Специфика компьютерного дискурса на английском языке (на материале жанра чатов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Данная работа выполнена в рамках коммуникативного анализа текста и посвящена изучению компьютерного дискурса на материале жанра чатов на английском языке. Объектом изучения является компьютерное общение, понимаемое как коммуникативное действие, осуществляемое посредством компьютера. Цель работы - выявить специфику компьютерного дискурса, доказать необходимость его изучения и овладения его навыками.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………………3
II. Особенности компьютерного дискурса…………………………………………4
2.1 Определение понятий «компьютерная лингвистика» и
«компьютерный дискурс»…………………………………...………………....…...4
2.2 Компьютерное общение…………….…..………………………………………5
2.3 Характеристики, присущие компьютерному дискурсу……………………….7
2.4 Графика компьютерного дискурса……………………………………………..8
2.5 Лексика компьютерного дискурса……………………………………………..8
2.6 Текстуальный аспект…………………………………………………………...11
2.7 Грамматические особенности…………………………………………………11
2.8 Пунктуационные особенности………………………………………………...11
III. Практические советы по применению сокращений, смайликов и других
графических приемов в чатах для начинающих………………………………….12
IV. Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………………14
Приложение I
Приложение II Acronym Dictionary
Приложение III Smiley Dictionary

Работа содержит 1 файл

Discourse.Russianversion.doc

— 207.00 Кб (Скачать)


Специфика компьютерного  дискурса на английском языке

(на материале  жанра чатов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Себастиан Силаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Людиново

Калужская область

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

4 класс «А»

 

 

Содержание 

 

I. Введение……………………………………………………………………………3

 

II. Особенности компьютерного дискурса…………………………………………4

 

2.1 Определение понятий «компьютерная  лингвистика» и

«компьютерный дискурс»…………………………………...………………....…...4

 

2.2 Компьютерное общение…………….…..………………………………………5

2.3 Характеристики, присущие компьютерному дискурсу……………………….7

2.4 Графика компьютерного дискурса……………………………………………..8

2.5 Лексика компьютерного дискурса……………………………………………..8

2.6 Текстуальный аспект…………………………………………………………...11

2.7 Грамматические особенности…………………………………………………11

2.8 Пунктуационные особенности………………………………………………...11

III. Практические советы по применению сокращений, смайликов и других

графических приемов в чатах для начинающих………………………………….12

 

IV. Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………………14

Приложение I

Приложение II  Acronym Dictionary

 

Приложение III  Smiley Dictionary

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Данная работа выполнена в рамках коммуникативного анализа текста и посвящена изучению компьютерного дискурса на материале жанра чатов на английском языке.

Объектом изучения является компьютерное общение, понимаемое как коммуникативное  действие, осуществляемое посредством  компьютера.

В качестве предмета исследования рассматриваются  языковые характеристики компьютерного  общения на английском языке.

Цель работы - выявить специфику  компьютерного дискурса, доказать необходимость  его  изучения и овладения его  навыками.

Для решения поставленной цели формулируются  следующие задачи:

1) определить понятия «компьютерный дискурс», а также установить его место в системе понятий лингвистики текста;

2) установить конститутивные признаки, типы и жанры компьютерного  общения;

3) охарактеризовать важнейшие языковые  особенности компьютерного общения  на английском языке;

4) охарактеризовать важнейшие текстуальные особенности компьютерного общения на английском языке.

Актуальность выполненной работы продиктована следующими моментами:

1) изучение видов речевого общения  находится в центре интересов  социолингвистики, прагмалингвистики  и лингвистики текста

2) компьютерное общение становится  все более распространенным видом  коммуникации, вместе с тем типы  и жанры компьютерного дискурса  освещены в лингвистической литературе  недостаточно;

Новизна работы состоит в том, что  в ней:

1) выявлены графические, лексические и текстуальные особенности компьютерного дискурса в английском языке.

2) веб-чаты, как предмет лингвистического изучения, по нашим данным, еще не подвергалась специальному исследованию.

Теоретическая значимость работы заключается  в дальнейшей разработке таких проблем лингвистики текста, как специфика компьютерного дискурса, его признаки, типы и жанры.

Практическая ценность работы состоит  в том, что ее результаты могут  найти применение в изучении стилистики и интерпретации текста, а также  могут быть учтены при разработке рекомендаций для оптимизации компьютерного общения, в том числе в рамках межкультурной коммуникации.

Материалом для исследования послужили  тексты сообщений на английском языке  по электронной почте, но в большей степени сообщения известнейших англоязычных чатов Соединенного Королевства, приблизительным объемом 300 страниц или около 16 МБ, столь широко представленных в сети Интернет.

II. Особенности компьютерного дискурса

2.1 Определение понятий  «компьютерная лингвистика» и  «компьютерный дискурс»

Компьютерная лингвистика

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА - направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов – программ, компьютерных технологий организации и обработки данных – для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах и т.д., а также вся сфера применения компьютерных моделей языка в лингвистике и смежных дисциплинах. На практике к компьютерной лингвистике относят практически все, что связано с использованием компьютеров в языкознании. Как особое научное направление компьютерная лингвистика оформилась в 1960-е годы.

Понятие дискурса в лингвистике.

ДИСКУРС (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор'), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения.

Термин «дискурс», как он понимается в современной лингвистике, близок по смыслу к понятию «текст», однако подчеркивает динамический, разворачивающийся  во времени характер языкового  общения; в противоположность этому, текст мыслится преимущественно как статический объект, результат языковой деятельности. Иногда «дискурс» понимается как включающий одновременно два компонента: и динамический процесс языковой деятельности, вписанной в ее социальный контекст, и ее результат (т.е. текст); именно такое понимание является предпочтительным. Чрезвычайно близко к понятию дискурса и понятие «диалог». Дискурс, как и любой коммуникативный акт, предполагает наличие двух фундаментальных ролей – говорящего (автора) и адресата. При этом роли говорящего и адресата могут поочередно перераспределяться между лицами – участниками дискурса; в этом случае говорят о диалоге. Если же на протяжении дискурса (или значительной части дискурса) роль говорящего закреплена за одним и тем же лицом, такой дискурс называют монологом. Неверно считать, что монолог – это дискурс с единственным участником: при монологе адресат также необходим. В сущности, монолог – это просто частный случай диалога, хотя традиционно диалог и монолог резко противопоставлялись.

Вообще говоря, термины «текст»  и «диалог» как более традиционные обросли большим количеством  коннотаций, которые мешают их свободному употреблению. Поэтому термин «дискурс»  удобен как термин, объединяющий все  виды использования языка. В данной работе мы исходим из того, что «дискурс - это многоплановое явление, которое может рассматриваться в коммуникативном аспекте как вербальное общение, в структурно-семантическом - как фрагмент текста выше уровня предложения, в структурно-стилистическом - как нетекстовая организация разговорной речи, в социально-прагматическом - как текст, погруженный в ситуацию общения. Важными характеристиками дискурса являются связанность текста, обусловленность экстралингвистическими факторами, событийность, целенаправленность социального действия.» (Галичкина Е.Н. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. Волгоград, 2001. 19с.)

2.2 Компьютерное общение

Компьютерное общение состоит из следующих жанров:

1) электронная почта;

2) чат - неформальное общение  в реальном времени посредством  компьютера;

3) электронные доски объявлений;

4) компьютерные конференции;

Предметом данной исследовательской  работы является компьютерное общение. Данный вид общения происходит при  помощи использования электронных сигналов коммуникации. Компьютерная коммуникация открывает новую эру человеческого общения, позволяя хранить и передавать большие объемы информации, общаться в режиме on-line, при необходимости задействуя аудио и видеоканалы общения. Компьютерное общение есть не что иное, как коммуникация в виртуальной среде -  в этом и  состоит его важнейшая отличительная особенность.

В данной работе мы будем понимать под компьютерным общение в компьютерных сетях.

Компьютерное общение может  быть как «личностно-ориентированным и статусно-ориентированным».(Галичкина Е.Н. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 19с.) Примером первого может послужить электронная переписка личного характера, примером второго могут быть компьютерные конференции.

У компьютерного общения можно  выделить следующие признаки:

1 Виртуальность - возможность общаться  с условным незнакомым собеседником.

2 Глобальность -  возможность установить  контакт с любым пользователем  в сети.

3 Гипертекстуальность - наличие дополнительных способов передачи информации(таких как текстовые и мультимедийные файлы) в качестве приложений к сообщениям.

Отличительной особенностью компьютерной коммуникации является ее многогранность. Компьютерное общение объединяет в  себе характеристики, присущие другим видам коммуникации. Оно масштабно, подобно средствам массовой информации, оно носит массовый характер, делая возможным общение со всем миром, оно внутриличностно, принимая во внимание общение между пользователем и компьютером), а также оно носит групповой характер – общение в чатах, форумах и конференциях.

Компьютерное общение может  быть как кратким (получение электронной  почты), так и длительным (участие  в конференциях или чатах).

По форме компьютерное общение  бывает устным – коммуникация при помощи голосового модема) и письменным – передача текстов и графики.

