География черной металлургии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Чёрная металлургия - отрасль тяжёлой индустрии, включающая комплекс взаимосвязанных подотраслей: собственно металлургическое (доменное, сталеплавильное, прокатное), трубное и метизное производства, добычу, обогащение и окускование рудного сырья, коксохимическое производство, производство ферросплавов и огнеупоров, добычу нерудного сырья для черной металлургии и вторичную обработку чёрных металлов. Важнейшие виды продукции черной металлургии.: горячекатаный и холоднокатаный прокат, стальные трубы и металлоизделия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии...4
1.1. История возникновения и развития черной металлургии………….4
1.2. Общая характеристика черной металлургии………………………..6
1.3. Отраслевая и территориальная структура черной металлургии…...8
1. 4.Территориальная дифференциация черной металлургии мира…..15
Глава 2. География мирового рынка …………………………………...…..18
2.1. Формирование мирового рынка ……………………………………18
2.2. Состояние и прогноз развития рынка черной металлургии…………..22
Литература……………………………………………………………………....29

Работа содержит 1 файл

География черной металлургии.docx

— 69.91 Кб (Скачать)

Сейчас объем мирового экспорта железной руды составляет около 45% объема добычи. Причем средняя длина  перевозок на тонну руды превышает 5600 морских миль. Доля транспортных издержек в стоимости руды доходит  до 70% . Надо отметить, что основные страны-импортеры (страны Западной Европы, Япония) железной руды, являются также основными импортерами  энергоресурсов и коксующегося угля. Эти страны также являются крупнейшими  экспортерами стальной продукции. С  другой стороны многие страны-экспортеры железорудного сырья и каменного  угля практически не развивают свои сталеплавильные мощности, наращивая  экспорт сырьевых ресурсов.

Что стало причиной формирования подобного территориального разрыва  между производством железной руды и выплавкой стали? Черная металлургия  по-прежнему остается географичной отраслью промышленности, но факторы, определяющие географию отрасли, изменились. На наш  взгляд территориальный разрыв между  сталеплавильной и железорудной отраслями, стал не столько следствием конкурентной борьбы через снижение производственных и транспортных издержек, что окончательно вывело в лидеры Австралию и Бразилию, сколько  следствием появления централизованного  рынка железорудного сырья и  исторически сформировавшихся рыночных механизмов, определяющих отношения  между производителями и потребителями  железной руды. Несомненно, снижение транспортных издержек оказало огромное значение на развитие отрасли, однако на географию  современной торговли железорудным сырьем такие факторы, как географическое положение, производственные и транспортные издержки, и даже, богатство месторождений  оказывают гораздо меньшее влияние, чем раньше.

Россия является одним  из крупнейших участников мировой торговли стальной продукцией. В результате экономических реформ начала 90-х, сформировался  существенный разрыв цен на внутреннем и внешнем рынках страны. Сейчас черные металлы являются одним из основных экспортных товаров России. Это был единственный способ выжить для громадного металлургического  комплекса оставшегося после  СССР. Однако Россия испытывает серьезное  противодействие со стороны иностранных  компаний производителей стальной продукции. Уже в 1997 году против России проводилось  около 40 антидемпинговых расследований, из них 34 - против металлургических предприятий. Это приводит к серьезному ослаблению российских производителей металлопродукции на мировом рынке. Сейчас против России действует более 90 ограничительных  квот, большинство из которых касается именно продукции металлургического  комплекса. Антидемпинговые разбирательства  против России ведутся в 46 странах  мира. В настоящий момент многие отечественные производители стали  пытаются заменить часть экспортного  рынка растущим национальным рынком. Тем не менее, размер этого рынка  пока недостаточно велик.

Россия обладает крупнейшими  в мире подтвержденными запасами железной руды (16,9% мировых).

