Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:14, реферат
Цель данного реферата – дать современные представления о сущности глобальных проблем и характере их взаимосвязей, о роли и задачах науки в целом, и географии в частности, в разработке стратегии и методологии их решения.
Наблюдающийся в конце ХХ века быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки связан, прежде всего, с освобождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый этап экономического развития. Новый “демографический взрыв” обострил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антагонистическим характером развития человечества. Все это выразилось в резком ухудшении питания и здоровья населения. К стыду цивилизованного человечества более 500 млн. людей (каждый десятый) изо дня в день хронически недоедают, ведут полуголодное существование, и это преимущественно в странах с самыми благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного производства. Как показывает анализ, проведенный экспертами ЮНЕСКО, причины голода в этих странах надо искать в засилии монокультур (хлопок, кофе, какао, бананы и т.д.) и низком уровне агротехники. Абсолютное большинство семей, занятых на всех континентах планеты сельским хозяйством, до сих пор обрабатывают землю с помощью мотыги и сохи. Больше всего от недоедания страдают дети. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно умирает 40 тыс. детей в возрасте до 5 лет, которых можно было бы спасти. Это составляет около 15 млн. человек в год.
Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн. человек. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс.
Не менее животрепещущими являются вопросы, в своей совокупности фиксирующие культурные, религиозные и нравственные проблемы процесса глобализации.
1.
Каковы перспективы
2.
Какова перспектива в области
цивилизационно-культурного
3.
На какой основе возможно
4.
Какие духовные ценности и
приоритеты может выдвинуть
5.
Существует ли объективная
Ключевой идеей в осмыслении этих вопросов могла бы стать идея культуроцентризма.
В ценностном отношении встает вопрос о приоритете культуры, духовных начал над материальными, о перспективе и возможностях перехода от экономического к “постэкономическому” обществу.
В
методологическом плане культуроцентризм
выступает альтернативой
В политическом плане культуроцентризм выступает как альтернатива униформизму и гегемонистским стратегиям устройства мира по одной модели.
Можно ли интерпретировать существующие национальные и мировые культуры как взаимодополнительные и взаимокорректирующие факторы в спасении человеческого будущего, в преодолении угрозы экологической, военно-политической и духовной катастрофы? И могут ли (и каким образом) конвертироваться новые культурные установки в новые промышленные и социальные технологии, освобождая их от разрушительных свойств в отношении природной и духовной среды?
Предстоит
определить свое отношение к вопросу
о возможности формирования глобальной
общепланетарной морали. Ясно, что
ее нельзя “сочинить”, искусственно сконструировать.
Но важно выяснить, какие сдвиги
и тенденции в сфере
В
качестве базового принципа сосуществования
и свободного развития цивилизаций
и культур может быть заявлена
идея международной справедливости.
Актуальной в процессе глобализации
мира становится проблема перенесения
принципов демократии как инструмента
согласования интересов и организации
сотрудничества на отношения между
странами, народами, цивилизациями.
РАЗДЕЛ
2. СТРАТЕГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Глобализация
процессов мирового развития предполагает
международное сотрудничество и
солидарность внутри мирового научного
сообщества, возрастание социальной
и гуманистической
Стратегия
решения глобальных проблем, обращенная
в будущее, не может не соединять
в себе, поэтому, научный, социальный
и гуманистический подходы к
этим проблемам. И она не может
не иметь единой “точки отсчета”, в
качестве которой выступает человек
и его будущее. Только такая гуманистическая
ориентация создает прочную основу
будущего человека и человеческой культуры
в целом. Последняя имеет и
более широкое значение, так как
гуманизм связан не только с наукой.
И с этой точки зрения в равной
мере опасны как абсолютизация значение
науки в жизни человека и человечества,
в развитии гуманистической культуры
будущего, так и попытки принизить
ее, а то и попросту “развенчать”,
представив в качестве антигуманной
силы. Подлинный смысл наука
И в этом плане научно достоверное прогнозирование, тесно смыкающееся с более конкретным определением целей социально-экономического и культурного развития цивилизации, сейчас является одним из важнейших участков концентрации усилий представителей многих наук, включая географические, не говоря уже об обществоведческих.
Прогнозирование
имеет разные объекты и осуществляется
с помощью разнообразных
Рассмотрим теперь, насколько отвечают указанным требованиям наиболее влиятельные в современной глобалистике концепции (парадигмы). Следует, на наш взгляд, сразу отметить, что среди излагаемых ниже концепций в центре внимания нынешних остаются доклады Римского клуба и концепция устойчивого развития. Остальные точки зрения хотя и претендуют на общезначимость, но имеют резко подчиненное значение. Тем не менее, в анализ включены все те парадигмы современной глобалистики, в рамках которых работают организованные научные коллективы.
Пределы роста
В
основе тематики докладов Римского клуба,
основанного в 1968 г., лежит проблема
пределов экономического роста. Основатели
Римского клуба, работая в различных
транснациональных
При
моделировании мировой динамики
рассматривались пять взаимосвязанных
переменных: население, капиталовложения,
использование невозобновимых ресурсов,
загрязнение среды и
Пределы
роста усматриваются не столько
в планетарно-ресурсных
Устойчивое развитие
Парадигма
разработана под руководством Л.Р.
Брауна исследователями Института
всемирных наблюдений (г. Вашингтон).
Институт, основанный в 1975 г., получил
широкую известность в 80-х годах
публикацией тематических ежегодников
“Состояние мира”. Предложенный подход
был положен в основу доклада
Международной комиссии по окружающей
среде и развитию “Наше общее
будущее” (1987 г.). По итогам работы комиссии
11 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея
ООН приняла резолюцию “
Признавая вывод о планетарных пределах экономического роста, Л. Браун обратил внимание на слаборазвитость традиционных обществ – причину и следствие чрезмерного демографического роста. Критический порог устойчивости общества уже превзойден, так как человечество потребляет значительно больше ресурсов, чем допускают законы стабильного функционирования экосистем. Разоблачение доминирующего в развивающихся странах мифа о беспредельности демографического роста есть не менее важная задача, чем критика экономического роста западного типа.
Смещение
анализа в сторону комплекса
экологических проблем не только
открыло ряд феноменов, вроде
“дровяного” кризиса в
Универсальный эволюционизм
Парадигма
разрабатывается под
Концепция устойчивого развития оценивается как одно из опаснейших заблуждений современности, так как “человечеству еще придется пройти долгий и тернистый путь, наполненный трагедиями планетарного масштаба”. Ситуация в мире гораздо серьезнее и “разговоры об устойчивом развитии напоминают поведение страуса, прячущего голову в песок”.
Человеческое влияние на природу может быть оценено не только негативно. Человек стимулирует эволюционный процесс и содействует экспансии ряда биогеоценозов. Стихийное совместное развитие человека и биосферы может быть целенаправленным и согласованным. В результате коэволюции образуется ноосфера.