Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа
Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро — Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).
Выбор между относительно сытой, но бездуховной (без-Божной) жизнью и жизнью, отягощенной определенными материальными ограничениями (в обществе, отказавшемся от сверхпотребления, но свободно избравшем высокие нравственно-религиозные нормы организации социума), – не является узловым вопросом цивилизации, поскольку очевидно, чему уже отдано предпочтение.
“Верхи” хотят и могут жить по законам элиты, “низы” вынуждены выживать как кому удается, но и те, и другие в основной массе существуют вне религиозно-нравственного сознания.
Где выход?
Таким образом, на сегодняшний день нет ни одной реальной, и, что немаловажно, адекватной политики выхода из кризиса. Неподготовленность человека к переменам становится следствием их внезапности, а аффект, который еще предстоит испытать человечеству в полном масштабе, станет вскоре его самым болезненным ощущением…
С другой стороны,
существует принципиально иной взгляд на преодоление назревшего
кризиса. Когда в 1972 году группа западных
ученых выпустила работу «Пределы роста»,
написанную специально для Римского клуба
(Ассоциации независимых ученых и менеджеров),
данная работа не содержала никаких оптимистических
прогнозов. В работе раскрывалась проблемы,
связанные с ростом населения, истощением
ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Выводы были крайне тревожными: если прежние тенденции в перечисленных аспектах жизнедеятельности не изменятся, мир ожидает не только прекращение роста населения, промышленности, уровня жизни, но и их снижение, а может быть и глобальная катастрофа.
Следующие работы
ученых, группирующихся вокруг Римского
клуба, в частности доклад «Человечество
у поворотного пункта»
Только позднее, преодолевая технократические тенденции, Римский клуб попробовал сформулировать более гибкую и, главное, более гуманную концепцию преодоления кризиса. Были предприняты попытки преобразовать мир, но не его политическую систему, через ломку «неисправимого» человека, а посредством внедрения новой системы образовательных институтов, что, как казалось авторам, даст человечеству шанс примириться с природой, с самим собой и, главное, с действительностью.
Время показало, что гуманистический акцент этих начинаний был вскоре изменен до неузнаваемости: «новое мышление», которое стали внедрять в сознание, стало служить идеологии «золотого миллиарда»(см.приложение).
О. Тоффлер (41,42)
В 1970 году вышла
книга известного американского
футуролога О.
Тоффлера под названием «Шок будущего»,
в которой раскрывалась проблема заката
индустриального сообщества вследствие
исчерпанности присущего ему типа производства.
Автор делал вывод о конфликте между культурой
и технологией, о распаде социальных отношений
между классами, этническими группами,
о моральном устаревании прежних ценностей
и менталитета, сложившегося, когда многое
еще представлялось устойчивым и нерушимым,
обозначив, таким образом, причину предстоящего
кризиса, и предполагая замену существующих
социальных институтов.
Футурологические
изыскания нередко имеют и
оптимистический характер, но, к
сожалению, этот оптимизм слишком негуманен. Таким «оптимистом»
являлся и небезызвестный президент «Европейского
Банка Реконструкции и
Развития» Жак Аттали.
Жак Аттали (33)
В одной из публикаций
журнала «Элементы» (N2,1992) дается обзор,
посвященный его книге «Линии
горизонта». Человек неординарный, Аттали долгое время
является главным советником президента
Франции, помимо этого он - автор десятка
других книг. Вот что пишет в «Элементах»
об Аттали
Кристоф Левалуа: «…как финансист, Аттали,
конечно, не может обойти грядущий триумф
Нового Торгового Строя. Неотрывны от
строя и люди будущего, которых
Аттали назвал «обществом кочевников».
По мнению Аттали, - «Ритмом Закона будет
закономерность, высшим истоком желания
будет нарциссизм. Стремление быть нормальным
станет двигателем социальной адаптации…».
