Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:17, реферат
Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания), а соответственно контроля, прогнозирования, управления явлениями, процессами, событиями. Следует отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения). Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов — учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического характера.
Проблема языка в науке.
Наука есть деятельность
человека по выявлению проблем незнания
(производства знания), а соответственно
контроля, прогнозирования, управления
явлениями, процессами, событиями. Следует
отличать научную деятельность от научного
знания. Научной деятельностью
Научная проблема — это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема — задача требующая решения. В русской культуре проблема — стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).
Чем сложнее
объект рассмотрения (чем сложнее
выбранная тема), тем больше неоднозначных,
неопределённых вопросов (проблем) оно
будет вмещать, и тем сложнее
для формулирования задачи и для
поиска решений будут проблемы, то
есть проблематика научного произведения
должна вмещать классификацию и
расстановку приоритетов в
Проблема
и проблематика не есть научное знание,
но при формулировании дефиниций, тезауруса,
идей, концепций выполняется
Язык науки
Что такое язык вообще и из чего он складывается?
Давайте вначале определим объект, который мы пытаемся описать, и который определен в заголовке как язык науки. Это первое и основное правило любого научного исследования, любой научной методологии.
Мы будем рассматривать язык как систему знаков (слов), имея в виду, что любой язык состоит из слов, которые можно услышать или прочитать, и в результате можно получить какую-то информацию, узнать что-то новое для себя. Ниже мы будем говорить о словах, называя их по-разному, но всегда имея в виду именно слова, обладающие значением. Слова в нашем понимании являются основными единицами, из которых состоит язык, потому что ими зашифровывается нечто, о чем люди хотят сказать. Это нечто находится за пределами речи; в речи оно выступает в виде знаков, которые подменяют обозначаемые ими предметы и явления. Люди стараются использовать слова-знаки таким образом, чтобы стало ясно, о чем идет речь и то, как оно понимается говорящим. Поэтому речь должна быть ясной и понятной, а объяснения – четкими и последовательными.
В языке, кроме
слов, могут быть и другие знаки,
например, буквы и знаки препинания
на письме или звуки в устной речи
(они фиксируются
Выше были
использованы два понятия: язык и
речь. Каково их соотношение? Речь –
это язык в действии, она всегда
индивидуальна и выражается в
конкретных воплощениях, актах речи.
Человек может выражать свои мысли
вслух, тогда получается устная речь.
Он может записать свои мысли, и в
результате появляется речь письменная.
Наконец, он может просто думать с
помощью слов, что реализуется
во внутренней речи. Язык – объективированная,
собранная из множества речевых
актов система слов и их сочетаний,
та самая система знаков, с которой
мы начали свои объяснения. Речь принадлежит
каждому из нас; язык – всему человечеству,
вернее, той его части, которая
говорит на данном языке. Язык составляет
цельный лингвистический
Лишь в
таком виде – в виде законченной
и более или менее
Язык науки и его отличие от других языков
Стало быть, язык
науки соседствует рядом с
другими регистрами в общем корпусе
языка. В отличие от языка науки
существует, как было упомянуто, обыденный
язык. Обыденный язык используется
для выражения ежедневных событий,
не связанных с необходимостью обращаться
к профессиональной лексике и
к особо точному способу
Какое же во всем
этом место языка науки? Любой
языковой регистр требует к себе
специального отношения. Поскольку
в том или ином разделе науки
речь идет о специфических объектах
и явлениях, а главное, об особом,
свойственном только данной науке подходе
к ним, то и говорить об этом приходится
особенным образом. Используются специфические
понятия и концепты и особым образом
исследуются связи между ними.
Именно в этом и заключается смысл
языка той или иной научной
области. Без такого подхода невозможно
оформить ни одну науку в виде
самостоятельной отрасли
Кроме того, что язык науки (данной науки) образует общее понятийное поле для тех, кто ею занимается, у него есть и другая очень важная функция – он организует ту ведущую конструкцию, к которой «приклеиваются», или, через которую «просеиваются» все вновь возникающие в ходе исследований понятия и концепты. Она, эта схема, служит как бы фильтром, который отсеивает вещи, данной науке не принадлежащие, и приспосабливает новые факты и открытия к уже имеющемуся в данной науке корпусу знаний. Понятийная сетка, преобладающая в каждой научной дисциплине, образует ячейки, которые либо принимают в себя вновь обнаруженные факты, либо отторгают их. В последнем случае эти факты признаются ненаучными или же они передаются иным областям знания, которые в свою очередь их фильтруют, пользуясь своим понятийным аппаратом, выраженным собственным научным языком
Наконец, у языка той или иной науки имеется еще одна, может быть, главная функция. Научные понятия и концепты вначале всегда оформляются в виде слов, но не всегда остаются словами. В наиболее продвинутых науках они получают особое символическое выражение. Так, в математике числа, которые всегда вначале назывались словами, постепенно оформились в виде цифр. Казалось бы, это одно и то же (и слово четыре, и цифра 4 выражают одно и то же число натурального ряда), на самом деле, математика не стала бы сама собой, если бы числа в ней выражались только словами, ибо словами невозможно манипулировать так, как мы это делаем с цифрами. Два и два можно сложить или умножить без цифр; это очень простая задача. Но попробуйте перемножить, не пользуясь цифрами, шестнадцать на семнадцать; немногие из вас справятся с такой задачей в уме, в то время как с помощью цифр мы легко это делаем.