Датой начала формирования мирового рынка железной руды можно  считать 1892 год, когда в Соединенных  Штатах Америки была начата разработка богатейшего месторождения железных руд Месаби (среднее содержание железа около 62%) в штате Миннесота. Это  привело к резкому падению  цен на железную руду на национальном рынке (с $5-6 за тонну до $2-3). Резкое снижение цен привело к резкому росту  экспорта продуктов обрабатывающей отрасли из США (на 90% за 1895-1900 гг.), их доля в экспорте страны также увеличилась  с 20% до 50%, причем основной рост пришелся на продукцию черной металлургии. За 1890-1913гг. стоимость экспорта продукции  этой отрасли выросла с $25,5 млн. до $304,6 млн. Основным конкурентом США  в то время была Англия. Стоимость  экспорта стальной продукции в Западную Европу всего за пять лет (1895 - 1900 гг.) выросла с $8,5 млн. до $45,8 млн., причем почти половина экспортных поставок приходилось на Англию. Конкурентоспособность  английской сталеплавильной промышленности оказалась под угрозой. Если в  период с 1895 по 1913 гг. производство железной руды в США выросло почти в 4 раза, то в Англии рост едва превысил 25%. Удар был особенно силен в 1912 году, когда сталеплавильная промышленность Англии практически остановилась на два месяца из-за забастовки железнодорожников  и угольщиков. Открытие месторождения  Месаби оказало экономический эффект на рыночные цены, равный 30-ти летнему  периоду улучшения производительности в черной металлургии.

Все это вынудило Англию искать источники железорудного  сырья вне пределов страны, в результате, к 1913 году Англия импортировала уже  около 43% потребляемой железной руды (во второй половине XIX века эта доля не превышала 5%), преимущественно из Испании. Надо отметить, что железная руда из Миннесоты практически не экспортировалась, более того, южные штаты преимущественно  потребляли руду, импортированную из Кубы.

Надо отметить, что интерес  к удаленным железорудным месторождениям многие развитые страны начали проявлять  еще в начале века. Так, например, Бельгия, Франция, США и Великобритания скупили многие месторождения в  штате Минас-Жерайс в Бразилии еще  в 1891 году, однако первая экспортная поставка железной руды была осуществлена этой страной лишь в 1930 году. Толчком к  развитию грузопотоков железной руды на большие расстояния стало несколько  факторов. Во-первых, развитие железнодорожного и морского транспорта привело к  снижению транспортных издержек (морские  суда водоизмещением более 60 тыс.т. и  скоростью выше 50 км/час появились  лишь в начале века). Во-вторых, рост экономики стран Западной Европы после второй мировой войны требовал огромного количества стали. Развитие торговли продуктами железорудной отрасли  в Азиатском регионе связано  в первую очередь с экономическим  подъемом Японии в 60-х гг. Тем не менее, фактор географического положения  сталеплавильных мощностей и  месторождений железной руды все  еще играл определяющее значение. Конкуренция добывающих компаний была минимальна. Свидетельством этому является сохранение высокого уровня добычи небогатых  и тяжелых в разработке месторождений  железной руды во многих странах Западной Европы. Так, например, Франция еще  в 1980 году производила около 30 млн.т. железной руды. Несмотря на истощение  богатых железом месторождений, в США (штат Миннесота) продолжалась добыча бедных таконитовых руд (среднее  содержание железа в рудах этого  штата упало к 1965 году до 27%, к 1980 - до 20%). Важным фактором развития торговли являлось также снижение стоимости  железной руды в стоимости конечной продукции до 10% .

Около 98% производимой железной руды используется для производства стали. Поэтому спрос на железную руду определяется спросом на сталь. К формированию централизованного  мирового рынка железной руды в нынешнем его виде стал крах рынка стали  начала 80-х гг. Фактически этот кризис произошел в результате объявленного странами ОПЕК нефтяного эмбарго, повлекшего за собой резкий рост цен на энергоносители и глобальный экономический кризис.

В конце 70-х в мире существовало четыре основных центра производства стали: Азиатский (Япония, Южная Корея  и Тайвань), Западно-Европейский (Германия, Франция, Великобритания) и два центра в Северной Америке (канадско-американский в районе Великих Озер и американский - на восточном побережье США). Также  двумя крупнейшими сталеплавильными центрами являлись СССР и Китай, но в силу сложившегося в этих странах  государственного строя, они были относительно слабо вовлечены мировую торговлю.

В 1980 году основные объемы добычи железной руды (около 80%) приходились  на 8 стран (без СССР и Китая). Также  довольно существенные объемы железной руды добывали Либерия - 17,4 и Венесуэла - 16,1. Добыча в остальных странах  не превышала 10 млн.т. Большая часть  железной руды добываемой в Северной Америке и Европе транспортировалась на небольшие расстояния (около нескольких сотен км.). Железная руда, добываемая в районе Великих Озер в США, отправлялась только в металлургический центр  этого же района. Французская железная руда использовалась только во Франции. Шведская - преимущественно в Северной Европе. Канадская железная руда из восточной части страны отправлялась в металлургические центры на востоке  США и в районе Великих озер, а также в Северную Европу. Оставшиеся четыре производителя отправляли железную руду на гораздо большие расстояния. Индия сбывала железную руду преимущественно  в Азии. Основная часть бразильской  железной руды сбывалась в Европе, тем не менее, Бразилия значительную часть добытой железной руды сбывала  и на азиатских рынках. Австралия  основную долю добычи отправляла на азиатские  рынки, хотя продавала свою руду и  в Европе. ЮАР также сбывала  железную руду в обоих этих регионах.

