Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа
Отрицание – элемент значения предложения, который показывает, что связь между явлениями, выраженная в предложении словами и словосочетаниями, реально не существует (А.М. Пешковский) или что соответствующее утвердительное предложение отвергается говорящим как ложное (Ш. Балли). Так, в высказывании Ребенок не спит отрицается реальное существование связи между ребенком и сном или же отвергается как ложное предложение Ребенок спит. Термин «Отрицание» иногда употребляется также в значении «отрицательное слово»
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОТРИЦАНИЯ 3
ГЛАВА II. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 7
1.Предикативные средства выражения отрицания 7
2.Грамматические средства выражения отрицания 9
1)Отрицательные местоимения и наречия 9
2)Отрицательные союзы: neither…nor, neither, nor 10
3)Отрицательные частицы 10
3.Отрицательные аффиксы un-, in-, dis-, de-, mis-, anti-, non-, -less 12
4.Имплицитное отрицание в английском языке 18
ГЛАВА III. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 21
1.Предикативные средства выражения отрицания 21
2.Грамматические средства выражения отрицания 24
1)Отрицательные местоимения и наречия 24
2)Отрицательные союзы и предлоги 26
3)Отрицательные частицы 27
3.Отрицательные аффиксы 29
4.Имплицитное отрицание в русском языке 29
ГЛАВА IV. СРАВНЕНИЕ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ 33
1.Проблема поли- и моноотрицательности 33
2.Общее и частное отрицание в русских и английских предложениях 35
3.Особенности средств выражения отрицания в русском и английском языках 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список литературы 40
С помощью разъединяющее – противительных союзов могут противопоставляться любые однородные члены предложения, причем последние так связываются с общим для них членом, что связь для одного однородного члена утвердительна, а для другого (иногда для других) – отрицательна (утверждение или коррекция одного признака даются на фоне отрицания другого, и наоборот). Однородные члены предложения соединяются с основным составом предложения по схеме параллельного включения.
Разъединяющее – противительные союзы выступают в качестве маркеров логико – грамматического предиката. Так, в предложении У меня болит не голова, а зуб союз не…а выделяет однородное подлежащее, выражающее логико – грамматический предикат. Самым важным структурным компонентом разъединяющее - противительных союзов является отрицание, без которого эти союзы немыслимы.
К средствам выражения отрицания в русском языке относится предлог без, обозначающий отсутствие, лишение кого- или чего-либо и имеющий исключительно приименной характер. Как приставка он употребляется с родительным падежом имени: без головы и безголовый (лишенный головы, здравого смысла, бессмысленный, безумный).
Наиболее распространенным средством грамматического выражения отрицания в языках являются отрицательные частицы. Одни из них употребляются только с глаголами, другие – только с именами, третьи – и с теми и с другими.
Основным средством
выражения грамматического
Особого рассмотрения требует частица ни, которую принято считать отрицательной. Некоторые исследователи полагают, что одиночная частица ни самостоятельна, т.е. вне связи с частицей не, может выражать отрицание в определенных предложениях, например в императивных (Ни шагу дальше!), количественных (Ни на волос любви), безличных с родительным падежом существительного, выражающих обязательное дополнение (В кармане ни гроша). Однако сама по себе частица ни не отрицательная, а усилительная: она усиливает либо отрицательность, либо утвердительность предложения и по своему значению близка к усилительным частицам и, даже. Например:
В первых двух предложениях отрицание действия и отрицание наличия, выраженные частицей не и нет, усилены частицей ни, которая употребляется вместе с отрицанием как при наличии, так и при отсутствие сказуемого и выполняет усилительную функцию. Третье же предложение и по форме, и по содержанию утвердительное.
В соединении с относительными
местоимениями и наречиями
Эта версия лишена какого бы то ни было основания (= Эта версия лишена всякого основания).
Что ни день, подали новые города (Ф. Абрамов) (= Ежедневно = С каждым днем падали новые города).
Употребляясь в устойчивых словосочетаниях типа ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв, повторяющаяся частица ни усиливает либо значение неопределенности (но не значение «неполного отрицания с оттенком неопределенности»), либо просто какое-то утверждение. Подобные предложения можно заменить положительными по форме и содержанию синонимами:
Ни жив ни мертв = Очень перепуган;
Ни свет ни заря = Очень рано;
Нести службу ни шатко ни валко = Служить спустя рукава.
