Казахстан в системе глобальной интеграции на примере Таможенного Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:20, научная работа

Описание работы

Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.

Работа содержит 1 файл

Казахстан в системе глобальной интеграции на примере ТС.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Таким образом, за короткий период времени выполнена  задача исторической важности - по периметру  наших границ сформирован пояс доверия, добрососедства и дружбы, основанный на прочном политическом и международно-правовом фундаменте.

Этому способствовали подлинное миролюбие внешнеполитического  курса Казахстана, отсутствие каких-либо территориальных, политических или  иных претензий к соседям, уважение их законных интересов, искренность наших намерений и открытость к взаимовыгодному разностороннему сотрудничеству.

Несмотря на жизненную важность для Казахстана дружественных отношений с соседними  государствами, было бы ошибочно и близоруко  замыкаться только в своем регионе. Такая логика действий отнюдь не соответствовала бы потенциалу Казахстана, более того - нанесла бы ущерб нашему государству.

"Региональное  мышление" существенно сузило  бы возможность политического  маневра, ограничило бы привлечение  иностранных инвестиций, без которых трудно рассчитывать на эффективное освоение природных богатств Казахстана.

Вот почему практически  на всех переговорах с иностранными государствами и политическими  деятелями, представителями международных  организаций и деловых кругов мы обсуждали возможности и проекты сотрудничества в реализации экономической реформы.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

wikipedia.org

germanywebguide.info

dic.academic.ru

lookworld.ru

via-rumyniya.com

zastavki.com

states-world.ru

vesti.kz

    1. ЭГП Казахстана

ЭГП – положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики. Казахстан – государство в Центральной Азии. Официальное название – Республика Казахстан. Столица- Астана. Площадь – 2717,3 тыс.кв. км.  
Население – 16,6 млн. Чел. Официальный язык – казахский.  
Казахстан -страна с переходной экономикой, не имеющая выход в Мировой океан, а лишь - к внутренним морям – Аральскому и Каспийскому. 
Основной продукцией страны является черные и цветные металлы, каменный уголь, одежда, зерно, мясо. 
Республика Казахстан - это демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свобода. Она также является унитарным государством с президентской формой правления.  
В настоящее время Казахстан является молодым государством, пользуется большим и заслуженным авторитетом, как среди стран - членов СНГ, так и в мировом сообществе благодаря своей последовательной и конструктивной внутренней политике, и показал себя как ответственный и дееспособный субъект международного права и международных отношений, в этом есть большая заслуга его Президента - Н. Назарбаева. Казахстан находится в центре Евразийского материка, на почти равном расстоянии от Атлантического и Тихого океанов, а также значительно удален от Индийского океана. Такое глубокое материковое расположение в значительной мере определяет его природные условия.  
Более четверти территории Казахстана занимают степи, половину - пустыни и полупустыни, остальную четверть - горы, моря, озера и реки. В Казахстане почти на 22 млн. гектаров расположились леса и насаждения, имеются 11 тысяч рек и речушек, более 7 тысяч озер и водохранилищ; растительный фонд превышает 6 тысяч видов, разнообразен животный мир. Рельеф местности поднимается от обширных низменностей, расположенных ниже уровня океана, до высочайших горных хребтов, достигающих 5000 метров. Территория его с севера на юг делится на следующие природно-климатические зоны: лесостепь, степь, полупустыня, пустыня, затем предгорная и горная зона.  
На территории Казахстана, расположенного между двумя весьма различными по своей природе регионами Евразии - Средней Азией и Сибирью, скрещиваются влияния воздушных масс холодного севера и знойного юга. Вот почему основными свойствами климата Казахстана являются его резкая континентальность и неравномерное распределение природных осадков. По его огромной территории весна в отдельные годы движется с юга на север 1,5 - 2 месяца (когда на юге идет весенний сев, на севере земля бывает все еще скованной льдом и зачастую бушуют снежные метели).  
Земли Казахстана представлены также разнообразными почвами: большую часть лесостепной зоны занимают черноземы, южнее их расположены темно-каштановые, светло-каштановые и бурые почвы. Почвы пустынь и полупустынь представлены в виде сероземов. Далее следуют горные почвы.  
Пересекая территорию Казахстана с севера на юг, вы попадаете не только в различные климатические зоны, но и в такие же разнообразные территории, имеющие каждая свою флору и фауну (здесь можно встретить представительницу севера - русскую березу, растение пустыни - саксаул и дерево южных стран - грецкий орех). Пустыни Казахстана - это край безводья. Климат здесь характеризуется чрезвычайно редкими дождями и высокой температурой воздуха летом, жестокими морозами зимой, частыми ветрами, вызывающими песчаные бури, крайне сухим воздухом, резкими колебаниями температуры летом даже в течение суток. Казахстан расположен на стыке двух континентов - Европы и Азии, между 45 и 87 градусами восточной долготы, 40 и 55 градусами северной широты. Географический центр европейско-азиатского субконтинента находится именно в Казахстане (на пересечении 78 меридиана с 50 параллелью) - в эпицентре бывшего Семипалатинского атомного полигона. Казахстан занимает площадь, равную 2724,9 тыс. кв. км. (1048,3 тыс. кв. миль) и раскинулся к востоку от Каспийского моря и приволжских равнин до горного Алтая от предгорий Тянь-Шаня на юге и юго-востоке до Западно-Сибирской низменности на севере. Протяженность его территории с запада на восток превышает 3000 км (1150 миль), с юга на север - 1700 км (650 миль). Казахстан по занимаемой площади находится на девятом месте в мире, т.е. входит в первую десятку крупнейших по территории государств мира - после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины. На просторах Казахстана одновременно вместились бы такие семь крупнейших государств Европы, как Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия, Италия и Великобритания, или такие государства Азии, как Пакистан, Турция, Ирак, Япония и Вьетнам вместе взятые. Только это может свидетельствовать об огромных потенциальных возможностях данного региона земного шара.  
На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией (протяженность границы 6477 км), на юге - с государствами Центральной Азии - Узбекистаном (2300 км), Кыргызстаном (980 км) и Туркменистаном (380 км), а на юго-востоке - с Китаем (1460 км). Общая протяженность границ Казахстана составляет почти 12,2 тыс. км, в том числе 600 км по Каспийскому морю (на западе). 

