Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:14, реферат
Цель данного реферата – дать современные представления о сущности глобальных проблем и характере их взаимосвязей, о роли и задачах науки в целом, и географии в частности, в разработке стратегии и методологии их решения.
Развитие
ноосферных исследований предусматривается
по двум направлениям: глобальная экология
и теория коллективных решений (компромисса).
В области глобальной экологии оценивались
последствия крупномасштабных человеческих
действий. К 1983 г. была закончена разработка
версии системы математических моделей
“Гея”, имитирующей функционирование
биосферы как единого организма.
Версия описывает гидротермодинамику
атмосферы и океана и позволяет
оценивать климатические
Митоз биосфер
Со
смертью в 1984 г. А. Печчеи Римский
клуб прошел пик популярности, что
в немалой степени обусловлено
“академическим” характером его
исследований. На повестке дня вопрос
о переходе от “хорошо понятой
тревоги” к научно-практической деятельности
по рационализации взаимодействия человечества
с окружающей средой. Все большую
известность приобретает
Генезис
парадигмы Института экотехники
обусловлен нуждами практической космонавтики
в создании искусственных биосфер.
Естественным следствием опыта конструирования
биосфер с заданными свойствами
стало стремление обогатить и
улучшить Биосферу-I. Накопленный опыт
был осмыслен на основе учения о
ноосфере. В интерпретации Института
экотехники суть ноосферы – гармоничный
синтез биосферы и техносферы. Под
техносферой понимается “глобалтех”
– вид культуры, имеющий ареалом
распространения планетарный
С
точки зрения биосферной культурологии
факт экспансии “глобалтеха” в
космос означает, что экологическое
равновесие достижимо лишь при выходе
за пределы Биосферы-I. Ареалом экологически
устойчивого “глобалтеха” является
космос, в котором техносфера воспроизводит
свое иное – Биосферу-II. Открытие Космоса
для биосферного митоза и порождение
множества конкурирующих
Глобальное развитие
С
1977 года под руководством Д.М. Гвишиани
и В.А. Геловани на базе Всесоюзного
научно-исследовательского института
системных исследований АН СССР и
ГКНТ реализуется научно-
Аксиоматика
концепции содержит критические
оценки идей Римского клуба. Отмечается,
что идея “пределов роста” давно
развита марксизмом-ленинизмом в
теории общего кризиса капитализма.
В начале ХХ века при анализе империализма
марксисты подвергли критике
механицистские и биологизаторские
концепции равновесия и выживания,
системно описали мировое хозяйство,
его неравновесие, кризисные состояния
и динамику. Позитивистский подход
недооценивает значение теоретической
разработки категорий глобалистики,
которые неопределенны и
Парадигма
разрабатывается согласно принципу
социальной субъектности науки, что
означает изучение альтернатив глобального
развития с точки зрения советского
общества. Формирование мировой системы
представлено как процесс разрушения
локальных, относительно закрытых сообществ,
последующей интеграции в глобальное
сообщество на основе отношений зависимости.
Понимая глобальную систему как
мировой рынок, сторонники парадигмы
утверждают, что ее формирование завершилось
к концу XIX века. Глобальные проблемы
оцениваются как “текущие напряжения”,
связанные с неравномерностью социально-экономического
и политического развития регионов.
Переход к информационному
Мир - системный анализ
Парадигма
разрабатывается под
Конец ХХ века рассматривается как точка бифуркации – кризис перехода от капиталистической мир-системы, доминирующей на планете с 1500 г., к мир-системе пока неопределенного типа. Капиталистическая мир-система есть первая историческая форма глобальной системы, которая развивается во взаимодействии ядра, периферии и полупериферии, претерпевая кризисы с периодичностью 50–100 лет.
Критиками
мир-системный анализ оценивается
как продукт распада идеологии
Новых Левых, содержащий множество
“фундаментальных неясностей”, и часто
определяется как неомарксизм с
акцентом на историю. Так, капитализм описывается
как “историческая, противоречивая,
многообразная и гетерогенная реальность”.
