Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:17, реферат
Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания), а соответственно контроля, прогнозирования, управления явлениями, процессами, событиями. Следует отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения). Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов — учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического характера.
Термины принципиально ничем не отличаются от понятий, о которых мы уже говорили. Только они определяются более строго с использованием общих концептов, принятых в данной области знания. И еще они соединяются с родственными терминами, обозначающими что-то близкое в той же науке. Естественно объяснять тот или иной термин в связи с другими терминами, к нему примыкающими. Наиболее популярные термины также переплетаются с обычно употребляемыми словами и находят место в общих словарях. Скажем, молоток или рубанок являются терминами в языке столяров, но они же помещаются в словари по столярному делу. Поскольку они являются еще и общераспространенными словами, им отводится место в общих словарях того или иного языка. Названия деревьев и цветов являются ботаническими терминами, но некоторые из них неотторжимы от общей лексики в толковых и двуязычных словарях. Так что термины являются своего рода мостиком между общей и чисто научной лексикой. Но конечно, большинство терминов принадлежат исключительно к специфически научной терминологии в каждой отдельной отрасли знания и не показываются в общих словарях.
Обращали ли вы внимание, пользуясь общими словарями, на пометы рядом с объясняемым в словарной статье словом? В хороших словарях в число таких помет входит обозначение той отрасли науки, из которой данное слово попало в словарь. Например, в словаре Абрама Эвен-Шошана, который до сих пор считается наиболее полным словарем современного иврита, мы встречаем заимствования из языков ботаники, математики, археологии и ряда других наук. Всего указанный автор обработал около двадцати научных отраслей, выбирая из них слова, достойные, по его мнению, быть помещенными в общем словаре иврита. Любой более или менее полный словарь использует несколько десятков научных терминологий; и по тому, сколько таких областей он сумел обработать, мы можем судить о качестве его подготовки. Чем больше, тем лучше, если, разумеется, слова-термины действительно нашли место в распространенной речи носителей данного языка.
Для нас этот
факт важен потому, что он показывает,
что языки терминов и языки
обыденных слов в некотором смысле
пересекаются, и что обработка
тех и других проходит, в основном,
одинаково. Общую лексику можно
определять с помощью дерева Порфирия
(хотя не всегда это необходимо); также
и термины можно определять таким
способом, но в этом случае мы действуем
более жестко и с привлечением
концептов соответствующей
В чем же специфика
словарей терминологии? Во-первых, термины
в них группируются по разделам,
а не подаются в едином и сквозном
массиве всех собранных в словаре
слов. Разделы же выделяются строго
по критериям, которые приняты в
той или иной науке. Это очень
важное отличие: помещение термина
в тот или иной раздел сразу
добавляет ему важные характеристики,
ясные для специалистов, пользующихся
словарем. Если в словаре ботанических
терминов слово показано в разделе
«травы», то специалисту ботанику не
приходится разъяснять, какие характеристики
приписываются каждому
Во-вторых, составители
терминологических словарей не чураются
важнейших определителей, принятых
в данной науке, но непонятных неспециалистам.
Так, в приведенном выше определении
слова «птица» встречаются
Возникновение концептов является важнейшей характеристикой языка науки, и к их рассмотрению мы сейчас переходим.
Слова-концепты
Когда появилось
истинно научное знание, основанное
на наблюдениях и эксперименте, а
не на априорных рассуждениях, начал
возникать и новый лексический
слой в национальных языках. Ученых
уже не устраивали общие понятия
с размытым значением, им нужны были
твердые и недвусмысленные
Начнем со способов определения концептов. Одним из самых почтенных и уважаемых издательств по выпуску словарей в Германии является «Дуден». В середине прошлого столетия оно выпустило шеститомный толковый словарь немецкого языка.[5] Поскольку такого типа словарь является общим, он должен был включать в основном понятия, что и было сделано. Но в такой большой словарь, как мы указывали выше, непременно включаются и специальные термины из разных областей знания. Составители словаря поставили перед собой задачу заранее объяснить, каким образом они будут определять термины в отличие от слов-понятий. Им не удалось четко отделить одну группу слов от другой, но для себя они вывели следующее оперативное правило, изложенное в предисловии к словарю: «Определения в этом словаре – результат лингвистического анализа… в противоположность определениям в лексиконах (имеются в виду словари терминологии – А.С.) или энциклопедиях… Так, например, слово “пламя” (Flamme) определяется как “верхняя часть огня, длинные, выбивающиеся вверх языки голубоватого или желто-красного цвета” (синонимично словам “огонь” – Feuer или “вспышка” – Lohe, или “жар” – Glut)».