«+» ЭГП: центральное, транзитное положение, граничит с развитыми экономическими районами (Россия, Китай).

«-» ЭГП: горные хребеты на юге, отсутствует выход к мировому океану.

Важным для ЭГП является использование территории Казахстана для грузов из Китая в Россию и Европу, из России в страны Азии. ЭГП не остается неизменным: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги. Неизменно лишь географическое положение.

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Россия-Казахстан, партнерство 21 века

 

На Юго-Востоке  постсоветского пространства жизненно важную геополитическую роль для России и всего СНГ играет Казахстан, от развития прочных связей с ним многое зависит в укреплении безопасности России. Выгодное геополитическое положение республики делает ее своеобразным буфером между Россией, Средней Азией, Дальним Востоком и Китаем.

Установление дипломатических  отношений между двумя странами было оформлено 22 октября 1992 года, и  сегодня мы с удовлетворением  и гордостью можем констатировать, что минувшие 15 лет двустороннее сотрудничество интенсивно развивалось по всем направлениям. Странам совместно удалось сделать очень многое. Поэтому нет ничего удивительного в том, что отношения Казахстана и России многими экспертами рассматриваются как образцовые.

Результаты  видны невооруженным глазом. Ежегодно растет товарооборот между нашими странами. В 2006 году его объем составил 12,8 миллиарда долларов, а за январь — август 2007 года — превысил 10,6 миллиарда. По самым скромным оценкам, по итогам года эта цифра составит порядка 16 миллиардов долларов.

Ключевая роль здесь принадлежит приграничному  и межрегиональному сотрудничеству, на долю которого приходится более 70 процентов  товарооборота. Сегодня 76 субъектов  Российской Федерации имеют торгово-экономические  связи с казахстанскими партнерами. Развитию взаимодействия между регионами Казахстана и России способствует проведение форумов приграничных областей с участием президентов двух стран.

