Демографическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ демографической политики России.
В соответствии с поставленной целью, необходимо выполнить
следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность демографической политики;
определить цели, методы и задачи демографической политики;
изучить историю развития демографической политики России;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Лист
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…. 3
ГЛАВА 1. Демография и сущность демографической политики………….. 5
1.1 Демография как наука ……..…………………………………………...5
1.2 Понятие, сущность и содержание
демографической политики…………………………………………………7
1.3 Цели, задачи и методы реализации демографической политики …. 10
ГЛАВА 2. Демографическая политика России……………………………… 12
2.1 История развития демографической политики России..................... 12
2.2 Современная демографическая ситуация в РФ……………………... 16
2.3 Цели, принципы, задачи и основные направления
демографической политики РФ …………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…. 33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 35

Работа содержит 1 файл

Демографическая политика(курсовая).docx

— 95.27 Кб (Скачать)

1.3 Цели, задачи и  методы реализации  демографической  политики

    Цели  и задачи демографической политики формулируются, как правило,

в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики9.

    В общем  виде цели демографической политики можно свести к

формированию  желательного режима воспроизводства  населения, сохранению или изменению  тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

    Цели  могут быть заданы в виде:

  ·  целевого требования – словесное описание целей;

  ·  целевого показателя – система показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики.

    Развивающиеся страны в качестве целевого   показателя   чаще  всего

выбирают  снижение темпов роста населения  за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. В экономически развитых странах – повышение уровня рождаемости и естественного прироста населения. Во Всемирном плане действий в области народонаселения (Бухарест, 1974) и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению (Мехико, 1984) странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности.

    Цели  и системы мер по регулированию воспроизводства населения

определяются:

  ·  господствующей идеологией;

  ·  особенностями социальной системы;

  ·  типом государственного управления;

  ·  уровнем экономического развития и ресурсными возможностями;

  ·  качеством жизни;

  ·  культурными и религиозными нормами и традициями.10

Таким образом демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и пола.

В широком  смысле демографическая политика —  это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население  страны, отдельных её районов, когорты  населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической  политики государства достижение демографического оптимума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА РОССИИ

2.1 История развития  демографической  политики России

    Уже в середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает

населения для освоения огромной территории. На это указывал М.В.Ломоносов. Он отмечал, что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он видел величину, могущество государства не в обширности территории, а в численности населения. Им были разработаны меры содействия росту населения, а именно:

- запреты  принудительных браков;

- создание  богодельных домов для приема  незаконнорожденных;

- борьба  с шарлатанством в лечении,  увеличение числа докторов, лекарей,  аптек;

- борьба  с чрезмерной смертностью взрослого  населения;

- борьба  с антисанитарией.

    Реализация  этих и других мер,   по мнению    М.В. Ломоносова, могла

привести  к значительному приросту населения.

    В разные периоды развития России принимались меры для сохранения и

увеличения  численности населения, приветствовались и поощрялись действия по сохранению позитивных качеств(физических и духовных) генофонда, одобрялась и в меру возможностей поощрялась активность в деторождении, осуждалась нестойкость брака. Со временем пришло осознание необходимости  разработки и введения централизованной демографической политики в стране.

    Традиционно демография   развивалась   в России как статистическая

дисциплина, опиравшаяся на соответствующие  методы исследования (статистические, математические). До начала 60-х годов XX века демография не испытывала потребности  в иных выборочных источниках информации. Начиная с 60-х годов, стало уделяться  внимание информации, позволяющей изучение эволюции норм детности и репродуктивного  поведения.

    Демографические исследования в России можно разделить на четыре

этапа:

1.  –  с начала XVIII века до 1917 года, когда  делались первые попытки описания  закономерности развития населения;

2.  –  20-30 гг. XX века, когда демография основывалась  на традиционно статистическо-математических  методах;

3.  - 50-70 гг. XX века – этап возрождения  демографических исследований и  развития отечественной демографической  социологии;

4.  –  с начала 80-х годов - угасание  интереса к теоретическим проблемам  демографии и к проведению  социолого-демографических исследований  в различных областях.