Превращаясь в соединительный союз ни…ни при однородным членах, частица ни также не отрицает, а усиливает перечисление. В своей усилительной функции частица ни встречалась и в предложениях с отрицательным глаголом-сказуемым древнерусского языка. Правда, в ограниченных случаях она употреблялась и как отрицательная частица (наряду с частицей не). Так, при двух и более отрицательных глаголах перед первым из них ставилась частица не, а перед остальными – ни, например: и не покоришася пльсковицы имъ, ни выгноша князя от себе (Новгород. Первая летопись по Синод. Списку). Ввиду частого употребления при однородных членах предложения частица ни постепенно превратилась в парный союз ни…ни, усиливающий экспрессивность отрицания. Все это говорит о том, что частицу ни следует относить к усилительным частицам.
Одним из распространенных средств выражения отрицания являются отрицательные аффиксы не-, ни-, без- (бес-) и др. Слова с этими и аналогичными аффиксами выражают значение отсутствия, лишения, противоположности. Подавляющее большинство отрицательных аффиксов составляют префиксы. Этот способ выражения отрицания характерен как для имен, так и для глаголов.
Отрицание может быть выражено неявным образом – имплицитно, в составе отдельной положительной словоформы или же целой синтаксической конструкции.
К лексическим средствам имплицитного выражения отрицания относятся некоторые слова, словосочетания и фразеологические обороты с отрицательной семантикой, которые не имеют соответствующих положительных форм.
Одним из распространенных лексических средств выражения отрицания в русском языке является слово нет (разг. нету). В литературе отмечается трудность отнесения его к какой-либо части речи и определения его семантики. Неправильно относить эту лексему к разряду частиц. Слово нет может употребляться в функции отрицательной частицы, когда, находясь в начале предложения или в конце его, оно выражает отрицание (опровержение) предшествующей мысли, несогласие, возражение, например: - Клевета! – крикнул срывающимся голосом Федулов. – Нет, не клевета. Люди соврать не дадут (Ф. Абрамов); Я от природы не взыскательный, нет (И. Тургенев).
В таких случаях слово нет может усиливаться частицами да, уж, ну, никак или своим повторением (нет-нет), например: Вот уж нет!; Никак нет!
Вместе с тем слово нет может функционировать и как безличный глагол, и как слово-предложение, и как уступительный союз, и как имя существительное. Так что оно не может быть закреплено за какой-то одной частью речи. Главное же заключается в том, что слово нет имеет определенное лексическое значение. Фразеологическое сочетание нет-нет (да) и передают значение «время от времени» (и тогда оно выступает в функции обстоятельства): … еще нет-нет да и похоронные залетали в Пекашино… (Ф. Абрамов). Это единственный случай, когда нет не выражает отрицания. В остальных случаях слово нет передает отрицание, в том числе такие значения, как несуществование.
Особый случай представляют собой предложения с обычно начальным нет, которые в прагматике выражают высшую оценку (отрицательную или положительную) конкретного предмета или целого класса предметов и могут быть легко преобразованы в положительные: Нет драматурга более великого, чем Шекспир (= Шекспир - самый великий среди драматургов).
Одним из средств имплицитного выражения отрицания является слово нельзя, которое часто употребляется в качестве безличного сказуемого: Нельзя тебе квасу-то (М. Горький). Оно служит для выражения отрицания онтологической (алетической) и нормативной (деонтической) возможности. В случае употребления слова нельзя в сочетании с зависимым инфинитивом указанные разновидности значения невозможности легко определяются по виду инфинитива: сочетание «нельзя + инфинитив сов. вида» выражает отрицание онтологической возможности, а сочетание «нельзя + инфинитив несов. вида» - отрицание нормативной возможности: Этого нельзя забыть и Этого нельзя забывать.
Для синтаксиса разговорной речи характерно использование утвердительных по форме предложений в функции отрицательных. Отрицательная семантика ряда синтаксических конструкций может передаваться только интонационно, без использования лексических средств выражения отрицания. Интонация характеризуется значительной продолжительностью звучания ударного слога отрицаемого по смыслу слова и восходящим тоном этого слога. Интонация вместе с порядком слов, наличием устойчивых словосочетаний служит средством имплицитного выражения отрицания (прежде всего экспрессивного характера). «Имплицитность присуща, - пишет Е.И. Шендельс, - определенным структурам как их грамматический идиоматизм, она вытекает только из значения целой структуры, за которой, кроме того, закреплена определенная интонация. Из экспрессивно-эмоциональной окраски удивления, недоверия, возражения вырастает как вторичное, косвенное значение – значение отрицания. Эти фразеосхемы трансформируются в модели с экспрессивным отрицанием».