Среди традиционных сфер казахстанско-российских отношений  центральную роль занимает энергетическое сотрудничество. Казахстанская нефть, направляемая через трубопроводы Атырау — Самара и КТК в Европу, является важной составляющей обеспечения международной энергетической безопасности.

Россия представлена на нефтяном рынке Казахстана двумя  крупными компаниями: ОАО "Лукойл" и ОАО "НК "Роснефть". "Лукойл" участвует в четырех геологоразведочных проектах на шельфе Каспия, семи проектах по добыче на суше. Среди них — разработка Кумкольской группы месторождений, участие в работах на Карачаганаке и Тенгизе, а также в ряде проектов в Актюбинской и Мангистауской областях РК. Кроме того, "Лукойл" совместно с НК "КазМунайГаз" участвует в проектах "Тюб-Караган" и "Аташский" в казахстанской части Каспийского моря. "Роснефть" ведет работы на Адайском блоке месторождений, а также является участником проекта "Курмангазы".

Подписанное на прошлогоднем Форуме приграничных областей в Уральске межправительственное соглашение о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского газоперерабатывающего  завода перешло в плоскость практической реализации. Решены все вопросы, необходимые для запуска предприятия.

В последнее  время для российско-казахстанских  отношений характерен упор на реализацию инновационных проектов. Это прежде всего относится к космической  и атомной областям.

В январе 2004 года в Астане президенты России и Казахстана приняли решение о продлении срока аренды космодрома до 2050 года. В соглашении оговаривается расширение участия Казахстана в реализации космических программ и проектов, осуществляемых на космодроме "Байконур" путем долевого участия в финансировании и реализации проектов по созданию и использованию новых, экологически безопасных ракетно-космических комплексов, других космических программ и проектов по модернизации инфраструктуры космодрома.

Отдельного рассмотрения заслуживает активное участие Казахстана и России в интеграционных проектах, созданных на постсоветском пространстве. Во многом благодаря курсу, ориентированному на стратегическое партнерство, нашим странам удалось быстро адаптироваться к условиям глобализации и достичь серьезных экономических успехов. В результате сегодня ставшее уже привычным определение тандема Казахстана и России в качестве "локомотивов интеграции" как нельзя лучше соответствует реалиям.

Многосторонняя  дипломатия прочно укоренилась в качестве системообразующего вектора внешнеполитической деятельности Астаны и Москвы. Казахстан и Россия внесли значительный вклад в разработку Концепции дальнейшего развития СНГ и плана по ее реализации, утвержденных недавно в Душанбе. Тем самым заложена практическая основа для постепенного выведения Содружества на новый уровень взаимодействия.

Создание других, более узких по составу участников организаций показывает, что идея "разно уровневой" интеграции в полной мере оправдывает себя.

Организация Договора о коллективной безопасности сегодня видится основным гарантом обеспечения стабильности в зоне ответственности, включая Центральную Азию. В этом отношении представляется чрезвычайно важным развитие военно-политического сотрудничества, имеющего целью создать единую, эффективную систему безопасности. Речь идет о развертывании Объединенной группировки войск Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, формировании объединенных систем военного назначения и в конечном счете — Коллективных сил организации.

 

Как показывает опыт, важно налаживать отношения, в  первую очередь, со странами-соседями. Знать и понимать друг друга - вот  самая прочная основа для взаимного  учета интересов государств-соседей.

Россия и  Казахстан имеют все необходимые  предпосылки, чтобы стать для других стран СНГ примером тесной интеграции в новых условиях самостоятельности и независимости. Этнороссияне в Казахстане - это составное звено и влиятельная часть исторической Родины, важнейший фактор политики России по укреплению российско-казахстанских отношений. Помимо успешного сотрудничества России и Казахстана, в российско-казахстанских отношениях много и нерешенных еще проблем, но они, как представляется, решаемы. С учетом заинтересованной зависимости наших стран друг от друга, в силу географического расположения, этнической близости, общего огромного военно-экономического, энергетического потенциала сотрудничество России и Казахстана должно определять ситуацию в центральноазиатском регионе.

