв в уровнях внутрироссийских цен на энергоресурсы и мировых цен вряд ли будет продолжительным. По оценкам специалистов, уже в ближайшие годы внутренние цены на них в РФ могут достигнуть (а по некоторым позициям уже достигли) уровня мировых, что автоматически приведет к прекращению ценового субсидирования Россией своих партнеров.
В целом представляется, что выгоды ТС значительно превосходят издержки. Поэтому укрепление союза, практическая реализация направленных на его создание договоров, очевидно, должны стать одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики РФ.
Против ТС в рамках СНГ нередко выдвигается аргумент, что такой союз способствует консервации технологической отсталости экономики России, поскольку обеспечивает практически гарантированные поставки ее низкокачественных товаров на невзыскательные рынки государств-партнеров (как и поставки столь же низкокачественных товаров этих стран на российский рынок) и ограждает промышленность России от благотворной для нее конкуренции третьих стран (особенно высокоразвитых).
Сторонники такого подхода, на мой взгляд, не учитывают, что сегодня Россия просто не в состоянии выдержать полноценную конкуренцию высокоразвитых государств, находящихся с ней в разных “весовых категориях”. В этих условиях именно взаимодействие (и конкуренция) с партнерами по ТС и другими странами СНГ во многом способствует укреплению производственного потенциала РФ, его качественному обновлению и созданию предпосылок для более активного выхода предприятий (особенно перерабатывающих) на мировой рынок.
В соответствии с принятыми решениями формирование ТС проводится в два этапа.
На первом этапе должны быть полностью отменены тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
На втором этапе намечено объединение таможенных территорий трех стран в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза.
Так, в последние год-полтора значительное расширение торговли наблюдалось у России и с большинством других стран СНГ, не входящих в ТС, причем с некоторыми из них (с Украиной, Грузией) она росла быстрее, чем с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
При формировании ТС выявился и ряд серьезных трудностей, наносящих прямой ущерб интересам России. Ввиду значительных различий в структурах экономик стран-участниц оказалось достаточно сложно сформировать единый таможенный тариф. Однако вскоре сначала Белоруссия и Казахстан, а затем и Россия начали нарушать договоренности и в одностороннем порядке изменять тарифы. В результате уже как будто решенный вопрос установления единого тарифа вновь встал на повестку дня.
Другой острой проблемой является контроль на внешних границах ТС. Хотя подписанные соглашения предусматривают эффективный совместный контроль с целью недопущения бесконтрольного ввоза и вывоза товаров, на практике его установление отстает от либерализации взаимной торговли в рамках ТС. От этого страдает прежде всего Россия. Так, незаконный ввоз товаров в РФ в крупных масштабах осуществляется через Белоруссию из Украины и стран Балтии, для чего используется отсутствие действенного контроля на границах Белоруссии с Украиной, Латвией и Литвой. В условиях фактически открытых границ Казахстана с государствами Средней Азии ослабление таможенного контроля на российско-казахстанской границе увеличивает опасность незаконного ввоза в Россию из этих государств оружия и наркотиков.
По данным Таможенного комитета РФ, нерегистрируемый ввоз товаров из стран, не входящих в ТС, в Россию, Белоруссию и Казахстан оценивается в 6 млрд долл. в год. Несмотря на это разработка и принятие действенных мер по усилению охраны внешних границ ТС и СНГ в целом неоправданно затягиваются.
Имеется и ряд других препятствий, осложняющих формирование ТС. До сих пор не создана эффективная система взаиморасчетов между странами-участницами, без которой преимущества ТС во многом утрачиваются. По-прежнему различаются национальные налоговые и валютные режимы. Глубинная основа этого - сохраняющиеся значительные различия в уровнях экономического развития и структурах хозяйства, асинхронность проведения рыночных реформ.
Какую же позицию в отношении ТС должна занимать Россия в нынешних условиях, когда отчетливо выявились как успехи и достижения, так и серьезные проблемы, связанные с его формированием? В последнее время оформились два крайних подхода к этому вопросу.
Сторонники первого из них (в основном либералы-монетаристы) считают, что ТС в его теперешнем состоянии фактически является обузой для РФ, и предлагают подождать с его формированием по крайней мере до тех пор, пока страны-партнеры не сблизятся с Россией по основным экономическим параметрам.
Приверженцы второго подхода (в частности, представители обрабатывающей промышленности), наоборот, выступают за формирование ТС быстрыми темпами.
Ни один из этих подходов, на мой взгляд, нельзя считать рациональным, хотя в общем плане признание важности ТС для России предпочтительнее, чем отрицание его значения. Нужна взвешенная позиция, чуждая обеих крайностей.
Представляется, что Россия вряд ли должна стремиться к завершению формирования ТС в сжатые сроки, да это и нереально, учитывая опыт последних двух лет. Сначала целесообразно создать хотя бы минимально необходимые экономические и институционально-правовые предпосылки (синхронизация хода реформ, сближение систем хозяйствования, национальных экономических законодательств и т.д.), причем Россия могла бы более настойчиво добиваться этого от своих партнеров (разумеется, и сама она должна действовать в этом направлении).
В то же время различия между РФ и ее партнерами не являются непреодолимым препятствием на пути формирования ТС и развития интеграционного процесса в целом. Более того, сам этот процесс в значительной мере способствует преодолению этих различий. Так, например, полное снятие ограничений во взаимной торговле РФ и Белоруссии в рамках ТС, облегчая доступ на белорусский рынок российских предпринимательских структур, как бы “подталкивает” Белоруссию к углублению реформ. Поэтому для России важно сохранить и упрочить достигнутые позитивные результаты в создании ТС.
Информация о работе Казахстан в системе глобальной интеграции на примере Таможенного Союза