«…Для Аттали изобретение в США микропроцессора является фундаментальным. Благодаря этому на маленьком кусочке силициума стало возможным сосредоточить огромное количество информации. Не менее важным атрибутом кочевника относятся кварцевые часы, плейер, лазерный диск, сотовый телефон, факс, пластиковая карта. Эти предметы, по мнению Аттали, позволили оторваться от пространства, и все сферы оказались затронуты новым образом жизни. В области продуктов питания заморозка позволяет долгое складирование пищи. Микроволновые печи позволили превратить приготовление пищи в простое потребление товаров». То же самое и в области здравоохранения, где портативные приборы позволяют, не отрываясь от дел, диагностировать деятельность различных органов.
В будущем, фантазирует Аттали, появятся и такие приборы,
которые позволят определять и психо-соматическое
соответствие человека заданному стандарту
(выделено ред). Но самое интересное произойдет
с личностью. «К
2000 году кочевничество полнее всего определит
образ жизни, культурный стиль и форму
потребления. Каждый будет носить с собой
свою идентичность».
Такой идентичностью, по мнению Аттали,
станет пластиковая карточка. Аттали называет
ее протезом личности, и благодаря ей человек
будет иметь доступ к
Рынку».
Далее Аттали переводит и человека на уровень предмета, включенного в товаро-денежные отношения, то есть буквально низводит человека на уровень товара.
Одним из свидетельств
принятия таких соображений на вооружение
в современной России является рекомендация для учителей, где прямо сказано,
что человеческое общество должно стать
управляемым разумом обществом
«личностей безопасного типа». Возникает
естественный вопрос – для кого и чего
«безопасным»? Если общество по-прежнему
остается паразитически- потребительским
элементом биосферы, то о какой «безопасности»
вообще идет речь?
Существующие
социально-экономические
Вообще, вопросам управления (толпой) уделяется в будущих школьных программах (35) большое внимание, в ущерб углублению знаний о самом человеке и его высшем предназначении - хотя бы в рамках биосферной концепции (26).
Как указано в этих методических материалах, цель общего образования в школе должна заключаться именно в «подготовке человека ноосферной формации», поскольку такое образование является «одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества».
Очевидно, что в современной России пропагандируются идеи унификации человеческого сознания на фоне превозношения ценностей общества сверхпотребления. При этом ничего не говорится о необходимости изменения отношения к жизни за счет сознательного ограничения собственных потребностей, хотя именно в столкновении интересов безграничного потребителя и среды заключается суть современного конфликта
Теперь, рассмотрев возможные варианты последствий кризиса, обратим внимание на его глубинные первопричины. Одной из возможных причин стала глубокая интеграция, проникновение друг в друга различных культур, этносов, и т.д. Если кризис является порождением антагонизма культуры и технологий, то сама культура, растворенная в цивилизации, безнадежно отстала от нее, перестала быть актуальной.
Х.Ортега - и - Гассет (45)
Вот что пишет
о цивилизации известный
Ортега-и-Гассет: «Все человеческие связи подчинялись
новому порядку, упорядочившему непрямые
формы существования. В человеческом общении
упраздняется спонтанность... Грани, нормы,
этикет, законы, писанные и неписаные...
Все это сфокусировано в слове «цивилизация»,
корень которого - civis, гражданин, то есть
горожанин, - указывает на происхождение
смысла. И смысл всего этого сделать возможным
город, сообщество, сосуществование.
Поэтому, если вглядеться в перечисленные
мною средства цивилизации суть окажется
одна. Все они в итоге предполагают глубокое
и сознательное желание считаться с остальными.
Цивилизация - это, прежде всего, воля к
сосуществованию... Цивилизация не данность
и не держится сама собой. Она искусственна
и требует искусства и мастерства... С развитием
цивилизация становится все сложнее и
запутаннее... Разрыв между уровнем современных
проблем и уровнем мышления будет расти,
если не отыщется выход, и в этом - главная
трагедия цивилизации. Благодаря верности
и плодотворности своих основ она плодоносит
с необыкновенной быстротой и легкостью,
уже недоступной человеческому восприятию...
На сегодня крах терпит сам человек, уже
неспособный поспевать за своей цивилизацией...
Растущая цивилизация
- не что иное, как жгучая проблема.
Чем больше достижений, тем в большей
она опасности. Чем лучше жизнь,
тем она сложнее»
(Х. Ортега - и – Гассет. Философия культуры).
