Система упражнений в обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование использования системы упражнений в процессе обучения ИЯ.
Задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу;
дать характеристику понятия «упражнение», «адекватность упражнений»;
изучить классификацию и выявить примеры наиболее эффективных упражнений для формирования коммуникативной компетенции.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

      Упражнения  являются наиболее распространенным видом  самостоятельной работы и обладают рядом отличительных особенностей (цель, организация, направление на совершенствование способа выполнения) и качеств.

      Адекватность упражнения является важным методическим аспектом, определяющим соответственность качеств упражнения с содержанием намеченной цели, заключающейся в том, что одно и то же упражнение в разных условиях, на разных этапах и стадиях, по разному организованное может быть в разной степени адекватно развитию того или иного качества, навыка или умения.

      Наряду с адекватностью упражнения грамматический компонент также является важной особенностью упражнений и неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции.

      Следует также отметить, что структура  упражнения полностью воспроизводит  дидактическую структуру, так как оно является конкретной единицей процесса обучения.

      На  данном этапе существует несколько  классификаций упражнений, но в настоящее  время наиболее используемы языковые (грамматические, лексические, фонетические), упражнения в переводе, трансформационные, постановочные, речевые (пересказ, описание, выражение отношения или оценки), вопросно-ответные, условно-речевые (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные).

      Важно также, что отбор и градуирование содержания обучения, предполагающие учет целого ряда факторов, во многом базируется на знании особенностей учащихся.

      К наиболее эффективным упражнениям, направленным на формирование коммуникативной компетенции, относят вопросно-ответные упражнения, подбор соответствий, упражнения, требующие создания временных пар, а также упражнения типа «мозговой штурм».

      Таким образом, в процессе исследования проблемы улучшения качества обучения ИЯ была достигнута цель исследования, т. е, дано теоретическое обоснование использования упражнений в системе обучения ИЯ и решены частные задачи, т. е, была проанализирована методическая литература по данному вопросу, исследованы психолого-педагогические и методические основы системы упражнений в обучении ИЯ, дана характеристика понятию «адекватность упражнения», выявлена наиболее распространенная систематизация упражнений, изучена классификация упражнений и их особенности, дано обоснование значению грамматического компонента при обучении ИЯ, а также приведены примеры наиболее эффективных упражнений для формирования коммуникативной компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература

1. Ариян,  М.А Личностно-ориентированный подход  и обучение иностранному языку  в классах с неоднородным составом обучающихся [Текст] / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2007. - №1. – С.6 – 11.

2. Воронкова, Т.Е. «Mobbing in der Schule» [Текст] / Т.Е. Воронкова // Иностранные языки в школе. – 2007.-№1. - С. 11 – 14.

3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя [Текст] / Н.Д.Гальскова – М.:АРКТИ, 2000. - 165с.

4. Зимняя, И.А.Психология обучения иностранного языка в школе [Текст] / И. А.Зимняя - М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

5. Мильруд,  Р.П. Коммуникативность языка при обучении разговорной грамматике [Текст] / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2002. - №2. – С.28 – 34.

6. Миньяр-Белоручев,  Р.К. Примитивная грамматика для  изучающих иностранный язык [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С.25 – 30.

7. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991.- 223с

8. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студ. пед. училищ и колледжей [Текст] / И.П. Подласый.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 399 с.

9. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.- 287 с.

10. Санкина,  В.В Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку [Текст] / В.В.Санкина, Г.А. Сивочалова // Иностранные языки в школе. – 2000. - №1. – С. 35 – 38.

11. Севрук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе [Текст] / А.И. Севрук, Е.А. Юнина.- М.: Педагогическое общество России, 2003.- 144 с.

12. Синица, Ю.А. Межкультурная коммуникативная  компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути её формирования [Текст] / Ю.А. Синица // Иностранные языки в школе. – 2002. - №6. – С. 8 – 14.

13. Ситнов, Ю.А. Грамматические знания, умения и навыки в свете теории когнитивизма [Текст] / Ю.А. Ситнов // Иностранные языки в школе. – 2005.- №7. – С.42 – 47.

14. Сластёнин,  В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев.- М.: Академия, 2002. – 576 с.

15. Соловова, Е.Н. Развитие и роль коммуникативных умений: традиции и перспективы [Текст] / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков // Английский язык. – 2005. - №19. - С.33-38.

16. Соловова, Е.Н. Развитие и роль коммуникативных умений: традиции и перспективы [Текст] / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков //. Английский язык. - 2005. - №21. - С.35-40.

17. Соловова, Е.Н. Развитие и роль коммуникативных умений: традиции и перспективы [Текст] / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков // Английский язык. - 2005. - №23. - C. 34-40.

18. Сысоев, П.В. Интегративное обучение грамматике [Текст] / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2003. - №6. – С.38 – 41.

19. Сысоев, П.В. Нужна ли нам грамматика, если нужна, то какая? [Текст] / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2007. - №2. – С.41 – 45.

20. Методика обучения иностранным языкам в начальной, основной и общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагог. колледжей [Текст] / под ред. Филатова В.М. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 416 с.

21. Шуман, Е.В. Специфика периодов обучения грамматике немецкого языка в средней школе [Текст] / Е.В. Шуман // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С.31 – 34.

22. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. [Текст] / А.Н. Щукин - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.

Информация о работе Система упражнений в обучении иностранному языку