Парадигма наиболее влиятельна среди
социологов: с 1994 г. И. Уоллерстайн является
президентом Международной
Имеющиеся
критические обзоры позволяют приводят
к следующим выводам
Тем
самым, можно говорить об однотипности
методологии разработки названных
концепций, основанных зачастую на абсолютизировании
отдельных фактов общественного
развития, их изоляции от всего контекста
динамики социальных связей, имеющих
место в современном мире на рубеже
тысячелетий. В итоге, однако, обнаружение
известной значимости отвергаемых
в исходном пункте факторов может
привести к тому, что они, а не
ранее абсолютизировавшиеся факторы
начинают признаваться главными, решающими.
К тому же, общим недостатком для
ведущих глобальных концепций является
жесткий детерминизм, создающий
иллюзию исторического
Следовательно, исследователям нельзя забывать хорошо известное, что любая из концепций, будь то уже имеющаяся, будь то вновь создаваемая, должна иметь четко очерченный круг первичных вопросов, а ответы, получаемые на них при анализе фактов в полном соответствии с законами формальной и диалектической логики, должны служит основой для постановки задач следующего логического уровня.
С
другой стороны, уже сама по себе современная
ситуация в глобалистике своей неоднозначностью
в полной мере отражает исключительную
сложность причинно-
При
этом еще следует учитывать и
то, что сложность динамики развития
глобальных процессов усугубляется
наличием сегодня в рамках взаимозависимого
и взаимосвязанного мира противоречия
между объективной
И
еще один аспект. К сожалению, многие
из этих теорий и концепций культивируются
государствами, представляющими западную,
по своей сути технократическую, цивилизацию
и не отражают во всей полноте богатого
идейного и культурного наследия
всех народов, культур и религий,
составляющих современное человечество.
Например, разработка концептуальных
основ, принципов, норм и механизмов,
посредством которых
О том, что конструктивные идеи, выдвинутые в разное время российскими учеными и мыслителями, становятся все более актуальными при выборе ориентиров на будущее для всего мирового сообщества, могут свидетельствовать следующие высказывания.
Известный русский философ Н.О. Лосский называет такие черты характера русского народа, которые делают его неравнодушным к результатам деятельности человечества в целом: религиозность, чуткое восприятие душевных страданий других людей, способность к высшим формам опыта, чувственность и воля, свободолюбие, доброта, даровитость, мессианство. Н.О. Лосский особо подчеркивает: "Русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла; он зорко подмечает несовершенство наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенства добра". Он также обращает внимание на попытки России применить принципы христианства к международным отношениям, что выражается в стремлении, как это подметил русский философ Вл. Соловьев, применить одну из заповедей Христа и к отношениям народов друг к другу: "люби все другие народы, как свой собственный".
В своем оригинальном труде "Философия общего дела" самобытный мыслитель и религиозный философ XIX века Н.Ф. Федоров высказал идею, которая чрезвычайно актуальна для освобождения мировой космической деятельности от ошибок первых десятилетий конфронтаций и чрезмерной милитаризации: "Мы должны поставить человечеству одну общую цель и утверждать необходимость, возможность и обязательность установления целесообразности не словом, а общим делом".
Уверенность в том, что будущее человечества на планете и в космосе - единство, осознанное построение гармоничных отношений в обществе с техникой и с природой звучит в одной из последних работ академика В.И. Вернадского: " Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого".
В
философском наследии К.Э. Циолковского
есть ряд положений, намного обогнавших
его и наше время. Они относятся
к проблемам весьма отдаленного
будущего, когда актуальным станет
построение гармоничного союза цивилизаций
во Вселенной: "Во вселенной господствовал,
господствует и будет господствовать
разум и высшие общественные организации".
Так же, как и В.И. Вернадский, К.Э.
Циолковский считал построение целостной
гармоничной цивилизации