Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов. Также будут рассмотрены такие характеристики как особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, структура и размещение производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

Введение. 3
Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги. 5
Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги. 11
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом. 19
Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

В перспективе намечается полностью обеспечить население свежими молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточ­ный район располагает возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, бо­гата пушным и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в се­верных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Органи­зованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, се­ребристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.

Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке сохраняет большое значение муко­мольная, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и При­морском краях. Здесь же размещаются предприятия маслодель­ной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной (Ус­сурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще далеко не обеспечивает потребности его населения. Значительная часть продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и европейской части России. Создана крупная маслобой­ная промышленность по переработке соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района. Рас­ширяются и строятся разнообразные пищевые предприятия. Среди них больше всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее поголовье оленей, на юге — мясной скот; расширяется также сеть городских молочных заводов.

1.10 Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривает:

-модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;

-модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;

- масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;

- развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами восточных регионов;

- ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;

- развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития /космическая сфера, авиа- и вертолетостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики/ и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению "двойных технологий";

- создание и развитие деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке "идея -технология - товар - услуга".

 

 

 

 

Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги.

 

Железнодорожный транспорт.

Дальневосточная железная дорога.

2.1 Эксплуатационная длина – 5986,2 км;

Управление ДВЖД находится в г. Хабаровске.

На дороге - 365 станций, 2 погранперехода (Гродеково c КНР, Хасан с КНДР).

ДВЖД состоит из широтных магистралей: Южной - часть Транссибирского направления и Северной - бывшей Байкало-Амурской железной дороги.

2.2 На формирование железнодорожных путей на Дальнем Востоке огромное влияние оказывал размер территории (17 млн. км2) из которой 74 млн. га – неосвоенные территории (леса). Влияние оказывал и сложный рельеф, для которого характерно сочетание горных хребтов и межгорных равнин, определяет ландшафтную дифференциацию территории, широкое распространение не только равнинных, лесных и тундровых, но и в особенности горно-лесных, а также гольцовых ландшафтов.

В связи с историей развития и положением по соседству с разнообразными во флористическом и зоогеографическом отношении областями территория Дальнего Востока отличается сложным переплетением элементов ландшафтов различного происхождения.

2.3 Направление железной дороги в основном широтное, меридианальное направление  находится в Приморском крае. Большая часть дороги – однопутная.

2.4. Электрофицированные линии проходят по Амурской области, Еврейской АО, Хабаровский край и частично через Приморский край. Общая протяженность электрофицированных линий составляет около 1700 км по всей территории Дальнего Востока.  Полигоны на тепловой тяге проходят через Иркутскую область, республику Бурятию, Читинскую область, Республику Саха, Амурскую область, Хабаровский край, Приморский край и Сахалинскую область. Общая протяженность полигонов на тепловой тяге составляет около 7000 км.

2.5. В 1997 году объем перевозок внешнеторговых грузов по Дальневосточному району составил 26,8 млн. т (9,6 % от перевозки грузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 25,1 млн.т по экспорту (сдача) и 1,7 млн.т по импорту (прием). ДВЖД подвоз/вывоз внешнеторговых грузов к/от морским портам Владивосток, Находка, Восточный, Посьет и Ванино, а также транспортные связи в прямом железнодорожном сообщении с Китаем и Кореей через Гродеково и Хасан.

Основной объем поставок на экспорт приходится на топливно-энергетические грузы (около 50% от общего экспорта района).

Уголь завозился из Якутии (5,5 млн.т) и Кузбасса (1,1 млн.т), нефтепродукты из Восточной Сибири (Иркутская область – около 65 %), Хабаровского края.

Кроме того, экспортируются черные металлы (27 % от экспорта района), поставляемые, главным образом, с металлургических комбинатов, Кемеровской (55%) и Челябинской (33%) областей; лесные грузы (15% экспорта района), отгружаемые предприятиями преимущественно Иркутской области (около 40%) и Хабаровского края (более 35%).

В импорте около 60% приходилось на продовольственные и промышленные товары, автомашины, бытовая техника, химические товары.