После краха рынка стали  в начале 80-х, во время начавшегося  периода пост кризисного роста цены, на железную руду взлетели до рекордного уровня в 1982 году, что повлекло увеличение объемов производства железорудного  сырья. Однако уже в этом году стало  ясно, что кризис сталеплавильной  промышленности Северной Америки и  Западной Европы носит более затяжной характер. Сложившаяся ситуация уже  сама по себе отрицательно влияла на национальных производителей железной руды этих регионов.

Фактически, крах рынка стали  повлек за собой усиление конкуренции  на рынке железной руды, в Западной Европе Франция за 1980-е гг. практически  свернула добычу железной руды. Цены на железную руду падали до конца 80-х годов. От производителей железной руды потребовались  огромные усилия, чтобы выжить в  таких условиях. В Канаде, Швеции и США рост производительности труда  в отрасли за 80-е превысил 100%, в  то время как в 70-х она оставалась неизменной. В ЮАР производительность труда за 80-е увеличилась на 50% .

Во многом благодаря росту  производительности труда этим странам  и удалось сохранить свое положение  на рынке железной руды. Французская  железорудная отрасль находилась в  упадке задолго до кризиса начала 70-х. Дело в том, что содержание железа во французской руде (31,4%) было в два  раза меньше, чем у остальных крупнейших производителей (61,7%). В Германии и  Великобритании месторождения были близки по качеству к французским, но обе страны, по существу свернули данную отрасль в 60-х. Вряд ли Франция могла  как-либо противостоять кризису. Хотя, например, в США добыча бедных железом  таконитовых руд (содержание железа в этих рудах ниже чем во французской) продолжается до сих пор. Итогом этих процессов стала централизация  мирового рынка железной руды, формирование единой системы образования цен  и усиление конкуренции.

За рассмотренный период резко вырос экспорт железных руд из Австралии и Бразилии доля этих стран в мировом экспорте железной руды увеличилась к 1995 году до 62%.

 

2.2. Состояние и прогноз развития рынка черной металлургии

 

 




В мировой металлургической отрасли набирают скорость процессы посткризисного восстановления, при  этом в общем коридоре роста различные  сегменты и регионы демонстрируют  существенные различия. Ценовые и  производственные показатели января-февраля  превосходят уровни 2009 г и во многих случаях сопоставимы с докризисными максимумами 2007-2008 гг. Однако спрос  со стороны металлопотребляющих  отраслей остается ограниченным, что  усиливает нестабильность мирового и региональных рынков.

Китайская металлургия, реагируя на слабую конъюнктуру внешнего рынка, в короткие сроки переориентировалась  на внутреннее потребление, что стало  позитивным фактором для экспортно-ориентированных  производителей. В то же время, отмечены признаки активизации деятельности компаний Китая на внешних рынках. 
При этом влияние Китая на мировую металлургию, значительно укрепившееся в период кризиса, оказывается недостаточным для регулирования сырьевых цен, которые показывают опережающие темпы роста. Несмотря на существенное расширение минерально-сырьевой базы, в том числе за счет зарубежных активов, масштабы потребностей китайских производителей усиливают их зависимость от поставщиков сырья и оказывают поддержку ценам. В данной ситуации Пекин активизирует меры по обновлению структуры и производственной базы национальной металлургии, включая закрытие неэффективных предприятий и ужесточение условий кредитования, однако объемы ввода новых мощностей все еще значительно превосходят выбывание устаревших. При этом китайский бизнес и государство сохраняют интерес к наращиванию сырьевой и производственной базы за счет приобретения зарубежных активов. 
       Под влиянием мирового экономического спада в 2009 г объем сделок слияний и поглощений /M&A/ в горнодобывающей отрасли снизился вдвое, несмотря на увеличение их количества на 16 проц. На долю Китая пришлось 4 из 10 крупнейших по стоимости международных сделок /27,5 проц мирового финансового объема/. Слияния и поглощения в основном осуществлялись в Сев.Америке, ЮВА и Австралии, что, прежде всего, было обусловлено активностью Китая, Канады и Австралии. 
 
