Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:45, реферат
Цель исследования - создание научно обоснованной и экспериментально проверенной системы сопоставительного анализа состава слова и словообразования английского и тувинского языков.
Объект исследования – процесс взаимосвязанного исследования состава слова и словообразования тувинского и английского языков.
Предмет исследования – система работы над составом слова и словообразованием тувинского и английского языков, ориентированная на овладение многоаспектн
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………3
I.1 Степень разработанности проблемы…………………………4
I.2 Основные способы словообразования в современном английском языке. Функции, единицы и модели описания……...5
I.2.1 Аффиксальное словообразование…………………………….6
I.2.2 Конверсия……………………………………………………....8
I.2.3 Словосложение………………………………………………...9
I.3 Основные способы словообразования в тувинском языке…11
ВЫВОД……………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..17
По тому, к какому лексико-грамматическому классу относятся образованные с помощью аффиксов производные, сами аффиксы (в первую очередь суффиксы, так как их роль в определении частеречных характеристик производных более очевидна, нежели у префиксов) под-разделяются на:
Еще одним значимым параметром при классификации аффиксов может стать их смысловая нагрузка, благодаря которой они объединяются в смысловые группы типа:
I.2.2 Конверсия
В зарубежной лингвистике данное явление рассматривается как употребление одного и того же слова в функциях различных частей речи, или функциональный переход из одной части речи в другую.
Как считают отечественные
лингвисты, такие как Арнольд, Смирницкий
и др., слово (во всяком случае, изменяемое
слово) - это система сосуществующих,
обусловливающих друг друга и
функционально объединенных форм, говорить
о тождестве существительных
и глаголов типа love 'любовь' и love 'любить'
в современном английском языке
неправомерно, ибо они различаются
как системами своих форм, т.е.
парадигмой (существительное имеет
субстантивную систему
Наиболее широкое
Взятая как целое, как определенная система форм, парадигма слова характеризует его именно как слово определенного типа, определенного грамматического разряда, определенного грамматического класса [5, с. 87].
На этом основании предлагается
рассматривать конверсию не как
чисто морфологический способ словообразования,
но как морфолого-синтаксический способ
словообразования, при котором слово
одной части речи образуется от основы
или словоформы другой, причем единственными
словообразовательными
62% составляют собственно
образования по конверсии типа
pencil 'карандаш' - pencil 'рисовать, записывать',
hammer 'молоток' - hammer 'бить молотком, сбивать'
и т.д. Остальные приходятся
на долю других процессов (
I.2.3 Словосложение
Более одной трети всех новообразований в современном английском языке - сложные слова.
Процесс словосложения представляет собой не что иное, как сложение двух основ, как правило, омонимичных в английском языке словоформам. Например, headache 'головная боль', blackboard 'классная доска' и т.д. [7, с. 88].
Морфологически сочетание компонентов, составляющих сложное целое, оформлено как единое целое и имеет одну парадигму. Иначе говоря, суффиксы словоизменения прибавляются ко всему комплексу в целом, а не к отдельным его частям при образовании тех или иных форм (напр., множественного числа у существительных - shipwreck 'кораблекрушение' - shipwrecks; weekend 'конец недели' - weekends и др.).
Первичной и важнейшей типологией сложных слов, является классификация их на собственно сложные и сложнопроизводные слова.
Сложные слова, как слова в целом, - многоаспектные единицы. В соответствии с различными свойствами сложных слов возможны их различные классификации [8, с. 153].
Учет структуры компонентов сложных слов дает, например, такую структурную классификацию, как:
а) сложные слова, состоящие из простых основ (heartache 'сердечная боль', blackbird 'дрозд' и др.);
б) сложные слова, состоящие
из одной простой и одной
в) сложные слова, один из компонентов которых - сокращения (V-day 'День Победы ', A-bomb 'атомная бомба');
г) сложные слова, один из компонентов которых - сложная основа (postmaster-general 'министр почт').
На основе исследования мотивирующих сложные слова суждений смысловая связь между компонентами сложных слов, формирующая базу семантической модели, описывается в виде списка предикатов:
Семантическое моделирование охватывает подавляющее большинство сложных слов современного английского языка.
Сложнопроизводные существительные с суффиксом деятеля -er.
Эти слова могут образовываться от основ сложных существительных (highlander от highland), сложных глаголов (daydreamer мечтатель, фантазер от daydream мечтать, фантазировать) и от словосочетаний (housekeeper от keep house). Характер словосочетаний (или сложных слов), от которых образованы данные сложнопроизводные слова, может быть различным: в основе одних сложных слов могут быть более или менее свободные словосочетания (ср., например, home-owner, two-seater) в основе других - идиоматичные выражения: do-gooder - благожелатель, благодетель (от do good приносить пользу, делать добро); good-looker - красивый (от to look good иметь красивую внешность).
Сложнопроизводные существительные с суффиксом -er обозначают различного рода деятелей или какие-либо предметы. Образования этого типа очень продуктивны в современном английском языке: do-it-yourselfer, wildlifer, body-builder.
Сложнопроизводные существительные с суффиксом -ness.
Сложная основа сложнопроизводных слов с суффиксом -ness является в большинстве случаев основой сложного прилагательного. Это или просто сложная основа(sea-sick в sea-sickness), или сложнопроизводная(kind-hearted в kindheartedness).
Сложнопроизводные существительные с другими суффиксами малопродуктивны.
