Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов. Также будут рассмотрены такие характеристики как особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, структура и размещение производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

Введение. 3
Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги. 5
Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги. 11
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом. 19
Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)


21

 

             

Кафедра “ ”

 

 

Курсовая работа

По дисциплине “Экономическая география транспорта”

Тема: “Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов”

 

 

 

 

Выполнил студент  группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2010 г.

 

Оглавление

Введение.

Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги.

Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги.

Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом.

Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов. Также будут рассмотрены  такие характеристики как особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, структура и размещение производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Роль транспорта – соединение территорий, предприятий, людей. Рынок Российской Федерации  весьма разнообразен и характеризуется размещением предприятий на обширной территории страны, что выражается в перемещении сырья, топлива, продукции, пассажиров. Особая роль транспорта в определении размещения населенных пунктов. Доля транспорта в ВВП составляет 10% , в т.ч. железнодорожного – 4.7%. В зависимости от веса сырья и топлива и веса продукции по-разному располагаются  и предприятия.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.

Дальний Восток имеет значительную густоту речной сети. Особенностью дальневосточных рек является их сравнительно небольшая протяженность. Исключением являются реки бассейнов Лены, Амура, Колымы и Анадыря.

Речная сеть лучше всего развита в умеренном поясе района, а большая часть площади юга занята бассейном реки Амур.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей: Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер – Алдан – Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводами Оха-Комсомольск, по которому сахалинская нефть подается на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод; газопроводами: Оха-Комсомольск и Усть-Вилюйск-Якутск (местный газопровод, который снабжает газом Якутск и ближайшие к нему населенные пункты).

 

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта, как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок. Самолеты и вертолеты осуществляют связи с труднодоступными районами.

Рациональная специализация отдельных зон способствует лучшему использованию имеющихся производственных ресурсов и природных факторов, повышает эффективность производства, создает условия для роста объема сельскохозяйственной продукции,  ее удешевления.

Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах РФ, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги.

1.1 Дальневосточная железная дорога пролегает по территории Хабаровского края, Приморского края, Якутии, Амурской области, Еврейской автономной области. Управление дороги находится в Хабаровске. Дорога граничит с Забайкальской железной дорогой (по станциям Архара, Штурм), Восточно-Сибирской железной дорогой (по станции Хани), с железными дорогами Китая (Рассыпная Падь) и КНДР (Хасан). В конце 90-х годов XX века в состав дороги вошёл восточный участок бывшей Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В мае 2010 года руководством ОАО «РЖД» принято решение о переходе с 1 октября 2010 года Сахалинской железной дороги в состав Дальневосточной.

1.2 Дальний Восток – это более 6,2 млн.км² территории, что составляет 36,4% российской земли, на которой проживает 7,3 млн. человек, или 5% всего населения России. В его состав входят десять субъектов Федерации: Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Камчатская области с Корякским автономным округом. Дальний восток омывается морями Тихого и Ледовитого океанов, распростерся от заснеженных тундр Чукотки до рисовых плантаций Приморья.

Дальневосточный экономический район граничит с Восточно-Сибирским районом России и государствами Юго-Восточной Азии – Китаем и Кореей.

1.3 Транзитные участки дороги: Уссурийск – Рассыпная Падь (для транзита в Китай)  Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (для транзита в Японию).

1.4 Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удаленность от основного экономического потенциала России, что ставит перед районом задачу ослабления зависимости экономики от поставок из западных районов и требует необходимости комплексного развития хозяйства.

Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам, пересечение морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда.

Большое значение для развития района имеют запасы полезных ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных и редких металлов. Это один из важнейших золотоносных районов России. Открыты и разрабатываются месторождения свинцовых, цинковых, оловянных руд в Приморском крае в Чукотском автономном округе, оловосодержащих руд в Хабаровском крае, в Республике Саха, Магаданской области и др. Дальний Восток располагает большими запасами ртути. Основные месторождения расположены на Чукотке, в Якутии  и Хабаровском крае. В Томмоте на Верхнем Алдане разведены уникальные месторождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов северо-запада Республики Саха – «Мир», «Айхал», «Удачное», известны месторождения железных руд.

Главнейшие месторождения железных руд находятся в Республике Саха.

Располагает Дальний Восток и большими запасами топливных ресурсов, особенно каменным и бурым углем. Крупные запасы угля расположены в Ленском бассейне, однако он сильно удален от освоенных территорий. На юге республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов коксующегося угля – Южно-Якутский площадью 25 тыс. км.², разведанные запасы составляют 3017 млн. т.

Выявлены  на территории Дальневосточного экономического района нефтегазоносные провинции: на Сахалине, Камчатке, Чукотке и в Магаданской области, но разрабатываются пока только месторождения нефти Оха и Тунгор на Сахалине. Нефть высокого качества, но ее не хватает для удовлетворения потребностей района. Газ обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших и перспективных  газоносных районов, расположенный в западной части Республики Саха (Якутия). Выявлено девять газовых месторождений, из которых наиболее значительные – Средневилюйское, Усть-Вилюйское, Соболохское, Среднетюнгское, Мастахское. Продуктивные горизонты выявлены на глубине 1-4 км. На Сахалинском шельфе еще в 70-80 годах выявлены крупные месторождения углеводородов и до сих пор не введены в разработку значительные запасы нефти и газа при огромном рынке сбыта. Общий их потенциал оценивается приблизительно в 2,5 млрд. баррелей нефти и 400 млрд.м³ газа.

Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья: известняками, гранитом, мергелем, туфом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, доломитом, а также графитом, слюдой, солью и др.

1.5 Гидрографическая сеть района очень обширна и многоводна. Среди наиболее крупных можно выделить бассейны Лены, Амура. Лена-река длиной 4400 км, площадью бассейна 2490 тыс.км² берет начало на склонах Байкальского хребта в Восточной Сибири, впадает в море Лаптевых, образуя широкую дельту (около 30 тыс.км²). Амур-река образуется слиянием рек Шилки и Аргуни, течет по территории трех государств – России (Читинская, Амурская области, Хабаровский край), Китая и Монголии, впадает в Амурский лиман Охотского моря. Длина ее составляет 2824 км (от истока Аргуни 4440 км), площадь бассейна – 1885 тыс. км². По Амуру проходит часть границы России с Китаем. Среди других крупных рек можно выделить бассейны рек Яны, Индигирки, Колымы и т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасы гидроэнергии, богаты ценными видами рыб, являются транспортными путями, в том числе и зимой, когда по льду прокладываются зимники.

Богат район термальными водами, особенно на Камчатке. В 1966 г. на базе Паужетского месторождения геотермальных вод начала действовать первая в СССР Паужетская ГеоТЭС. Площадь месторождения составляет около 6 км², максимальная температура 228°С. С вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров. Вода горячих источников содержит цинк, сурьму, мышьяк, имеет лечебное значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.

Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого океана: Берингово, Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий период, они имеют рыбохозяйственное, зверопромысловое и транспортное значение.

Леса Дальнего Востока покрывают свыше 248 млн.га территории района, что составляет 32,5% от общероссийского показателя. В лесах произрастают лиственница, ель, пихта, кедр, дуб, ясень, клен.

Часть территории Дальневосточного экономического района, за Северным полярным кругом, относится к Крайнему Северу и включает зоны арктических пустынь, тундру, лесотундру и таежную часть.

1.7 Якутск — столица Республики Саха (Якутия), порт на реке Лена. Крупнейший по численности населения город, крупный культурный, научный центр на северо-востоке России. Самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты. Являясь административным и культурным центром региона, Якутск не располагает сколько-нибудь развитой промышленностью. Основные отрасли являются поддерживающими жизнедеятельность города. Более половины (53,3 %) приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса, 17,7 % — пищевой промышленности, 11,1 % — алмазогранильного производства, 4,3 % — промышленности строительных материалов, 3,2 % — на продукцию металлообработки.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов