Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:47, реферат
Аргентина занимает юго-восточную часть Южной Америки,
восточную часть острова Огненная Земля и близлежащие острова (например, –
Эстадос). На востоке граничит с Чили, а с запада омывается водами
Атлантического Океана. Общая площадь - 2,780,400 кв. км (1,073,518 кв. ми).
Столица и крупнейший город - Буэнос-Айрес. На западе граничит с Чили, на
севере и северо-востоке с Боливией, Парагваем, Бразилией, Уругваем.
Л. Маречаль, 1900—70, Э. Мальеа, р. 1903) и критико-реалистическая группа
«Боэдо», сплотившая писателей, которые посвятили своё творчество социальным
проблемам национальной действительности: А. Юнке (род. 1890),Э. Кастельнуово
(род. 1893), Л. Гудиньо Крамер (род. 1900), Р. Арльт (1900—42), Л.
Барлетта (1902—75), Р. Гонса-лес Туньон (1905—74), оказавшие заметное влияние
на дальнейшую литературную жизнь Аргентины. Для лирики 40-х гг. характерно
существование модернистских и реалистических тенденций, смешение их, нередко
в творчестве одного и того же писателя (Э. Вернике, 1915—68). В русле критич.
реализма созданы произведения Э. Кастро (р. 1902; роман «Островитяне»,
1944), Б. Вербитского (р. 1907), К. Р. Доде (1901—74), Р. Ларры (род. 1913),
Х.Х.Манауты (род. 1920), X. Мурильо и др. В романе А. Варелы (род. 1914)
«Тёмная река» (1943) заметны тенденций социалистического реализма.
Эстетическим концепциям «Флориды» следуют М. Мухика Лайнес (род. 1910), А.
Бьой Касарес (род. 1914), С. Бульрич(род. 1915).
В творчестве многих писателей отмечаются попытки синтеза реалистического
анализа и символических обобщений, стремление сочетать национальную
конкретность с универсальностью подхода к социальным явлениям
действительности. Эти тенденции наиболее глубокое выражение нашли в прозе
X. Кортасара (род. 1914; романы «Премии», 1960, «Игра в классы», 1963,
рассказы). Пороки буржуазного мира обличаются в романах «Те, кто на коне»
(1967) Д. Виньяса (р. 1920), «Туннель» (1948) и «О героях и могилах»
(1961) Э. Сабато (р. 1911), в публицистике Марии Росы Оливер (1898—1977).
Развивается литературоведение: работы А. Н. Понсе (1898—1938), Э. П.
Агости (род. 1911), а также соч. А- Л. Паласьоса (1876—1965), Р.
Рохаса (1882—1957), Э. Мартинеса Эстрады (1895—1964), Э. Андерсена
Имберта (род. 1910). Аргентинское общество писателей (осн. в 1928) занимает
либерально-буржуазные позиции.
В народной аргентинской музыке преобладает креольский фольклор. Музыка
аборигенов сохранилась только в северо-западных провинциях Аргентины. Её
стилистические особенности, песенные и танц. жанры (баруала, видала, ярави,
уайно) и инструменты (духовые — кена, эрке, эркенчо, пинкильо, сикуил и
антара; различные ударные) преим. те же, что в индейской музыке Боливии и Перу.
Под влиянием испанцев индейцы начали использовать некоторые европейские
инструменты (скрипка, арфа), а также применять в своей традиционной музыке
3-дольные метры и элементы диатоники.
Из старинных креольских песен и танцев (расцвет относится к кон. 18 — 1-й пол.
19 вв.) сохраняются тристе, эстило, тоно, куэка (см. Самакуэка),
гато, чакарера, фирмеса, байлесито, маламбо, перикон, сьелито, куандо,
медия-канья, ранчера; из более поздних —милонга, танго. Осн. инструмент —
гитара;
широко распространён также аккордеон (гл. обр. в вост. провинциях и на
побережье Аргентины).
Изучением и систематизацией музыкального фольклора Аргентины занимался К.
Вега, основавший в 1931 Институт музыковедения при Министерствеве нарлдного
просвещения. Существен вклад в аргент. фольклористику его ученицы — И.
