Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:18, лекция
Многие предметы и объекты природы, изучаемые в курсе географии, имеются в местности, окружающей школу, и доступны непосредственному восприятию учащихся. Поэтому учитель может строить преподавание географии на краеведческой основе. Например, ознакомление с формами поверхности суши, водой в природе желательно начинать с наблюдения над местной рекой, озером, оврагам, холмом. Построение курса на краеведческом материале обеспечивает наглядность, способствующую более четкому образованию представлений.
1. Особенности процесса усвоения географических представлений учеников вспомогательной школы.
2. Коррекционно-воспитательная работа по формированию и развитию географических представлений, понятий об окружающем мире.
3. Развитие учащихся вспомогательной школы в процессе обучения географии.
Психологическую сущность всех умений и навыков составляют приемы умственной деятельности — анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей и т. д.
Учитывая цели развивающего обучения во вспомогательной школе, необходимо формировать не только умения и навыки, но и приемы умственной деятельности, выделять эти приемы, объяснять, в каких условиях они применяются, какое имеют значение, из каких действий состоят, упражнять учащихся в их выполнения.
В процессе обучения географии учащихся нужно познакомить с основными приемами умственной деятельности. При первоначальном ознакомлении пятиклассников, например, с приемом сравнения учитель объясняет и показывает, как надо сравнивать два географических объекта; сначала выделить признаки, по которым будет проводиться сравнение, затем сопоставить эти признаки и, наконец, сделать выводы об общих признаках. Постепенно работа усложняется: учитель демонстрирует большее число объектов, а учащиеся устанавливают большее число признаков этих объектов по сходству и различию выясняют причины, обусловливающие эти различия.
Развитию учащихся во многом способствует формирование у них интереса к географии. Познавательный интерес к предмету проявляется в положительном отношении к географическим знаниям, к изучению самого предмета. Познавательный интерес активизирует процессы мышления у учащихся, усиливает работу памяти. Он стимулируется содержанием обучения, разнообразием методов изложения материала учителем, новизной учебного материала, демонстрацией различных средств наглядности.
Если учитель постепенно вводит в объяснение новое, использует занимательный материал, который вызывает познавательный интерес, то учащиеся активно воспринимают объяснение и сознательно его усваивают.
С целью развития познавательных интересов учащихся желательно показывать практическую значимость географических знаний и умений. Это достигается путем установления связи материала курса с окружающими объектами (ориентирование по местным признакам, приметы природы, практические работы на местности и т. д.).