Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:20, научная работа
Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
На определенном этапе развития таможенных тарифов в странах Таможенного союза произошло сближение их ставок. Так, в 1995 г. ставки таможенных пошлин казахстанского таможенного тарифа почти полностью совпадали со ставками российского тарифа. В том же году Беларусь приняла таможенный тариф, практически целиком идентичный российскому. К сожалению, в последующем удержать достигнутый в 1995 г. уровень унификации таможенных тарифов не удалось, главным образом из-за отсутствия механизма согласования тарифной политики.
Мировой опыт свидетельствует о том, что подлинная политическая или экономическая интеграция невозможна без наличия в рамках данного межгосударственного объединения некоего наднационального органа, решения которого были бы обязательны для всех его участников, а невыполнение какой-либо страной коллективно выработанного и принятого постановления влекло бы за собой применение определенных санкций со стороны этого наднационального органа, если, конечно, под понятием «экономическая интеграция» иметь в виду не просто кооперацию, а процесс сближения и взаимоприспособления национальных хозяйств, сопровождающийся проведением согласованной экономической политики, созданием институтов, которые вместо национальных государств частично принимают на себя выполнение определенных функций в области экономики и законодательства, в результате чего возникает общее, а затем единое экономическое и правовое пространство, освоение которого уже не является исключительно задачей национальных государств.
Мировой опыт экономического сближения развитых и развивающихся стран, а также анализ экономических взаимоотношений между государствами ЕврАзЭС указывают на неизбежность прохождения ряда объективно необходимых этапов интеграции от ее начальных форм - зоны свободной торговли и таможенного союза к более продвинутым - единой таможенной территории и общему рынку товаров.
2.3 Анализ экономических показателей ТС
Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.
По данным таможенной статистики в 2010 году внешнеторговый оборот России со странами СНГ составил 28,1 млрд. долл. США (рост на 3,1 млрд.долларов США);
двусторонний торговый оборот России и Казахстана, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет 16,7% от объема внешней торговли со странами СНГ, а оборот России и Белоруссии - 30,5%/39/.
Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. В российский бюджет поступает 87,97% от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский - 7,33%, в белорусский - 4,7%. Интеграционное объединение стран Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана унифицировало таможенное законодательство в условиях отсутствия таможенного контроля (не применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера) на российско-белорусской - казахстанской границе в отношении товаров, происходящих из стран союза.
В связи с реорганизацией и упрощением оформления таможенных документов, товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами - членами ТС, предполагается не помещать под таможенную процедуру экспорта и импорта. Таким образом, с июля 2010г., из доступных источников стала «уходить» информация о торговле РФ с Партнерами по Таможенному союзу. Так объем информации о товарообороте России и Республики Казахстан уменьшился более чем на 50.
Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которым составляет 18% от всего объема внешней торговли Республики Казахстан. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2010 год товарооборот составил 15,3 млрд. долл. США, увеличившись на 18,9% по сравнению с 2009 годом.
Очень близкие экономические отношения у России и с Белоруссией - широчайший спектр областей сотрудничества, внешнеэкономический оборот - 27,9 млрд. долл. США (+ 19%) от 2009 года.
Таблица 1 Экспортно-импортные операции России со странами Таможенного союза в 2009 году
(млн. долларов США) Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
В % к 2008 | |||||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
экспорт |
импорт | |
Беларусь |
23507 |
16717 |
10552 |
6714 |
12955,5 |
10003,2 |
71 |
64 |
Казахстан |
13299 |
9147 |
6380 |
3685 |
6919,1 |
5461,6 |
69 |
58 |
Итог |
36806 |
25864 |
16932 |
1040 |
19874,6 |
15464,8 |
70 |
61 |
Таблица 2 Общий объем поставок из России в Беларусь и Казахстан
(тысяч долларов США, в текущих ценах) Группы товаров |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Итого |
(01) Живые животные |
330,7 |
257,2 |
721,1 |
1 309,0 |
(02) Мясо и пищевые мясные субпродукты |
1 247,9 |
3 389,0 |
2 641,4 |
7 278,3 |
(03) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные |
3 530,7 |
5 931,7 |
7 009,1 |
16 471,4 |
(04) Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
11 795,9 |
22 657,4 |
15 624,9 |
50 078,3 |
(05) Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
109,3 |
195,8 |
175,7 |
480,8 |
(06) Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень |
7,4 |
8,1 |
16,6 |
32,0 |
(07) Овощи |
712,1 |
519,3 |
1 689,9 |
2 921,3 |
(08) Съедобные фрукты и орехи; кожура |
||||
цитрусовых плодов или корки дынь |
||||
(09) Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности |
3 133,5 |
3 940,0 |
5 049,0 |
12 122,5 |
(10) Злаки |
3 416,1 |
5 481,2 |
8 275,6 |
17 172,9 |
(11) Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина |
2 062,2 |
1 553,3 |
2 083,0 |
5 698,4 |
(12) Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж |
5 887,8 |
4 366,6 |
6 043,6 |
16 297,9 |
Таблица 3 Общий объем поставок товаров в Россию из Беларуси и Казахстана
(тысяч долларов США, в текущих ценах) Группы товаров |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Итого |
(01) Живые животные |
1 393,1 |
1 205,6 |
2 534,9 |
5 133,6 |
(02) Мясо и пищевые мясные субпродукты |
71 417,7 |
79 980,2 |
76 959,4 |
228 357,2 |
(03) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные |
2 317,1 |
1 804,2 |
2 222,9 |
6 344,2 |