         В черной металлургии значительное повышение контрактных цен, продавливаемое поставщиками сырья, уже оказывает поддержку стальным ценам.

Железо – спотовые цены на руду замедлили рост, но остаются значительно более высокими по сравнению с 40 проц-ным подорожанием железорудных контрактов для 2010-2011 гг. Fortescue Metals по итогам 2009 г. увеличила объемы производства на 14 проц до 40 млн. т. 
       Мировое производство DRI за январь 2010 г. увеличилось на 19,5 проц до 4,921 млн. т по сравнению с декабрем - на 4 проц/. Лидируют по-прежнему Индия /рост на 7 проц до 1,82 млн. т/, Иран /падение на 12,5 проц до 650 тыс. т/, Венесуэла /снижение на 6 проц до 475 тыс. т/, Саудовская Аравия /4,623 млн. т/ и Мексика /рост на 53 проц до 425 тыс. т/. 
        В Венесуэле Orinoco Iron производитель HBI возобновляет работу модуля II, что соответствует загрузке в 75 проц от проектной мощности. 
        На Украине в январе 2010 г. выпуск руды и концентрата по отношению к декабрю увеличился на 0,9 проц до 6,568 млн. т. Экспорт руды в январе 2010 г. вырос в 2,7 раза до 2,592 млн. т /по сравнению с декабрем 2009 г. - снижение на 12,3 проц/, при этом "Метинвест" отгрузил 894 тыс. т ЖРК. Импорт ЖРС утроился до 274,4 тыс. т. 
       В Казахстане в январе 2010 г. добыча руды в январе выросла на 45,5 проц до 1,9737 млн. т, выпуск окатышей увеличился почти пятикратно до 738,9 тыс. т. 
      В Китае средняя цена на ЖР, ввезенную в 2009 г., понизилась на 42 проц. Ведущими поставщиками руды в стали Австралия /260 млн. т, рост на 42,9 проц/, Бразилия /140 млн. т, 41,5 проц/, Индия /110 млн. т, 18 проц/, Ю.Африка /34,1 млн. т, 140 проц/, Украина /11,6 млн. т, 150 проц/, Канада /8,7 млн. т, 130 проц/. В январе 2010 г. импорт руды увеличился на 43 проц до 46,62 млн. т /к декабрю 2009 г. - падение на 25 проц/. Запасы в основных портах выросли до 69,42 млн. т, в т.ч. австралийского сырья – снизились до 21,99 млн. т, бразильского и индийского – поднялись до 19,52 млн. т и 16,13 млн. т соответственно. В пров.Хэнань обнаружено месторождение руды с потенциальными запасами свыше 500 млн. т. Решение о развитии проекта пока не принято из-за сложной геологической структуры. 
     Индия в декабре 2009 г. снизила экспорт руды на 10,7 проц до 12,37 млн. т. 
     В Японии национальная стальная ассоциация признала неубедительной аргументацию BHP Billiton и Rio Tinto в пользу объединения их австралийских ЖР-активов. Предложенная схема, по сути, означает слияние компаний и не может быть разрешена, т.к. это бы привело бы к нарушению принципов свободной конкуренции. 
    В Австралии Rio Tinto начала добычу руды на руднике Mesa/Warrambo в районе Пилбара с оценочными запасами в 249 млн. т руды. BlueScope негативно оценивает планы создания СП BHP Billiton и Rio Tinto и намерения BHP аннулировать базовую систему цен на руду. 
       Сталь – мировое производство в январе 2010 г. выросло на 26,4 проц до 108,892 млн. т /по сравнению с декабрём - на 1,8 проц/. При этом Китай увеличил выпуск на 18,2 проц до 48,694 млн. т, Япония - на 36,8 проц до 8,723 млн. т, США – на 48,8 проц до 6,075 млн. т, Индия - на 18,6 проц до 5,42 млн. т, Ю.Корея – на 28,3 проц до 4,512 млн. т. В странах ЕС производство увеличилось на 37,2 проц до 13,477 млн. т. Мировые показатели без учета Китая выросли на 33,9 проц до 60,544 млн. т. Загрузка метмощностей выросла на 11,6 проц до 72,9 проц /к декабрю -2009 г. – рост на 1 процент.

Информация о работе География черной металлургии