В случае имплицитного выражения отрицания на уровне целого предложения определенная роль отводится контексту (наряду с порядком слов и интонацией, выступающей при этом как элемент семантической структуры предложения), например:
Такой, как моя баня, по всему свету поискать… (Ф. Абрамов).
Лишь по контексту и по составу всего предложения можно установить, что здесь скрыто выражено отрицание подобия, тождества (такой бани нет ни у кого = такой бани не найти нигде).
Отрицание может имплицитно содержаться в вопросительном по форме предложении. Как справедливо отмечает Л.Ф. Бердник, экспрессивное отрицание могут выражать все структурные схемы вопросительных предложений как с вопросительным словом, так и без него. От собственно вопросительных предложений с имплицитным отрицанием отличаются особой вопросительной экспрессивной интонацией, грамматической структурой, лексическим наполнением и функционированием в речи. Кроме того, отрицательное содержание вопросительного предложения может мотивироваться контекстом. Например:
Зима. Что делать нам в деревне? (А. Пушкин) (= Зимой в деревне нечего делать).
Конструктивным средством является препозитивное использование вопросительно-относительных слов (местоимений и наречий кто, что, какой, где, куда и др.) Например:
Да кто его презирает? – возразил Базаров (И. Тургенев)
– Его никто не презирает; Что с нас взять! (Н. Погодин)
– С нас нечего взять; Да разве они люди? Чего на них обижаться (А. Толстой)
Слово какое, утратившее формы согласования, стало выражать усиленное отрицание, относящееся к любой части речи:
- Я боюсь, не опасно ли. – Какое опасно! Дело верное, хорошее (А.Писемский).
Вопросительные местоимения и наречия, которые предшествуют инфинитиву, выражают экспрессивное отрицание, совпадая по функции с отрицательными местоимениями и наречиями.
Скрытое отрицание способны выражать предложения типа До шуток ли ему?, в которых закреплены позиции предлога до и частицы ли. Такие предложения выражают отрицание касательства, вызванное ситуацией.
Вынесение форм есть из-за чего, есть о чем, есть чему и т.п., очень нужно, нужно было, охота в начало утвердительного по форме предложения при следующем инфинитиве несов. вида с усиленной интонацией служит для выражения экспрессивного отрицания:
- А я вовсе не собираюсь ходить к тебе на работу, - чуть было не сказал Малинин. – Есть мне на это время! (К. Симонов)
Помещение в начало предложения глагола стать в личной форме (будущее время, сослагательное наклонение) с непосредственно следующим за ним личным местоимением или именем существительным также служит для выражения экспрессивного отрицания:
Стану я с тобой связываться!; Стал бы я об этом говорить сейчас!
В таких случаях выражается отрицание необходимости, желательности и т.п. действия, но не отрицание высказывания в целом.
Экспрессивное отрицание при усиленной интонации передают и предложения, начальным компонентом которых является сочетание частиц так и (так… и…): Так и поверил я ему! (= Не поверил); Так я им и скажу! (= Я им не скажу) (В. Розов).
Экспрессивно-ироническое отрицание может скрываться за всяким предложением, если оно произносится с соответствующей интонацией. Нередко отрицательный смысл подкрепляется специально словами как бы не так, как же, еще бы, черта с два, держи карман, жди, нечего сказать, ничего себе и т.п.
В русском языке в
предложении может
В общеотрицательных предложениях возможно употребление еще одного или нескольких отрицаний, действие которых не связано с общим отрицанием и имеет частный характер. Такое отрицание может выступать при любом члене предложения, кроме того, который уже несет значение общего отрицания:
Уж не одну ночь не спала я (Гончаров).
Возможно употребление нескольких отрицаний и в предложениях с обособленными оборотами: одно - при сказуемом, другое - в составе обособленного оборота при причастии или деепричастии. Отрицания в этих случаях самостоятельны: они не зависят друг от друга:
Василий не понимал людей, не любящих демонстрацию (Д. Павлова);
Донесения, не побывавшие в его руках, не могут считаться достоверными (А. Виноградов).
Два отрицания могут присутствовать в составе сказуемого или при обоих главных членах общеотрицательного предложения. В результате происходит снятие отрицания и возникает категорическое утверждение с оттенками долженствования, неизбежности, необходимости, обязательности. Такое явление называется двойное отрицание. Случаи образования двойного отрицания следующие:
1) В предложениях с отрицательными предикативами нельзя, невозможно и отрицанием перед инфинитивом:
Нельзя не сказать - (надо, необходимо сказать),
Невозможно не сделать - (надо обязательно сделать).
Информация о работе Средства выражения отрицания в английском и русском языках.do