И не только в виде цифр оформляются понятия и концепты той или иной науки. Они могут принять вид иных символов. Возьмем в качестве примера химию. В истории химии большое, можно сказать, решающее место занимал поиск символов для обозначения химических элементов, основных кирпичиков химических сооружений. Прорывами в этом плане явились работы Джона Дальтона, Йенса Якоба Берцелиуса, Александра Бутлерова и немецкого химика Кекуле. Последний, например, придумал циклическое изображение молекулы бензола. Она располагается по кругу в виде шести атомов углерода и шести атомов водорода, соединенных двойными либо одинарными связями. Количество связок и их место имеют решающее значение, поскольку они показывают, в каком месте атом в бензоле может быть замещен иными химическими веществами той же валентности. Так химики получили наглядную картину возможных структурных замещений в молекулах бензола и начали работать в этом направлении, планируя все новые и новые химические соединения. Таким же образом возникла, например, химия полимерных соединений.
Переходя
от слов к другим символам, ученые могут
не просто регистрировать полученные
в исследованиях результаты, но,
оформляя их в виде структур, они
могут идти от полученных структур
к новым гипотетически
Для всего изложенного требуется особый языковой инструментарий, к характеристике которого мы сейчас и перейдем.
Слова в языках науки
Как мы уже говорили, язык науки должен быть максимально точным, и он должен избегать многозначности и неопределенности. Для этого требуются слова особого рода. Автор настоящего текста полагает, что знаки вообще (и слова в частности) отличаются друг от друга по тому, как далеко они отдалены от обозначаемых ими объектов. Есть знаки, которые очень близки к своим обозначаемым, а есть знаки, которые отдалены от них на очень большое расстояние. Конечно, расстояние мыслится здесь не в прямом смысле как некая дистанция, а как «мера умственного приближения к тому, что обозначается в знаке», то есть как степень абстрагирования знака по сравнению с тем, что он обозначает. Я забыл сказать, что самый знак определяется как некая физически воспринимаемая субстанция (буква, звук, фигура, слово и пр.), которая, по мнению человека его воспринимающего, подменяет и репрезентирует (представляет) что-то другое, а не только самого себя. Кроме того, знак не только обозначает что-то из внесистемной реальности, он еще и привязывает это что-то к нашему пониманию данного феномена. Без такой привязки знак функционировать не может. Так что знак «работает» только в тройственной схеме: отображаемое ↔ его знак ↔ наше умственное представление об изображаемом и о знаке.
Знак может
быть очень близок к своему референту
(изображаемому). Например, наступление
темноты в конце дня может
стать знаком того, что приближается
вечер, и светлая часть дня
заканчивается. Темнота может быть
воспринята просто как таковая и
не выступит как знак в мозгу человека,
ее наблюдающего. Это происходит, когда
наступление вечера не имеет для
человека особого значения. Но она
же может сигнализировать ему, что
наступает вечер и что надо
заканчивать работу и идти домой.
В этом последнем случае она становится
знаком, на который человек
При других обстоятельствах
для определения времени
Результатом
обоих приведенных выше знаков будут
одни и те же действия человека, но сами
знаки будут значительно
То же самое происходило и в человеческих языках. Слова в этих языках (мы называем эти языки естественными в отличие от искусственных, например, языков программирования) тоже развивались в сторону увеличения своего кванта абстрактности. Сначала большинство слов в естественных языках имели характер имен собственных. Это значит, что люди обозначали данным словом одиночный предмет. Имя предмета распространялось только на него и не включало обозначений других предметов. Это происходило в глубокой древности, когда люди еще не рассуждали о знаках и о языке, как о собрании знаков, а просто хотели назвать какой-то предмет или явление, чтобы потом можно было упомянуть о нем даже в его отсутствие. В этом случае определить значение слова было очень легко: показывали на предмет и называли его. Потом можно было говорить о данном предмете и без показа, в мозгу слушателя возникал образ отсутствующего объекта.