Формирование и развитие географических представлений о окружающем мире у учеников вспомогательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:18, лекция

Описание работы

Многие предметы и объекты природы, изучаемые в курсе географии, имеются в местности, окружающей школу, и доступны непосредственному восприятию учащихся. Поэтому учитель может строить преподавание географии на краеведческой основе. Например, ознакомление с формами поверхности суши, водой в природе желательно начинать с наблюдения над местной рекой, озером, оврагам, холмом. Построение курса на краеведческом материале обеспечивает наглядность, способствующую более четкому образованию представлений.

Содержание

1. Особенности процесса усвоения географических представлений учеников вспомогательной школы.
2. Коррекционно-воспитательная работа по формированию и развитию географических представлений, понятий об окружающем мире.
3. Развитие учащихся вспомогательной школы в процессе обучения географии.

Работа содержит 1 файл

Lektsia__3.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ  № 3.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧЕНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПЛАН:

  1. Особенности процесса усвоения географических представлений учеников вспомогательной школы.
  2. Коррекционно-воспитательная работа по формированию и развитию географических представлений, понятий об окружающем мире.
  3. Развитие учащихся вспомогательной школы в процессе обучения географии.

          ЛИТЕРАТУРА:

  1. Синев В. Н. Корекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В. Н. Синев, Л. С. Стожок - К. : Рад школа, 1977 - 86с.
  2. Голов В. П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования / В. П.  Голов - М. : Просвещение, 1987.
  3. Мурашев Г. В. Как умственно отсталые школьники применяют географические знания на практике / Г. В. Мурашев. – М.: «Известия» АПН, 1998. – 116 с.

Многие предметы и объекты природы, изучаемые  в курсе географии, имеются в  местности, окружающей школу, и доступны непосредственному восприятию учащихся. Поэтому учитель может строить преподавание географии на краеведческой основе. Например, ознакомление с формами поверхности суши, водой в природе желательно начинать с наблюдения над местной рекой, озером, оврагам, холмом. Построение курса на краеведческом материале обеспечивает наглядность, способствующую более четкому образованию представлений.

Но большинство  объектов, предметов и явлений, изучаемых  в школьном курсе географии, отсутствуют  в окружении школы, недоступны восприятию учащихся. Представления о подобных объектах могут быть образованы на основе восприятия их изображения при помощи различных наглядных пособий.

Основная  задача обучения географии умственно  отсталых учащихся состоит в том, чтобы проводить систематическую  работу над формированием представлений  и понятий.

Начальный этап процесса усвоения географических знаний — восприятие отдельных природных явлений. Активность умственно отсталых учащихся и качество усвоения знаний повышается, «если удается создать проблемную ситуацию», поставив перед ними конкретные вопросы, например: почему происходит смена дня и ночи? Как это можно объяснить? Почему происходит смена времен года? Почему в лесном крае растут лиственные и хвойные деревья, достигающие большой высоты, а в пустынях Средней Азии такие деревья не растут?

Один  из важнейших моментов активизации восприятия — использование учителями знаний, полученных детьми ранее. Умственно отсталые учащиеся в процессе практических работ, наблюдений подмечают внешние, незначительные признаки. Цель учителя — научить детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предметные явления.

Что касается восприятия, то у умственно отсталых детей  нет грубых расстройств, при которых  вообще невозможно предметное восприятие. Дети видят не беспорядочную совокупность географических объектов, а предметы как целостные единства, выделенные из окружения.

Предметное  восприятие невозможно без узнавания  объекта как определенного предмета. Следовательно, восприятие у умственно  отсталых детей является предметным, то есть они в обычных условиях узнают знакомые им предметы. Однако стоит поставить умственно отсталого ребенка в затруднительные условия восприятия, как недочеты процесса восприятия сразу становятся очевидными.

Исследования  показали, что для правильного воспроизведения умственно отсталым школьником географического объекта в условиях кратковременного предъявления, необходимо многократное его восприятие. Так, например, учащимся массовой школы для правильной зарисовки холма достаточно было всего лишь один раз продемонстрировать макет холма и указать его части, умственно отсталым учащимся приходилось демонстрировать макет несколько раз, подробно анализировать строение.

Представления о предметах и явлениях природы  у умственно отсталых детей ограничены. Дети не знают многих предметов, часто представления у них смутны, бедны по содержанию или даже неправильны. Необходимо в процессе обучения продумать четкую систему формирования у учащихся правильных представлений.