I.3 Способы словообразования в тувинском языке
В любом языке в наибольшей
степени часто используемыми
являются такие способы
В тувинском языке выделяют морфологический, синтаксический и аббревиатурный способы словообразования.
Морфологический способ – это способ словообразования при помощи прибавления суффиксов (суффиксальный – идентичный аффиксальному словообразованию английского языка). Например, ан – анчы, анныг, анныг, анна, аннаашкын; ном – номчу, номчукчу, номчукчулуг; бижи – бижик, бижиктиг, бижимел; чараш – чараштыр, чарашта, чарашсын; дуза – дузалыг, дузалаар.
В зависимости от части
речи слова имеют различные
а) именам существительным: –чы: эм-чи, хожу, кызыл-чы, комсомол-чу; -(ы)кчы: номчу-кчу, башкар-ыкчы, чемгер-икчи, тииле-кчи; -(ы)ышкын: баз-ыышкын, тургустун-уушкун, холзэ-эшкин, мана-аашкын; -(ы)лга: будур-улге, тииле-лге, чала-лга.
б) именам прилагательным: -лыг: тараа-лыг, эзер-лиг, хой-луг, чем-ниг, оол-дуг, кыс-тыг; -зыг: балык-сыг, чечек-сиг, тоорук-суг, сут-суг, суг-зуг, хол-зуг.
в) глаголам: -ла: суг-ла, ан-на, мал-да; -зын: уруг-зун, эки-зин; -(ы)кса: чан-ыкса-, чор-укса-, уду-кса-.
2. Производительные суффиксы. С их помощью образуются несколько слов:
а) аффиксы имен существительных: -л: сайзыра-л, ынакшы-л, хайгаара-л.
б) аффиксы имен прилагательных: -кы: час-кы, эртен-ги; -(ы)ычал: кээргэ-эчел, буст-уучал (бузул-уучал), дон-уучал; -(ы)г: ажы-г, чиди-г, быжы-г, кад-ыг.
в) аффиксы глаголов: -зыра: бак-сыра-, эът-сире-, уруг-зура-; -зы: балык-сы-, суг-зу-.
3) Аффиксы низкой степени производительности. Хотя с их помощью образуются не так много слов, они часто используются в языке:
а) аффиксы имен существительных: -(ы)нда: шой-унду, чай-ынды, ири-нди; -(ы)нча: детки-мче, оваар-ымча; -(ы)шкы: ава-шкы, ада-шкы, куда-шкы, эж-ишки; -гы/-кы: баш-кы, чырыт-кы и др.
б) аффиксы имен прилагательных: -лаш: уе-леш, орук-таш, ун-неш; -зак: оюн-зак, оор-зек; -(ы)мак: кыз-ымак, халы-мак и т.д.
в) аффиксы глаголов: -а: даж-а, коз-е, сан-а; -р: алгы-р, кыйгы-р; -за/-зе: херк-се, хун-зе; -шаара: чоп-шээре и т.д.
4) Нулевые аффиксы. Они были словообразовательными в какой-то исторический период, но в настоящее не образуют новых слов и являются нулевыми:
а) аффиксы имен существительных: -(ы)н: кел-ин, чар-ын, кол-ун; -ка: мас-ка (бас-ка), кош-ке; -(ы)т: кад-ат, дуж-ут, дон-ат; -дурук: моюн-дурук, сал-дырык.
б) Аффиксы имен прилагательных: -ыл: кыз-ыл; -кын: кош-кун, эт-кин; -ын: уз-ун, буд-ун и др.
Синтаксический способ – это образование нового слова при помощи соединения корней двух-трех разных слов. Существуют следующие группы:
A1+A (оба в именительном падеже): идик-хеп, орун-дожек;
A+A : ыт-кады, киш-кулаа, Суг-Аксы;
В2+A: кызыл-кат, улуг-хун, уттуг-чарын, Элдиг-Хем;
B+B: ак-кызыл, оъттуг-суглуг;
C3+A: тос-карак, уш-булунчук, ийи-тал;
C+C: ийи-ийи, ийи-уш;
D4+A: чунар-бажын, эдер-хааржак, хадыыр-сарыг, Адар-Тош;
A+D: хун-эдерер, моюн-ораар;
E5+E: эртен-кежээ, орай-дуне.
А также новые слова образуются повторением одного и того же слова: сарыг-сарыг, сарыг-суруг, сап-сарыг, амырап-амырап.
Аббревиатурный способ – словообразование при помощи аббревиации. Производные слова называются аббревиатурами. Выделяют следующие типы, образованные из:
ВЫВОД
Морфемы слова хотя в этих языках именуются разными терминами, у них имеются и общие черты, вместе с тем здесь четко можно увидеть и особенности этих языков.
Корень. В обоих языках корень – основная часть слова, к корню прибавляются другие морфемы. Корень и английского, и тувинского слов без какого-либо аффикса имеет свое полное лексическое значение, выступает как самостоятельная лексема:
day-s
dark-ish
Как видно из следующих примеров, звуковой состав корня у обоих языков в основном постоянный:
Act, acts, acting, acted, actable.
Номнар, номчуур, номзуг, номчугаш;
Перед английским корнем бывают префиксы, поэтому место английского корня меняется в слове. Местоположение тувинского корня в слове постоянное: является первой морфемой в слове по отношению к другим, перед ним не бывает другой морфемы.
Информация о работе Способы словообразования в английском и тувинском языках