И сегодня огромные просторы России и Казахстана, их человеческий потенциал, богатые природные ресурсы оказывают важнейшее влияние на развитие всего обширного евразийского континента, а следовательно, имеют и немалое международное значение.

 

Список используемой литературы

 

1. Казахстанско-российские отношения 1991-2002 годы: Сборник документов и материалов. Астана — Москва, 2001

2. Клепиков Н.  Казахстан не станет Кувейтом // Независимая газета. 1999 3апреля; Экономика  и политика России и государств  ближнего зарубежья. М., 1999

3. Кушкумбаев С. К. Центральная Азия на путях интеграции: Геополитика, этничность, безопасность. Алматы, 2004

4. Мансуров Т.  Казахстанско- российские отношения  в эпоху перемен. М., 2001

5. Мансуров Т.А.  Казахстан и Россия: суверенизация,  интеграция, опыт стратегического партнерства. М., Русский раритет, 1997

6. Морозов Е.  Геополитика в её историческом  развитии // Армия. 1998 № 3

7. Наринский  М. М. Южный фланг СНГ: Центральная  Азия - Каспий - Кавказ. М., 2003

8. Наумкин В.  В. Центрально-азиатский фактор  в отношениях России. М., 2004

9. Сорокин К.  Э. Геополитика современности  и геостратегия России. М, 2006

10. Султанов  Б. К. ШОС. Алматы, 2001

11. www.kazembassy.ru \ Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации, 2004 — 2007

 

 

 

 

 