Аретс-Тьеле.
Становление проф. музыки (17 в.) связано с деятельностью католических
миссионеров и музыкантов (X. Васео, Л. Бержер, А. Сеп и др.). Первые нац.
композиторы были гл. обр. любителями, среди них — публицист и общественный
деятель X. Б. Альберди, А. Алькорта, X. П. Эснаола. Композиторы
следующего поколения, получившие наименование «первых профессионалов»,
создавали произведения академии, жанров и форм — от камерных сочинений до
первых опытов симфонической и оперной музыки: Д. Коста, X. Гутьер-рес, Л. X.
Бернаскони, М. Рохас, С. Берон, Ф. Харгривс.
Родоначальником профессиональной композиторской школы Аргентины явился А.
Вильяме, основавший одну из первых в Аргентине консерваторий (1893),
музыкальное издательство «Кена» и музыкальный журнал того же названия; многие
годы он возглавляя Нац. комиссию по делам изящных искусств и Нац. концертную
ассоциацию, вёл большую педагогическую работу.
В кон. 19 — нач. 20 вв. большое внимание уделялось оперному жанру, однако
композиторы находились под значит, влиянием итальянской оперы. Один из
зачинателей нац. направления в оперном искусстве — Ф. Боэро (1884—1958) был
автором первой аргент. оперы на испанском языке «Тукуман» (1918). Первая нац.
симфония создана А. Берутти (1862—1938) («Аргентинская симфония», 1890). К
серьёзной разработке аргентинского музукального фольклора обратился X. Агирре
(1868—1924), стиль которого отличается яркой самобытностью. Нар. музыка
служит основой многих произв. Ф. Угарте (симф. поэма «Среди гор», 1922;
«Танго» для оркестра, 1950, и др.), К. Лопеса Бучардо (1881—1948)
(«Аргентинские сцены» для оркестра, 1922).
В 1929 сложилась «Группа муз. обновления», ставившая своей задачей создание
совр. муз. искусства. В неё вошли композиторы нац. ориентации: бр. X. М.
Кастро, X. X. Кастро и В. Кастро, X. Хиларди П889—1963), X.
Фишер, Л. Джан-нео, О. Сиккарди. Среди них выделяется X. X.
Кастро, творчество которого сформировалось под воздействием франц.
импрессионизма и нац. аргентинских традиций («Аргентинская симфония», 1936;
опера «Прозерпина и чужестранец», 1952). Некоторое время к этой группе
примыкал X. К. Пас (вскоре отошёл от нац. направления, стал
последователем додекафонной системы австр. комп. А. Шёнберга).
В 1940-х гг. выдвигается новое поколение аргент. композиторов: Р. Гарсия Морильо
(р. 1911), автор театр., симфонич. и камерной музыки, монографий о М. П.
Мусоргском (1943), Н. А. Римском-Косакове (1945), К. Чавесе (1960); К.
Гуаставино, А. Хинастера, в 1950-х гг. занявший ведущее положение в
аргентинской музыке; Р. Арисага (р. 1926), автор многочисленных камерных
инструментальных и вокальных сочинений (в т. ч. на тексты Ф. Гарсиа Лорки).
Музыкальный центр Аргентины — Буэнос-Айрес. Здесь находится один из
крупнейших и единственный постоянный в ЛА оперный театр «Колон» (1857—88,
вторично открыт в 1908), функционируют оркестры — Филармонический (осн. в
1946), Нац. симфонический (осн. в 1949) и Нац. радио (осн. в 1950); муз.
общества, организующие концерты («Вагнеровская ассоциация», «Друзья
музыки», «Группа новой музыки», «Аргентинский Моцартеум», Ассоциация
камерных концертов и др.). Кадры проф. музыкантов готовят Нац. консерватория
им. К. Лопеса Бучардо (осн. в 1924) и Муниципальная консерватория им. М. де
Фальи, имеются консерватории в Кордове, Ла-Плате, Мевдосе (Высшая школа
музыки) и др.