Представленное выше определение является типичным для слов-понятий. Оно использует неопределенные общежитейские признаки “пламени” – “верхняя часть огня”, “языки голубоватого или желто-красного цвета”, а также приводит синонимы к определяемому слову. Такие признаки, действительно не включаются в терминологические словари, а тем более, в энциклопедии. В последних слово “огонь” атрибутировалось бы по мнению составителей Дудена так: «Отбрасывающий свет и тепло горящий газ, выделяющийся при сжигании твердых материалов, содержащихся в угле, углеводороде или водороде». Тут речь идет уже о научных терминах и концептах. “Газ” и “твердые материалы” – химические концепты, а “уголь”, “углеводород” и “водород” – термины. Согласитесь, что для обычных людей эти слова означают не то же, что для ученых, имеющих дело с упомянутыми материалами. Сравнение двух определений слова “огонь” говорит нам больше, чем многословные объяснения по затронутой проблеме лингвистического или философского плана.
Но почему
мы отнесли слова “газ” и
“твердые материалы” к
Выделение концептов является решающим для создания терминологической базы в любой области знания. Концепты выполняют, как было отмечено, две важнейшие функции: во-первых, они обладают содержанием, обозначая некоторые существенные для данной науки вещи (самые существенные из всех, которые в ней имеются), а во-вторых, они распределяют все другие слова языка данной науки по соответствующим категориям и классам. Они служат фильтрами для всех обсуждаемых в конкретной науке объектов, состояний и связей, и потому необходимы для ее поступательного развития. Они также определяют границы всего поля данной науки, его составные части, и ориентиры, по которым изучаются объекты, в эти части включенные. Если вы будете изучать объекты и их связи не по заложенным в концептах направлениям, вам придется объяснить свой подход особо, иначе вы не будете поняты слушателями. Изменения в конструкциях концептуальных схем ведут за собой революционные потрясения в науке, как это было после открытия Эйнштейном специальной теории относительности в физике. Вот почему они (концепты) и являются центральными опорами всего языка науки.
Как определяются концепты и как они взаимодействуют в языке науки
Если, как
было сказано, количество слов в обычном
естественном языке достигает многих
сотен тысяч, то количество концептов
в конкретном языке той или
иной науки не превышает нескольких
десятков. Это объясняет, почему их
можно выделить после тщательного
отбора, внимательным образом определить
и постоянно заниматься уточнением
их значения. Каждая наука имеет
свой фронт работ, она занимается
исследованием специфических
Чтобы разобраться, как все это происходит на практике, давайте возьмем какую-нибудь науку и посмотрим, как в ней подразделяется материал, и как в каждом подразделении выделяются ведущие концепты. Для этой цели я выбрал педагогику: любая другая область знаний могла бы служить нам примером, просто я по специальности педагог и знаю эту науку еще со студенческих времен. Само слово педагогика имеет греческие корни; педагогами называли в Древней Греции рабов, которые отводили ребят в школу. Так что этимология этого слова не дает нам ничего, кроме знания забавной детали. Так же дело обстоит и с названиями многих других наук – что объясняют вам слова физика или химия? Лишь изредка появляются названия наук, в которых отражается направление исследований: астрономия ясно указывает на то, что она занимается исследованием звезд (от astro – по латыни звезда), а антропология (от греческих слов antropo – человек и logos – понятие, учение) занимается историей развития человечества как рода.
Чтобы понять, во что отлилась педагогика в наше время, надо непременно ознакомиться с историей этой науки. Из нее мы узнаем, как понимали педагогику те ученые, которые в своих трудах ее сформировали, – Ян Амос Каменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Джон Дьюи, Николай Григорьевич Ушинский и другие. Именно они в своих теоретических разработках и на практике определили лицо сегодняшней педагогики. И хотя в разных странах педагогический процесс строится по-разному, но общие принципы его не подлежат сомнению.
Их-то и подчеркивают главные концепты данной науки, такие, как обучение, образование и воспитание. Каждый из этих концептов имеет свое наполнение, но лишь вкупе они определяют содержание педагогики в целом. Уже на этом этапе мы сталкиваемся с отчетливой тенденцией в анализе слов-концептов – они должны рассматриваться в группе, где один концепт дополняет остальные/противостоит им. Как в нашем примере, где педагогика состоит из обучения, образования и воспитания, а каждая из упомянутых частей дополняется двумя другими и одновременно им противопоставляется. Обучение предполагает целенаправленные действия учителей по передаче знаний и умений их подопечным; образование – те процессы, которые происходят у учащихся при овладении этими знаниями и умениями (образуется индивидуум); воспитание – те положительные сдвиги, которые влияют на социализацию учащихся, приобщают их к существующему обществу и к его обычаям.
Затем уточнение
данных концептов идет по нисходящей
линии: отдельно рассматривается область
применения всех трех выделенных выше
концептов. Мы остановимся на образовании.
Во-первых, эта область педагогических
знаний крайне интересна, а во-вторых,
большинство читателей данного
текста – будущие учителя. Внутри
образовательной деятельности обычно
выделяются два следующих раздела:
административно-
И снова мы
спускаемся на ступеньку ниже. Для
представления некоторых