1.3 Роль Казахстан  в ТС

Вступление  Казахстана в Таможенный Союз и принятие Таможенного кодекса с этого  момента будет иметь огромное влияние на экономическое сотрудничество стран-членов Союза. Представляется, что  в этих условиях процесс достижения баланса в функционировании национальных экономик будет довольно длительным и сложным. Это связано и с разницей в национальном экономическом законодательстве, и с совпадением номенклатуры экспорта стран-участниц ТС, и с отсутствием механизмов и, собственно, самой практики экономической интеграции на микроуровне в рамках Союза. 
По твердому убеждению экономистов, членство Казахстана в Таможенном Союзе неизбежно скажется на процессе вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Ни для кого не секрет, что сам процесс вхождения в ВТО стал скорее политическим делом, нежели результатом готовности экономики страны к участию в организации. Несмотря на то, что идея о совместном вступлении трех государств была отвергнута, в настоящее время соответствующие органы членов ТС говорят об отдельном, но единовременном вступлении в ВТО. Высказываются даже вероятные сроки такого вступления - 2012 год. Насколько это достижимо, учитывая увеличение бюрократических формальностей, а также нестабильность поведения белорусской стороны, судить сложно.  
Со своей стороны, Россия не скрывает, что создание ТС и, впоследствии Единого экономического пространства (ЕЭП), имеют для нее серьезное политическое значение. Взяв за основу многие механизмы и достижения Евросоюза в сфере экономической интеграции, Россия, как представляется, стремится создать на территории бывшего Союза зависимое от нее экономическое объединение. В целом, стоит отметить, что такой процесс действительно запущен и, в случае адекватного и последовательного подхода со стороны Астаны, Таможенный Союз начнет приносить очевидные дивиденды всем своим участникам, в том числе и Казахстану. 
Однако, несмотря на политическую значимость вступления в данное интеграционное объединение, вопрос о жизнеспособности и эффективности сотрудничества в рамках ТС однозначного ответа пока не подразумевает. Ярким примером этого явились конфликты между Россией и Белоруссией, сотрясавшие новое объединение в течение всего прошедшего года. Сначала «нефтяной скандал» между Минском и Москвой, в результате которого некоторые СМИ поспешили сделать заявления, что Союз просуществовал не более десяти дней. Затем винный скандал, когда выяснилось, что на границе стали задерживать грузы со спиртным из-за того, что поменялся порядок оформления лицензий. Проблем и скандалов крайне много, решаются эти вопросы очень медленно и часто возникновение таких моментов имеет под собой именно политическую подоплеку. 
Кроме того, коль скоро политическое значение ТС для всех его участников крайне велико, то высока вероятность того, что многие экономические достижения могут быть потеряны или поставлены под удар в угоду политическим проектам. С этой точки зрения, например, активно обсуждаемое присоединение Кыргызстана к Таможенному Союзу может стать губительным для пока слабых нарождающихся механизмов экономического взаимодействия. Это связано, с одной стороны, с тем фактом, что Кыргызстан является, в отличие от участников ТС, действующим членом ВТО. С учетом того, что правила ВТО во многом отличаются от договорно-правовых условий функционирования Таможенного союза, в первую очередь в отношении импорта из третьих стран, на практике, присоединение Кыргызстана к ТС вряд ли будет возможно до того, как нынешние члены Союза не вступят в ВТО. Кроме того, внутриполитическое и экономическое развитие  Кыргызстана после апрельских событий 2010 года проходит довольно нестабильно, поэтому присоединение данного государства к ТС влечет за собой серьезные риски и для всего Союза в целом, и для экономик стран-участниц, в частности.  
С другой стороны, повышенный интерес к развитию ТС проявляют и другие государства постсоветского пространства – Таджикистан и Армения. Не исключено, что Россия в погоне за темпами экономической интеграции будет форсировать привлечение к ТС новых членов, что, несомненно, повлияет на качество работы всего механизма международной организации. 
Кроме того, и это на наш взгляд крайне важно, в России в последние месяцы заметно усиливается фактор ксенофобии, отмечается резкий рост межэтнических противоречий и нетерпимого отношения к выходцам из стран Центральной Азии и Кавказа. Все активнее в обществе обсуждаются проблемы отделения республик Северного Кавказа и ужесточения миграционного законодательства в отношении рабочей силы, прибывающей в Россию, в том числе, и из центрально азиатского региона.  
Все это вызывает ряд вопросов, во-первых, относительно возможности Российской Федерации стать флагманом интеграционных процессов на постсоветском пространстве в условиях нарастающих дезинтеграционных тенденций внутри самой страны. И, во-вторых, существуют опасения относительно того, насколько эффективно будет происходить экономическая интеграция в рамках Таможенного Союза на микроуровне (т.е. между рядовыми предпринимателями и в рамках их взаимодействия с потребителями), если сейчас население России становится все более агрессивно настроенным по отношению к людям, «неславянской» национальности. 
С вхождением в Таможенный Союз и усилением экономической интеграции Казахстана с Россией наблюдается вакуум объективной и научно-обоснованной информации о процессах, происходящих в России, с точки зрения интересов Казахстана. Как в бизнес-сообществе, так и собственно среди населения Казахстана отсутствует четкое понимание тех возможностей, которые открываются в связи с членством в ТС, а также тех рисков, которые имеют место при сотрудничестве с российскими предпринимателями.  
Более того, с учетом значительности влияния информационного пространства России в Казахстане, многие сложные и противоречивые процессы, происходящие в РФ, рассматриваются с российской точки зрения, что естественно искажает восприятие и не дает возможности строить двусторонние отношения, особенно на среднем и малом уровне, исходя из интересов и потребностей казахстанцев.  
В соответствии с этим, целесообразным представляется стимулирование создания независимой научно-исследовательской организации, специализирующейся на изучении России, а также создание ряда диалоговых и информационных площадок, предоставляющих качественную, оперативную и разностороннюю информацию и позволяющую преодолеть те мифы и стереотипы, которые имеют место в общественном сознании обеих стран. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История ТС

http://sertez.ru/history_soyuz

 

Договор о создании экономического союза  от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.

На  неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.

Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную  основу его функционирования, и тем  самым перешли к практическому  воплощению его в жизнь.

Следующий этап становления таможенного союза  пришелся на 2010 год:

  • – с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;
  • – с 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС).

И, наконец, последней (на текущей момент) вехой  в формировании Таможенного союза  явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда  был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

Информация о работе Казахстан в системе глобальной интеграции на примере Таможенного Союза