По каналу передачи информации компьютерное общение бывает актуальным (общение  с реальными людьми) и виртуальным (общение с воображаемыми собеседниками).

Компьютерное общение представляет собой сложную комбинацию различных видов дискурса:

  1. Бытовой дискурс - передача личной почты от одного пользователя другому по электронной почте и общение в чатах и на форумах.
  2. Деловой дискурс - официальный обмен и запрос информации по электронной почте
  3. Научный дискурс -  обсуждение научных вопросов в группах новостей и конференциях.
  4. Рекламный дискурс - реклама, появляющаяся на электронных досках объявлений.
  5. Политический дискурс - обсуждение политических вопросов.

Знание правил компьютерного общения помогает избежать многих неприятностей при общении в интернетовской среде.

Компьютерное общение включает следующие жанры:

1) электронную почту (е-mail), т.е.  обычно переписку двух пользователей  личного сордержания. Помимо писем  личного содержания существуют так называемые массовые новостные рассылки, а также нежелательные письма  рекламного характера, или спам, которые приходят на электронный адрес пользователя без его согласия. (Первоначально английское spam означало колбасный фарш, который рекламировали в компьютерных сетях таким образом);

2) электронные разговоры  или  чат (chat - общение в реальном  времени посредством компьютера). Участники общения осуществляют  набор текста на клавиатуре, и  этот текст моментально появляется  на дисплей компьютера, и становится доступным для всех участников дискурса. Такой режим общения называется "он-лайновым".

3) система электронных досок  объявлений 

Это обычные объявления на любую  тему - от поиска нужных компьютерных программ до предметов быта;

4) компьютерные конференции

Они  представляют собой удаленное  общение с помощью компьютера по какой-либо проблеме. В них может  принять участие неограниченное количество участников, у которых  есть возможность познакомиться  со всеми выступлениями или получить текст с материалами конференции в сжатом виде.

2.3 Характеристики, присущие  компьютерному дискурсу

Как мы убедились в результате нашего исследования, компьютерному дискурсу как виду общения присущи следующие  признаки:

1) электронный сигнал как канал  общения;

С одной стороны компьютерное общение осуществляется с помощью компьютера (информация хранится в электронном виде), с другой стороны - это традиционный способ письменного общения, только каналом общения выступает не бумага, а электронный сигнал;

2) виртуальность;

Виртуальное общение - это общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками. В процессе общения неизвестный собеседник по компьютерному дискурсу может стать известным отправителю речи, в таком случае виртуальное общение станет актуальным;

3) дистантность, т.е. разделенность в пространстве и во времени;

4) опосредованность (т.к. осуществляется  с помощью технического средства);

5) высокая степень проницаемости;

Под проницаемостью мы подразумеваем  то, что слушателем, соучастником или  участником компьютерного общения может оказаться любой человек;

6) наличие гипертекста;

Гипертекст - текст и система  команд или дополнений к нему, которые  позволяют осуществлять ряд операций: стирать, выделять и многое другое, т.е. гипертекст включает вспомогательные инструменты, позволяющие ускорить получение нужной информации, такие как шрифты разного типа, фрагменты мелодии, видеоклипы.

7) статусное равноправие участников;

Для компьютерного общения характерен стиль равенства, поэтому можно говорить о рациональном или иногда ироничном стиле общения, присущем компьютерному дискурсу.

8) передача эмоций, мимики, чувств  с помощью "смайликов" (это  последовательность символов, отражающих  эмоциональное состояние отправителя);

9) комбинация различных типов  дискурса - бытового, делового, научного, рекламного, политического;

10) компьютерная этика - совокупность  принципов и правил поведения  людей, общающихся в компьютерной  среде. 

2.4 Графика компьютерного дискурса

Анализ графики компьютерного  дискурса в английском языке позволил установить, что в компьютерном общении наряду с традиционными графическими средствами выработались и специфические:

1) многократное повторение восклицательного  и вопросительного знаков;

2) многократное дублирование  одной и той же буквы; 

3) использование смайликов;

4) выделение заглавными  буквами целых предложений; 

5) звездочки, заменяющие  грубые слова. 

Эти явления отражают, во-первых, повышенную эмоциональность и экспрессивность  компьютерного общения, и, во-вторых, соблюдение определенного этикета  общения.

2.5 Лексика компьютерного дискурса

Для лексического оформления текстов  компьютерного дискурса характерна, прежде всего, насыщенность речи всевозможными сокращениями и аббревиатурами.

Информация о работе Специфика компьютерного дискурса на английском языке (на материале жанра чатов)