Как же образовать в сознании умственно отсталого  ребенка отчетливые представления о географическом объекте? Неорганизованное восприятие далеко не всегда приводит к образованию отчетливых представлений. Поэтому учитель должен систематически руководить процессом восприятия учениками предметов и явлений природы, процессом образования представлений, ставя перед детьми вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности и свойства наблюдаемого предмета или явления. Учителю необходимо научить детей выделять в предметах или явлениях их признаки и свойства, затем для расширения представления сравнивать признаки и свойства нескольких предметов или явлений, выясняя в них наиболее существенные особенности. Например, при сравнении природных зон учащиеся должны в первую очередь отметить общие признаки: наличие растительного и животного мира. Сравнивая эти признаки, учащиеся приходят к выводу, что основное различие природных зон — в отличительных особенностях растений и животных, в приспособлении к климатическим условиям существования.

Умственно отсталые учащиеся должны усвоить, например, что все реки имеют устье, исток, правый берег, левый берег, притоки. Необходимо довести до их сознания, что изменение несущественных признаков или свойств предмета не влияет на определение понятия. Например, река может иметь один или несколько притоков, широкое или узкое русло, доносить свои воды до другой реки, моря или теряться в песках.

Образованию географических представлений способствует карта. Только на основе карты учащиеся могут воссоздать пространственное расположение объекта как составного элемента географического представления.

Географические  представления могут быть образованы и на основе устного рассказа и  чтения текста книги.

Учитель должен научить детей распознавать географические объекты по их существенным признакам. Называя один или несколько существенных признаков предмета, учитель предлагает учащимся узнать сам предмет: большая впадина на поверхности земли, заполненная водой (Озеро). Или учитель предлагает ответить, как называется круговая линия на глобусе, которая делит земной шар на северное и южное полушария (Экватор). Таким образом, характерные признаки предмета помогли учащимся правильно определить сам предмет.

Только систематическая  работа по выяснению существенных признаков  и свойств приводит к тому, что  у детей формируются осознанные представления об отдельных природных объектах. Поэтому важную роль в психической деятельности детей-олигофренов играют зрительные, слуховые, двигательные (моторные) и другие представления, являющиеся образами предметов.

Наличие у детей-олигофренов  отчетливых и точных, представлений дает возможность формировать географические понятия о окружающем мире..

Коррекционно-воспитательная работа по формированию и уточнению  понятий состоит, прежде всего: в обогащении запаса представлений, разнообразии упражнений и методов обучения, особенно в отношении взаимодействия различных анализаторных систем и взаимной компенсации их. Большое значение при этом придается активизации всех этапов обучения и всех видов упражнений.

Первостепенное  значение приобретают общедидактические принципы доступности и посильности обучения. Умственно отсталые дети медленнее и труднее усваивают все понятия, а особенно отвлеченные и научные. Предметные, наглядные, конкретные понятия более доступны таким детям и соответственно должны быть базой для обучения и посильного развития их интеллекта.

На  уроках географии во вспомогательной  школе мы встречаемся с понятиями  единичными и общими. Единичные географические понятия — Ташкент, Волга, Тянь-Шань. Общие географические понятия — город, река, горы. Общие понятия выражаются терминами, а единичные — названиями, именами собственными.

Единичное географическое понятие в сознании учащихся должно быть прежде   всего связано  с картой. Поэтому карта является основным источником для образования  единичных  географических  понятий.  Только с помощью карты может быть установлен такой характерный признак любого объекта, как географическое положение, всевозможные пространственные связи как внутри данной территории,   так и   между нею и   другим. Целесообразно использовать  для   образования   единичных географических понятий также картины и географические пособия,  показывающие существенные черты и взаимосвязи объектов (например, схемы производственных связей между районами,    круговорот воды на Земле и т, д.).

Все, что свойственно  общему географическому понятию, свойственно  и каждому отдельному объекту, т. е. единичному понятию. Кроме существенных общих признаков, каждый объект имеет  свои индивидуальные черты, которые делают его единичным понятием.

В процессе работы необходимо обратить внимание детей  на связь единичного географического  понятия с общим понятием (Ташкент  — город; Тянь-Шань — горы, Волга — река). Формируя географические представления и понятия, учитель, опираясь на опыт, наблюдения учащихся, применяет различные наглядные пособия, выявляющие основные свойства предметов. Таким образом, чувственное познание осуществляется или путем непосредственного восприятия предметов и явлений, новых для учеников, или на основе прошлого чувственного опыта, то есть путем припоминания того, что воспринималось раньше.