(04) Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
106 810,4 |
109 460,9 |
131 732,6 |
348 003,9 |
(05) Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
120,8 |
226,1 |
226,4 |
573,3 |
(06) Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень |
0,0 |
65,7 |
324,9 |
390,5 |
(07) Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды |
3 747,1 |
3 993,8 |
8 188,5 |
15 929,5 |
Таблица 4 Темпы прироста объема поставок товаров из России в Беларусь и Казахстан
(в процентах к предыдущему году) Группы товаров |
2009г |
2010г |
2011г |
(01) Живые животные |
4,8 |
-22,2 |
180,4 |
(02) Мясо и пищевые мясные субпродукты |
89,6 |
171,6 |
-22,1 |
(03) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные |
-48,8 |
68,0 |
18,2 |
(04) Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
42,0 |
92,1 |
-31,0 |
(05) Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
-5,9 |
79,1 |
-10,3 |
(06) Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень |
-79,0 |
9,2 |
105,9 |
(07) Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды |
31,5 |
-27,1 |
225,4 |
(08) Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь |
34,4 |
25,7 |
28,1 |
(09) Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности |
-51,9 |
60,5 |
51,0 |
(10) Злаки |
66,5 |
-24,7 |
34,1 |
(11) Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина |
174,2 |
-25,8 |
38,4 |
Таблица 5 Темпы прироста объема поставок товаров в Россию из Беларуси и Казахстана
(в процентах к предыдущему месяцу) Группы товаров |
2009г. |
2010г |
2011г. |
(01) Живые животные |
-8,7 |
-13,5 |
110,3 |
(02) Мясо и пищевые мясные субпродукты |
5,2 |
12,0 |
-3,8 |
(03) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные |
30,7 |
-22,1 |
23,2 |
(04) Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
-2,3 |
2,5 |
20,3 |
(05) Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные |
-26,0 |
87,2 |
0,1 |
(08) Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь |
39,7 |
6,6 |
105,0 |
(09) Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности |
172,1 |
78,0 |
-40,6 |
(10) Злаки |
-76,3 |
210,6 |
973,1 |
(11) Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина |
1 403,4 |
-87,8 |
80,1 |
(12) Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж |
-41,5 |
2,7 |
-44,4 |
(13) Шеллак природный неочищенный; камеди, смолы и прочие растительные соки и экстракты |
1 206,2 |
-95,3 |
1 232,3 |
тарифное регулирование таможенный союз
Из таблиц видно насколько существенно повлияло введение Таможенного союза на увеличение товарооборота между странами и насколько выгодно странам участницам. В целом создание таможенных союзов способствует росту экономической активности, повышению уровня конкуренции и наполнению национальных рынков более качественной продукцией, а также увеличению доходной базы государственных бюджетов стран-участников, что в свою очередь ведет к повышению уровня социального развития на всей территории союза.
Мировой опыт формирования таможенных союзов позволяет вывести определенные количественные закономерности последствий внедрения данных торговых объединений, к числу которых можно отнести следующие:
- рост экспорта в пределах 10-20 % по сравнению с предшествующими периодами и импорта на 5-20 % внутри стран союза;
- рост товарооборота с третьими странами на 5-15 %;
- повышение экспортной ориентации экономик, выражающееся в росте соотношения объемов экспорта и ВВП, темпами, опережающими среднемировые.
В настоящее время основным внешнеторговым партнером стран Таможенного союза является Российская Федерация, на долю которой по итогам 2008 г. приходится 8,8 % экспорта и 37 % импорта.
Среднегодовые темпы роста казахстанского экспорта в рассматриваемый период составили 75 %, в том числе темпы роста экспорта в Россию - 20 %.
Исходя из данных показателей и эмпирических закономерностей формирования таможенных союзов, отмеченных выше, можно дать некоторые прогнозные оценки перспектив развития экономики после введения Таможенного союза. Прежде всего, можно оценить потенциал роста собственно внешнеторгового оборота.
Рост экспорта в страны-партнеры по Таможенному союзу можно оценить примерно двукратной величиной по сравнению с темпами роста экспорта в третьи страны, т. е. на уровне около 6-10%. Таким образом, в среднесрочной перспективе можно прогнозировать ежегодное увеличение экспорта на дополнительную величину около 4-6 млрд долл. Также можно прогнозировать и увеличение импорта, особенно из стран-партнеров по Таможенному союзу, в первую очередь из России. Дополнительный импорт российской продукции в Казахстан можно оценить величиной порядка 1-1,5 млрд долл., а общее увеличение импорта - уровнем около 2-2,5 млрд долл. Рост объемов импорта может нести определенную угрозу позициям товаропроизводителей на внутреннем рынке, но данная ситуация также способствует повышению уровня конкуренции и соответствует интересам потребителей импортной продукции.
Помимо внешнеторгового аспекта формирование Таможенного союза и активизация товарооборота в его границах оказывают позитивное влияние и на другие макроэкономические показатели - промышленное и сельскохозяйственное производство, и в конечном счете ведет к росту экономики в целом. Современные исследования показывают, что существует четкая взаимосвязь между активизацией внешней торговли и ростом ВВП. В частности, исследования на примере ЕС показали, что рост внешнеторгового оборота на 1 % обусловливает рост ВВП на 0,22 %. В Казахстане же данная взаимосвязь выражена еще более четко: если в период, отраженный на рисунке 4, экспорт увеличился в 7,7 раза, то ВВП Казахстана в долларовом исчислении за этот же период вырос в 7,3 раза (с 18,3 до 133,4 млрд долл.). То есть для Казахстана рост экспорта на 1 процентный пункт соответствует росту ВВП примерно на 0,9 процентных пункта. Соответственно, прогнозируемое увеличение экспорта при вступлении страны в Таможенный союз на 3-5 процентных пункта может дать дополнительный прирост ВВП на уровне 2-4 %.
Информация о работе Казахстан в системе глобальной интеграции на примере Таможенного Союза