Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов. Также будут рассмотрены такие характеристики как особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, структура и размещение производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.
Введение. 3
Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги. 5
Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги. 11
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом. 19
Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков 20
Список литературы 22
Основным фактором размещения железных дорог является наличие месторождений полезных ископаемых и населенных пунктов, поэтому в регионах с высоким числом населения и регионах добычи полезных ископаемых, таких как республика Саха,
Приморский, Хабаровский края, Амурская область находится большая часть железных дорог
Основные пункты перевалки грузов являются морские порты Дальнего Востока, такие как: Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Пластун - в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри - в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков, Углегорск - на Сахалине; Магадан - на севере и Петропавловск-Камчатский - на Камчатке.
Через эти порты проходит более 95% всех грузопотоков Дальнего Востока. По этой причине порты занимают одно из ключевых мест в экономике региона и страны в целом. Так, порты Приморья и порт Ванино имеют прямой выход на Транссибирскую магистраль и БАМ, образуя вместе с припортовыми железнодорожными станциями так называемые транспортные узлы. Как известно, крупных транспортных узлов на Дальнем Востоке три: Владивостокский (Владивостокский торговый порт), Находкинский (Находкинский торговый порт, нефтепорт, порт Восточный) и Ванинский (порты Ванино, Советская Гавань и ЗАО «Трансбункер»).
В целом импорт превышает экспорт в 1,7 раз. Импорт составляет 75,4 млн. т. Экспорт составляет всего 43,9 млн. т. Чтобы повлиять на такую нерациональную перевозку первое, что требуется, это развитая система инфраструктуры, а именно такие модернизации как расширение пропускной способности железных дорог, особенно в пограничной зоне, модернизации самой техники и морских портов.
В перевозках Дальневосточной железной дороги половину составляют внутрирайонные. На транзит идут уголь(из Ретиховки, Партизанкая, Ургальского месторождения – ст. Чегдомын, Артема, Озерные Ключи), лес, стройматериалы, нефтепродукты.
Во ввозе значительный вес занимает нефть, нефтепродукты, хлебные грузы, соль, машины, рыба, морской зверь, концентрат цветных металлов.
На Сахалине перевозятся бумага, картон, рыба, минерально-строительные грузы.
По БАМ перевозится железная руда, асбест, золото, слюда, фосфорное и калийное сырье, лес, цветные металлы, алуниты, соль, уголь.
Распределение перевозок грузов в Дальневосточном экономическом районе различными видами транспорта.
Вид транспорта
|
Объем отправления грузов |
Объем прибытия грузов | ||
млн. т | % | млн. т | % | |
Железнодорожный
Автомобильный
Водный
Трубопроводный | 8
0,9
15
20 | 56
2
28
14 | 29
1,4
46
2 | 8,8
2,6
70,7
17,9 |
Итого: |
43,9 |
100 |
75,4 |
100
|
Грузы | Всего по району | В том числе по субъектам РФ | ||||
Республика Саха (Якутия) | Приморский край | Хабаровский край | Амурская область | Сахалинская область | ||
Отправление – всего, млн.т, уголь нефтяные лесные минерально-строительные материалы | 43,9
| 9,0
| 11,5
| 11,1
| 10,2
| 2,1
|
23,9 | 9,0 | 5,6 | 1,9 | 6,2 | 1,2 | |
4,6 | - | 0,4 | 3,8 | 0,2 | 0,2 | |
3,6 | - | 0,6 | 1,9 | 0,8 | 0,3 | |
7,4 | - | 2,7 | 2,1 | 2,3 | 0,3 | |
Прибытие – всего,млн.т,
Уголь Нефтяные черные металлы лесные минерально-строительные материалы | 74,9
| 2,0 | 36,7 | 21,3 | 12,2 | 2,7 |
32,1 | 1,3 | 14,7 | 7,0 | 7,6 | 1,5 | |
15,8 | 0,2 | 7,3 | 7,0 | 1,0 | 0,3 | |
7,2 | - | 6,5 | 0,6 | 0,1 | - | |
5,5 | - | 3,3 | 1,7 | 0,2 | 0,3 | |
7,5 | - | 2,1 | 2,7 | 2,4 | 0,3 |
Казанский Н.Н. “Экономическая география транспорта” Транспорт 1991 г.
Лапидус Б.М. “Регионалистика” ВПО 2001 г.
Атлас мира М. 2003 г.