Научно-исследовательскую работу ведут кафедра истории музыки Унивеситета
Буэнос-Айреса, Институт музыковедения, Латино-американский центр муз.
исследований при Институте «Торкуато ди Телья» (осн. в 1965). Издаются
газета «Буэнос-Айрес мусикаль» ( с 1957), журнал «Мундо мусикаль» ( с
1938).
Балет
Танцы индейцев, населявших Аргентину до исп. завоевания, использовались
монахами-иезуитами в театр, представлениях 17 в. В 18 в. получили
распространение формы богатого танцами музыкального театра (сайнете и
др.), завезённые из Испании. С 20-х гг. 19 в. в Буэнос-Айресе гастролировали
европейские балетные коллективы. Эти труппы исполняли романтические балеты
балетмейстеров Ф. Тальони, Ж. Перро и др. После открытия в 1908 нового здания
театра «Колон» здесь работала балетная труппа, составленная из итал.
танцовщиков. Гастроли в 1910-х гг. Русского балета С. П. Дягилева и труппы
А. П. Павловой способствовали развитию нац. балета. Были открыты школы. С
20-х гг. балеты с музыкой нац. композиторов начали ставить иностранные
балетмейстеры: Г. Г. Кякшт, Б. Г. Романов («Цветок Ирупе» К. Гайто, 1929),
П. Петров («Мекано» X. X. Кастро, 1937), М. Вальман («Панамби» А.
Хинастеры, 1940, «Река Апуримак» Э. А. Наполита-но, 1944) и др. Репертуар
театра «Колон» обогащался балетами классич. наследия («Лебединое озеро»
П. И. Чайковского в редакции балетмейстера Дж. Картера, и др.), спектаклями
М. М. Фокина и постановками известных европ. и американских хореографов Л.
Ф. Мясина, Дж. Баланчина, А. Тюдора, А. Миллоша, У. Доллара и др. Эти же
балетмейстеры обратились к музыке нац. композиторов: Мясин поставил «Дом
Ашер» Р. Гарсии Морильо (1955), Дж. Тарас— «Концертные вариации» на музыку
Хинастеры (1960). В 70-е гг. в репертуаре были балеты И. Георги (на музыку
ораторий К. Орфа «Кармина Бурана» и др.), Ж. Скибина («Золушка» С. С.
Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского), В.
Бьяджи и др. Балетмейстер А. Аццраде поставил «Мекано» X. X. Кастро,
«Орфея» на музыку Ф. Листа (оба в 1971) и др., Р. Хиачеро — «О танце и о
смерти» X. Фонтенлы (1975). С 1930-х гг. труппа театра «Колон» состояла уже в
основном из аргентинцев. Ведущие артисты 30—40-х гг.: М. Руанова, В.
Феррари;
50—70-х гг.: танцовщицы — И. Боровска, О. Ферри, Э. Агог-лия, Н.
Фонтенла, Н. Лопес, Л. Бельфьоре, В. Ханейро; танцовщики — X. Томин, В.
Тупин, Э. Ломми, К. Скьяфино, Р. Родригес, Г. Мольяхоли, А. Труйоль, Р.
Чаян. Особой популярностью пользовался X. Неглия (погиб в 1971). Группой
руководили Т. Григорьева (50—60-е гг.), Руанова (1968—72), затем Агоглия и
др. При театре с 20-х гг. работает балетная школа. Известностью пользовались
коллективы: Балет аргент. театра в Ла-Плате (с 1946), Аргент. балетная
труппа Р. Хиачеро (с 1948), Совр. балет города Буэнос-Айреса под рук. О.
Арайса (1968—74), в репертуаре которого были постановки Арайса — «Ореол» на
музыку Альбиони, 1965, «Индейская симфония» на музыку Чавеса, 1967, «Ромео и
Джульетта» Прокофьева, 1970, и др. С 30-х гг. работали коллективы танца
модерн под рук. Р. Шоттелиус, Д. Хойер, С. Инхеньерос. Фольклорные коллективы
возглавляли И. Перес Фернандес, А. Велес и др.
Драматический театр в Аргентине возник на основе индейских обрядовых игр и