    Внедрение статистического учета  населения в России началось с указа

Петра I (1718 г.) о проведении регулярных Ревизий. С 1722 г. Началось регулярное ведение  метрических записей о рождении, браках, смертях по епархиям Русской  православной церкви. Велись различные  списки населения отдельных сословий. Неоднократно проводились переписи населения (преимущественно городского). В этот период учету подвергалось не все население, а лишь лица, платившие  налоги казне и призывавшиеся  на воинскую службу. Женское население  в основной массе вообще было исключено  из Ревизий. Не учитывалось дворянство, духовенство и регулярные армия  и флот. В силу этого данные о  численности населения, его структуре, по сути, не соответствовали действительности. Из учета родившихся, умерших и  брака выпадали родившиеся и умершие  без крещения, самоубийцы, рожденные  вне брака, а до середины XIX века все  не православные. Наиболее четко учет населения велся в Европейской  части России.

    Отмена  крепостного права сделала   старые  формы  учета   населения

непригодными. Александр II ужесточил общественный и ведомственный учет населения, создал Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел. Но развитие новой системы шло  медленно.

    В послереволюционный период до начала ВОВ советская демография

развивалась при доминировании социал-гигиенических  приоритетов изучения закономерностей  эволюции смертности и заболеваемости населения. Это было следствием высокой смертности, эпидемии, инфекционных заболеваний, что требовало изучения и разработки мер со стороны государства.

    В Ленинграде и Киеве создаются демографические институты, активно

занимающиеся  исследованиями демографических процессов, методами демографического анализа, совершенствованием статистики населения, а также факультет  статистики населения при Московском экономико-статистическом институте. Закрытие в 1934 году Демографического института  привело к спаду изучения вопросов демографии в России.

    Официальных заявлений по поводу целей демографической политики в

этот  период в нашей стране в принципе не делалось. Малое число официальных  документов прямо или косвенно упоминали  о направлениях демографической  политики. В целях преодоления  больших потерь и гражданского населения  и в Вооруженных силах в  указе Верховного Совета СССР, принятом в 1944 году упоминалось необходимость  «поощрения многодетности». Вводился комплекс мер, обеспечивающих такую  политику: материальных в виде пособия  на детей в многодетных семьях и моральных – государственные  награды за рождение и воспитание пяти и более детей. Был определен  и «налоговый кнут» для тех, кто  не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить налог на бездетность в размере 6 процентов. Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двоих детей – 0,5%. Такая мера была направлена на утверждение устойчивого массового сознания того, что оптимально семья должна иметь в среднем не менее трех детей.

    Созданная Указом 1944 года система демографического стимулирования

просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х  годов 20 века.

    Возрождение демографической науки и статистики населения в нашей

стране  началось во второй половине 50-х годов. В 1959 году прошла очередная перепись населения и пересмотрены многие формы текущей статистической отчетности о рождении, смертях, браках и развода. Были рассчитаны таблицы смертности.

    В этот период   большое   внимание  уделялось    определяющей   роли

занятости женщин в общественном производстве в детерминации снижения рождаемости. Раскрепощение женщин, освобождение их от домашнего хозяйства – было одним из послереволюционных лозунгов, и в довоенный период и после Великой Отечественной Войны женская занятость в СССР была одной из самых высоких в мире. Было установлено, что факт вовлечения женщин в общественное производство порождает серьезные сдвиги в их самосознании, изменение общественного статуса, активизацию социального самоутверждения. Фиксируется более низкое среднее число детей в семьях, где женщина занята в общественном производстве. Не высокие бытовые условия жизни для совмещения женщиной работы в общественном производстве с выполнением семейной роли, занятость женщин, приносящая существенную часть совокупного семейного дохода, снижали желание семьи иметь второго, третьего и более детей.

    Вовлечение  женщин в   общественное   производство   изменило   образ

жизни, произвело переоценку ценностей  в обществе, семье. Семейные роли женщины  стали трактоваться как препятствующие более полному проявлению ее общественной активности. В семьях стали сопоставляться желания иметь еще одного ребенка  с теми благами, которые они могут  потерять.

    В начале   70-х  годов   демографическую  политику в     СССР начали

трактовать как важную составляющую часть социально-экономической политики. В официальных документах не раз подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики. До 1981 года меры демографической политики сводились к экономической и моральной поддержки многодетности, экономической поддержке малообеспеченных семей. Но формы и размеры государственной помощи не давали ни социального, ни демографического эффекта.

    Меры  демографической политики, введенные с 1981 года,   содержали

новые принципы поддержки семьи, а именно:

- поддержка  семьи единовременным пособием  с рождением первого ребенка,  а не третьего, как было ранее;

- увеличение  пособия, начиная уже со второго  ребенка;

- введен  частично оплачиваемый отпуск  по уходу за ребенком до 1 года;

- установлены  новые льготы работающим женщинам-матерям  (дополнительный отпуск);

Информация о работе Демографическая политика