2.6. Из 10 субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного экономического района, 8 имеют прямой выход к морю, что обеспечивает им удобные связи со странами Тихоокеанского азиатского региона. Кроме того, район имеет железнодорожные выходы в Китай, Монголию и Корею. Через территорию Дальневосточного региона проходят кратчайшие связи между странами Юго-Восточной Азии и Западной Европой. В основном Дальневосточная железная дорога перевозит груз, относящийся к группе «прочие», а также морепродукты. Так что на взаимодействие железной дороги с морским транспортом приходится большая часть из всех возможных.

2.7. Важнейшей транспортные узлы района тяготения находятся практически по всей длине Дальневосточной железной дороги, такие как Находка, Владивосток, Угольная, Уссурийск, Сибирцево, Хабаровск, Известковая, Бамовская, Тарская, Бастужево, Комсомольск – сорт. , Нов. Ургал. Также эти районы играют роль перевалки грузов и являются центрами взаимодействия транспортных магистралей (соединяют дороги и превращают в транспортную сеть).

2.8. В перевозках района более половины составляет местное сообщение (сказывается влияние удаленности Дальнего Востока от других районов страны). По доли местного сообщения (54%) в общем объеме перевозок Дальневосточный район  занимает первое место среди других районов России, на втором месте Калининградская область (50%).

              В местном сообщении субъекты РФ, входящие в состав рассматриваемого района и имеющие железнодорожные сообщение, в 1997 году отправили 23,7 млн. т угля (57% от общего объема местных перевозок района). Минерально  - строительных материалов в этом виде сообщения в 1997 году отправлялось 7,2 млн. т (17,5% от местного сообщения района).

              Нефтяных грузов – 4,6 млн. т (11% от местного сообщения). Кроме того, в местном сообщении перевозятся лесные грузы (3,5 млн. т), черные металлы (0,4 млн. т), хлебные грузы (0,5 млн. т) и грузы группы «прочие» (1,7 млн. т).

Основные транспортно-экономические связи по вывозу грузов осуществлялись с Восточно-Сибирским районом – 52% от общего объема экспорта Дальневосточного района. На долю прочих грузов в общем вывозе приходится 61% (1,4 млн. т) – это рыба, морепродукты, рыбные консервы, концентраты цветных металлов, бумага.              

Грузы завозятся как для покрытия потребностей региона, так и на экспорт через российские морские торговые порты и передаточные станции на границы России с Китаем и Кореей.

Благоприятное транспортно-географическое положение Дальневосточного региона способствует развитию международных торговых связей. Это делает Дальневосточный регион особо важным в плане перевоза груза через этот регион в другие страны.

 

 

Водный транспорт

Морской транспорт играет  важную  роль  в  экономике.

Дальнего Востока и  России  в  целом.  Через  морские  порты  обеспечиваются экспортные потоки российских товаров на мировые рынки и  поставки  импортной продукции из стран Азиатско-Тихоокеанского региона  в  Россию.  Кроме  того, для  некоторых  регионов  (Магаданской,  Камчатской,  Сахалинской  областей, северных  районов  Хабаровского  края)  морской  транспорт   -   практически единственный путь доставки туда грузов. Вдоль побережья Дальнего  Востока  расположено  32  морских  порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также  около  300  гаваней,  где  имеются пристани  и  якорные  стоянки.  Всего  в  регионе  насчитывается  около  270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции.

Наиболее важными портами с круглогодичной  навигацией  являются  (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток,  Находка,  Восточный,  Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине - Корсаков и Холмск.

   Основные портовые мощности сосредоточены в Приморском,  Хабаровском краях  и  Сахалинской  области.  Расположенные  здесь  крупные  порты  могут перерабатывать до 100 млн. тонн грузов в год. В 1997 г. объем  принятых  ими грузов составил 28 млн. тонн, что равно 74% от  общего  грузооборота  портов Дальнего Востока.

По данным за 2007 г., в структуре перерабатываемых  грузов  до  58%  -  экспортные  товары,  3,9%  -  импортные.  Каботажные   грузы составляют 19,5%. На каботажные перевозки  ориентированы  в  основном  порты Крайнего Севера и Сахалина. Доля каботажа в порту  Магадан  составляет  80%, Петропавловске - Камчатском  -  85,9%,  Холмск  -  99%.   В   торговых   портах Владивостока и Ванино, где в прошлые  десятилетия  каботажные  грузы  играли  большую роль, в настоящее время их удельный вес сильно сократился:  во Владивостоке - до 9%, Ванино - до 38%.