В процессе формирования географических понятий необходимо соблюдать следующие  этапы:

1) показ учащимся  наглядных предметов, их макетов, рисунков, схем, чертежей и т. д.;

2) повторение  предыдущего материала, который  будет использован при изучении  нового.

Раскрывая, например, понятие «река», учитель предлагает вспомнить течение воды в реке, берега реки, передвижение транспорта по реке и т. д. Рассказывая о тайге, тундре, высочайших горах, о морях и океанах, он использует наглядные представления школьников о лесах, болотах, возвышенностях, о реках, прудах, озерах, знакомых детям по прошлому опыту. Бесспорно, из этих двух этапов опоры на чувственное познание опора на восприятие более эффективна. Представления заметно уступают восприятиям в полноте, точности, правильности отражения действительности. Опираясь на представления, умственно отсталые учащиеся часто допускают ошибки, которые не делают при восприятии предметов. В большей мере правильность содержания географических понятий зависит от того, на что именно они опираются: на восприятие самих предметов или на восприятие их изображений, в особенности условных и схематических. Знания, полученные этими разными путями, могут не соответствовать друг другу.

Психологи отмечают, что в целях правильного обобщения  необходимо, чтобы учащиеся могли  сравнивать не менее 2—3 предметов, изображенных на карте или картинах для установления сходства и различия между ними. Сравнение создает основу для двух последующих операций: установления общих признаков для ряда явлений, т. е. обобщение их, и выяснения того, как могут варьировать явления, охватываемые данным понятием.

Подводя учащихся на основе сравнения однородных объектов к правильному обобщению их существенных признаков, учитель обеспечивает усвоение учащимися общего понятия. Устанавливая с помощью карты, картин, художественных описаний различий между изучаемыми объектами по величине, географическому положению, учащиеся усваивают главные особенности конкретных объектов. Таким образом усваивается необходимый  минимум единичных понятий.

После формирования представлений и понятий  учащихся подводят к определению. Определение — это раскрытие содержания понятия. В определении содержится указание наиболее существенных признаков предметов и явлений, охватываемых данным понятием, раскрывается отношение его к другим, более общим понятиям. В определении фиксируется наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием. Всякое понятие может быть выражено словами. Работа над понятиями во вспомогательной школе всегда должна сопровождаться обогащением словарного запаса, географическими терминами, развитием связной речи.

Учителю рекомендуется  на уроках неоднократно возвращаться к одному и тому же понятию, обогащая его новым содержанием, углубляя и расширяя в сознании учащихся.

Например, после  знакомства детей с новым понятием «план» (V класс) учитель вначале  предлагает рассмотреть рисунок  и фотографию предмета, рисунок и вид местности сверху, с самолета, обвести предмет (кубик, спичечную коробку) карандашом, затем переходит к измерительным работам. Изображая предмет на бумаге в уменьшенном виде, учитель вводит новый термин «план». На следующем уроке формируется понятие о масштабе и объемных предметах, которые необходимо изобразить на бумаге; содержание понятия углубляется черчением плана класса, местности. Расширяются понятия при сравнении плана и карты. Приучив детей сравнивать отдельные элементы объектов, учитель переходит к более сложным сравнениям, включающим установление причинных связей. Для дальнейшего развития такого углубленного сравнения можно перейти к соотношению целых стран и районов.

В формировании географических понятий большая  роль отводится закреплению полученных знаний при проведении практических работ, опытов, на уроках при обобщении изложенного учебного материала.

Таким образом, процесс формирования географических понятий можно изобразить следующей схемой:

Ощущения  → восприятия → представления  → понятия → определения.

 

РАЗВИТИЕ  УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Умственное  развитие школьника-олигофрепа совершается  в процессе его умственной, в первую очередь учебной деятельности. Полнота, тип и характер умственной деятельности детей, а значит и степени ее влияния на развитие умственных способностей каждого школьника зависят от содержания и организации этой деятельности, от требований, которые учитель предъявляет ученикам.

Чтобы успешно  руководить этим процессом, учитель  должен знать важнейшие этапы  умственного развития детей и уметь применять их в своей практической деятельности. Овладевая знаниями, учащиеся применяют их при выполнении различных практических работ, используя выработанные умения и навыки.

Информация о работе Формирование и развитие географических представлений о окружающем мире у учеников вспомогательной школы