Гассет предполагает, что цивилизацию от полного краха спасет историческая память, поскольку в ней заключен весь опыт предыдущих поколений, но, похоже что теперешняя ситуация как раз и противится анализу с позиций исторического опыта.
Надежды на историческую память уже потому тщетны, что новые реалии прицельно направлены на разрушение именно механизмов памяти. Этому способствуют и принципы современного обучения - узкая специализация, и тотальная компьютеризация жизни, которая формирует личность, полагающуюся на память, сохраняемую в компьютере, и нарастание психически ослабленного потомства (приложение).
Внедряемые в
жизнь новые психологические
методики, которыми охватывается практически все население
Земли, (посредством педагогики, псевдо
- и религиозных сект, сетевого маркетинга,
«лечебной» психотерапии,
СМИ) гарантируют в недалеком будущем
утрату не только исторической памяти,
но и просто полноценного аналитического
аппарата мозга.
Классическая
философия остается в прошлом, не
выдержав конкуренции современности.
Изменилось совершенно все. Даже знаменитые
слова Гете: -
«Всякий человек, будь то свободный, или
подневольный, или облеченный властью,
согласится, что наивысшее счастье смертных - это личность»,
- потеряли свой смысл.
Личности больше нет, есть идентичность.
Поэтому говорить о современной культуре, значит говорить о культуре прошлого. А говорить о современной цивилизации, значит говорить о цивилизации или прошлого, или будущего, если таковая сложится. Понятие культура возникает одновременно с формированием науки нового времени, а из науки появляется техника - квинтэссенция всех тех способов деятельности, благодаря которым человек может ставить себе цели по своему усмотрению.
Однако то, что происходит сейчас, не происходило еще никогда. История не знает таких моментов, чтобы человек самостоятельно удалял себя от сотворенных им же объектов, выключал себя из процесса своей же жизни.
В чем же коренное отличие обществ и цивилизаций античности и средневековья и современности? Можно с уверенностью предположить, что коренное отличие скрывается в типе общества.
Существует четкая дифференциация общественных типов в истории человечества. Первый тип - это доиндустриальное общество, второй - индустриальное, и, наконец, третий - постиндустриальное. Это как раз то время, в котором находится наш мир. Понятие постиндустриального общества стал распространен в США в конце 50-х годов, когда путем наблюдений стало ясно, что американская модель капитализма имеет ряд отличий от индустриального капитализма.
В ходе интеграции
процесс «пост
С одной стороны это, безусловно, положительное явление, однако и оно, как писалось об этом выше, имеет свои негативные тенденции.
Консервативность самосознания - с одной стороны, и неготовность принять новый тип цивилизации, и отсутствие четкой концепции, - с другой, приводят к общеизвестному когнитивному диссонансу в сознании широких кругов общественности.
Наличие критики постиндустриального общества обоснованно, так как новый тип человечества далеко не идеален. Прежде всего, тот факт, что реальность превзошла идеалы и высшие ценности, повлек за собой оторванность широких слоев населения от осуществления внутренних потребностей.
Цивилизация как бы разбивается на две неравные группы: одну - элиту, - небольшую и вторую - подавляемую.
Первая включена в процесс жизни, в то время как другая группа является всего лишь массой, используемой для функционирования финансово- технологической системы.
Для того чтобы описать кризис наиболее полно, одной философии явно недостаточно. Цивилизационный кризис не является кризисом одной гуманитарной дисциплины, поэтому необходимо обращаться к разным источникам для адекватного изложения того процесса, который мы называем кризисом. Его прогнозировали, анализировали, о нем писали, говорили, но, тем не менее, никакой конкретной программы выхода из него, в сущности, нет.
Можно уповать на то, что, изменив взгляд на мир, человек поменяет и свое отношение к нему, но вряд ли это произойдет скоро. Выработанный веками принцип сверхпотребления уже стал обычным делом и, скорее всего, им и останется, так как жизненно необходим для существования данной политико- экономической системы.
То, что человек всегда имел тенденцию к тому, чтобы наука была прикладной, тоже значит не так мало. Развившись, эта тенденция вобрала в себя все - прикладными стали религия и культура, а чистая теория норовит стать воплощенной в практике.
Информация о работе Федеративная Демократическая Республика Эфопия