Экспортные потоки с дальневосточного побережья формируются за  счет поставок в страны АТР леса, рыбы и морепродуктов,  металла,  угля,  руды.  В товарной структуре импортных грузов преобладает продовольствие.

На Дальнем Востоке  действуют  две  морские  паромные  переправы  - "Ванино-Холмск", функционирующая с 1973 г., и открытая в 1995  г.  переправа из Корсакова на о-в Хоккайдо (Япония). Объемы перевозок из Ванино  в  Холмск в 1988 г., когда на переправе работало десять паромов, достигли 5,5 млн.  т. В  последние  годы  четырьмя  курсирующими   на   этом   маршруте   паромами перевозится не более 1,3 млн. т грузов.

     Самые  крупные  порты  региона  -  Владивостокский,   Находкинский, Восточный,  Ванино  -  имеют   выход   на   Транссибирскую   железнодорожную магистраль и Байкало-Амурскую магистраль, что  предопределяет  их  роль  как пунктов притяжения транзитных грузопотоков через Россию в  страны  Восточной и  Центральной  Европы.  В  1997  г.  по  Транссибу   перевезено   22   тыс. международных контейнеров.

   В настоящее время на юге Приморского края формируется  транспортный узел для обслуживания транзитных грузов, идущих из северных провинций  Китая и Монголии в страны АТР и обратно. Помимо хорошо оснащенных  портов  Находки и Владивостока, способных перерабатывать практически  любые  грузы,  в  этот транспортный узел войдет также морской порт Зарубино,  получивший  несколько лет назад статус международного. Порт Зарубино находится в 70 км от  границы с КНР  и  на  самом  коротком  расстоянии  от  Северной  Кореи.  Традиционно перерабатываемые им грузы - металлопродукция,  лес,  рыба.  Ориентируясь  на привлечение транзитных грузов из Китая и Монголии,  порт  построил  комплекс по перегрузке щепы и приступил к  строительству  терминалов  по  переработке зерна и контейнеров. К 2002 г. порт Зарубино планирует  довести  грузооборот до 1 млн. т, в том числе 250 тыс. т щепы, 250 тыс. т  зерна  и  150  тыс.  т контейнерных  грузов.  В  районе  порта   идет   интенсивная   реконструкция железнодорожной  и  автотранспортной  инфраструктуры,  приспособленной   для эффективного обслуживания транзитных потоков.

Дальнейшее развитие  получит  портовая  инфраструктура  Сахалинской области. Здесь помимо реконструкции главных сахалинских портов -  Холмска  и Корсакова  -  планируется  построить  два  новых  порта.  Один  из  них,   в г.Шахтерске,  на  западном  побережье  острова,  станет  базовым  портом  по экспорту  угля  с   крупнейшего   в   области   Солнцевского   буроугольного месторождения, расположенного  в  35  км  от  Шахтерска,  другой,  в  заливе Набиль,  на  западном  побережье  острова,   будет   специализироваться   на перегрузке сахалинской нефти зарубежным  потребителям.  (В  настоящее  время перегрузочные работы ведутся с рейда.

С  реализацией   международных   проектов   освоения   нефтегазовых месторождений  Сахалина  связан  и   проект   строительства   нефтеналивного терминала в Де-Кастри (залив  Чихачева,  Хабаровский  край).  В  этом  месте проходит  нефтегазопровод  Оха-Комсомольск-на-Амуре,  и  в  будущем,   когда начнется освоение  западных  нефтеносных  площадей  Сахалина,  нефтеналивной порт  Де-Кастри  может  стать  наиболее  удобной   точкой   для   дальнейшей транспортировки сахалинской нефти на внутренний и внешний рынки.

На Дальнем Востоке  зарегистрировано  около  200 судоходных компаний, владеющих в  общей  сложности  немногим  более  1  тыс. судов  океанского,  прибрежного  и  внутрипортового  плавания.   Подавляющее большинство из них мелкие, имеющие одно-два судна или  арендующие  суда. 

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов