Экономический потенциал региона и его составляющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

В экономике страны выделяют ряд секторов, объединяющих несколько отраслей по функциональным особенностям использования ресурсов и производства необходимой продукции.

К первичному сектору относят все отрасли, которые непосредственно связаны с природными ресурсами, добывают или используют их и осуществляют первичную переработку. Эти отрасли привязаны к местам добычи сырья (сырьевой фактор ориентации производства). К природа-эксплуатирующим отраслям относят добывающую промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ГЕОГРАФИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Формирование  системы управления строительным комплексом в современных  условиях

  В последнее время на страницах  профессиональных журналов и в научных  дискуссиях отстаивается мнение, что с изменением общеэкономических условий функционирования строительства как отрасли материального производства понятие строительного комплекса исчезает. Не может быть строительного комплекса и на уровне региона, тем более инвестиционного.                                                                                       Безусловно, с этим утверждением можно согласиться только в том случае, если рассматривать строительный комплекс с точки зрения «национального управления капитальным строительством», ибо демонтаж административно-командной системы, разукрупнение и приватизация строительных объединений действительно привели к вакууму на среднем уровне управления, функции которого выполняли министерства и их подразделения: главные и территориальные управления.                         Понятие «строительный комплекс», как объект государственного управления в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится в известной мере экономической абстракцией, если речь идет о федеральном уровне (равно как и «федеральный рынок строительства»), и поэтому появляется термин «строительнаясфера». А вот в том, что феномен строительного комплекса в современных условиях исчезает согласиться нельзя, ибо он сейчас обладает другим сущностным экономическим и организационным наполнением.        В Российской архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата». Да! Именно конечный результат организационно связывает строительные организации и производства, а также организации других отраслей в одно целое. Именно с точки зрения конечной продукции необходимо рассматривать комплексное управление в строительстве.                                                                                                         Исходя из логики развития предпринимательства в строительстве, т.е. создание конечной продукции, ее продажа и сервисное обслуживание (конечным результатом является строительная продукция, которая создается и эксплуатируется в регионе), можно утверждать, что любые исследования в этой области имеют четко выраженный региональный аспект, тем более что Россия – федеративное государство с широкими полномочиями составляющих ее субъектов. Региональные власти имеют возможность создавать существенно различающуюся экономическую среду деятельности на своей территории. Да и в мировой практике организация процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов.

Основная  задача регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в современных условиях - это создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, в том числе и рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).                                                                                   Применительно к строительству региона это может означать:

- активное  влияние на процесс формирования  производственной и социальной  инфраструктуры региона; 

- формирование  и проведение активной градостроительной  политики в регионе; 

- создание  благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства;

- активное  формирование инвестиционной политики  на территории региона.

Безусловно, ряд перечисленных мер имеет общеэкономический характер, однако применительно к строительству их разработка и использование имеют первоочередную значимость для региона

В условиях рыночной экономики активная роль в  региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы:

- выбор  источников и методов финансирования  инвестиций;

- определение  сроков реализации;

- выбор  органов, ответственных за реализацию  инвестиционной политики;

- создание  необходимой нормативно-правовой  базы функционирования рынка  инвестиций;

 - создание благоприятного инвестиционного климата.

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой  протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций. На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой. В Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других субъектах Федерации разработана и внедрена система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику регионов и предупреждение их оттока. Это поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот), создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности и механизма работы с региональными инвестиционными проектами.

Особое  значение для повышения эффективности  инвестиционного процесса имеют  Законы, принятые Законодательным собранием  Санкт-Петербурга:

- «О  государственной поддержке инвестиционной  деятельности на территории Санкт-Петербурга», определяющий инструменты, которыми регион пользуется для привлечения инвестиций;

- «О  внесении дополнений в Закон  Санкт-Петербурга «О налоговых  льготах», который предлагает условия  предоставления и размер налоговых  льгот для инвесторов;

- «Об  инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга», регулирующий вопросы предоставления инвесторам объектов и результатов инвестирования и определяющий сроки рассмотрения инвестиционных предложений;

- «О  градостроительном планировании  развития и градостроительном  регулировании использования и застройки территории Санкт-Петербурга».

Кроме того, в ближайшее время предполагается приступить к разработке нового закона «Об основах градостроительства Санкт-Петербурга», в котором будут  распределены полномочия между Законодательным Собранием, исполнительными органами власти и местным самоуправлением. Такое законодательное закрепление распределений будет способствовать развитию градостроительства в Санкт-Петербурге, как отдельного направления в политике региона. Здесь следует сказать несколько слов о Стратегическом плане, который предлагает модель развития Санкт-Петербурга и подразумевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных инвестиционных проектов в рамках определенных сообществом региона приоритетных направлений и первоочередных проектов.

  За  счет средств бюджета Санкт-Петербурга:

- разрабатываются  бизнес-планы инвестиционных проектов, осуществляемых или поддерживаемых  администрацией Санкт-Петербурга,

- проводится  экспертиза экономической эффективности инвестиционных работ,

- обучаются  сотрудники администрации Санкт-Петербурга  в области проектного финансирования;

- созданы  и постоянно обновляются два  сайта.

Эти меры позволят региону в ближайшем  будущем реализовать большое  число инвестиционных проектов и привлечь в Санкт-Петербург инвестиции. Кроме содействия проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проекты, потенциально интересные для инвесторов и учитывающие нужды региона. Созданный порядок разработки региональных инвестиционных проектов существенно увеличивает привлекательность Санкт-Петербурга для инвестиций во все виды инфраструктур.

В Санкт-Петербурге, начиная с 1997 г., началось увеличение объемов жилищного строительства, и вот уже четыре года вводится в эксплуатацию более 1 млн.кв. м жилья. Необходимо отметить, что 95 % жилья введено за счет средств инвесторов и индивидуальных застройщиков.                     Наряду с развитием жилищного строительства следует отметить такие крупные проекты строительства в Санкт-Петербурге, планируемые на ближайшую перспективу как:

- комплекс  защитных сооружений с обеспечением  предварительной защиты от наводнений  и сквозным проездом от Ольгино  в Бронку;

- восточное  полукольцо кольцевой автомобильной дороги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе;

- реконструкция  центра города с использованием  кредита по соглашению со Всемирным  банком;

 - строительство сети гостиниц;

- развитие  Крестовского и Каменного островов, территории Синопской набережной, территории в районе улиц Шкапина и Розенштейна, Варшавского вокзала, Шувалово-Озерки и др.

Таким образом, налицо многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в  Санкт-Петербургский инвестиционно-строительный комплекс (ИСК). Как видим, положительная инвестиционная политика в Санкт-Петербурге способствует формированию нормального инвестиционного климата, и здесь созданы все предпосылки для привлечения инвестиций и обеспечения программы устойчивого развития Петербургского региона.

Для раскрытия  содержательной стороны управления Санкт-Петербургским ИСК в современных условиях следует обратиться к ретроспективе его формирования в Ленинграде - Санкт-Петербурге, но с целью экономии времени хочу обратить ваше внимание на то, что после ряда преобразований в структуре управления Петербургским ИСК в настоящее время председателем Комитета по строительству является Вице-губернатор по инвестициям, что еще раз красноречиво доказывает, что строительный комплекс на уровне региона приобретает инвестиционные комплексообразующие связи.

Теперь  я хотел бы остановиться на роли общественных организаций в управлении ИСК. Такая организация успешно  работает в Санкт-Петербурге уже  более 6 лет. Это – Санкт-Петербургский  Союз строительных компаний и возглавляет  его д.э.н., профессор Капла Лев Моисеевич – действительный член нашей академии. «Союзпетрострой» - некоммерческая, непроизводственная, общественная организация добровольно объединившихся организаций. Первостепенной задачей союза стало выражение интересов организаций, работающих в ИСК региона, в органах государственной власти и в некоторой степени влияние на нее. Создание Союзпетростроя обеспечило в некоторой степени замену среднего звена управления административно-командной экономики. В рыночной экономике данную нишу занимают общественные организации и корпоративные структуры.

На сегодняшний  день, Союзпетрострой объединяет более 300 организаций самого различного профиля  и организационно-правовых форм. В  его состав входят не только малые  строительные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и корпоративные структуры «ЛенСпецСМУ», «Балтийская Строительная Компания», «ДСК-3», «Метрострой», «Трест-36», «Мостострой-6», «Строймонтаж», «Спецстрой», «Севэнергострой», «Монолитстрой», «Инжпетрострой» и другие. Более четверти членов Союза – это организации по производству строительных материалов и конструкций. В Союз входят также: высшие учебные заведения (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский военный инженерно-технический университет) издательства, ряд крупных банков Санкт-Петербурга: «Промстройбанк», «Балтийский банк», «Гута-Банк», «Балтонексимбанк», риэлтерские организации – «Итака», «Петербургская недвижимость», страховые организации – «Росгосстрах», «Ингосстрах Санкт-Петербург», иностранные организации – «Сканска», «Оннинен», «Лахти» и еще 25 иностранных организаций. За 6 лет существования число членов «Союзпетростроя» возросло в 10 раз.

Мировой опыт развития рыночной экономики свидетельствует  о существовании таких разнонаправленных базовых явлений, как свободная конкуренция и концентрация капитала. Расширению свободной конкуренции способствует развитие малого предпринимательства, которое можно назвать своеобразным индикатором конкуренции в экономике. В настоящее время, в строительстве 96 % организаций являются малыми (т.е. до 100 человек), что свидетельствует о самостоятельности малого предпринимательства в формировании отраслевой структуры.

Наряду  с малыми предприятиями, успешно  развиваются корпоративные структуры, являющиеся индикатором концентрации капитала в экономике. Экономический потенциал корпораций значительно выше, чем у малых предприятий, и деятельность корпоративного сектора по своей природе направлена на получение повышенного экономического эффекта. В то время как деятельность малого предпринимательства в преимуществе своем решает социальные задачи.

К наиболее известным корпоративным структурам холдинговой организации на строительном рынке Санкт-Петербурга относятся: «Росстро», «ЛенСпецСМУ», «Строймонтаж», «Петербургстрой», «Трест-36», «Компакт», «Воин», «Триада Холдинг» и др. Корпоративные организации в форме ассоциаций – «Монтажспецстрой», «Спецстрой», «Ленпромстрой» и др. По инициативе «Союзпетростроя» при поддержке администрации Санкт-Петербурга был создан первый в регионе инжиниринговый консорциум.

Информация о работе Экономический потенциал региона и его составляющие