Система упражнений в обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование использования системы упражнений в процессе обучения ИЯ.
Задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу;
дать характеристику понятия «упражнение», «адекватность упражнений»;
изучить классификацию и выявить примеры наиболее эффективных упражнений для формирования коммуникативной компетенции.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

      Этот  принцип основан из представления  о том, что порождение речи происходит только на основе подстановки необходимых лексических единиц в хранящиеся в нашем сознании модели. Действует ли механизм подстановки в речи? Безусловно, хотя он и не единственный.

      Учащийся, оперируя готовыми частями предложений, вольно или невольно усваивает структуру этих предложений, причем усваивает целостно, без обращения к анализу и правилу.

      В действительности в подстановочных упражнениях происходит не говорение, а проговаривание, обучающийся оперирует не речевым, а языковым образцом. Его говорение – самоцель, ведь оно начисто лишено ситуативности, даже условной. Конечно, в количественном соотношении мы выигрываем: учащимся удается сконструировать и проговорить за урок много предложений. Но – в отрыве от речи. Отсутствие речевой задачи делает подстановочные упражнения равносильными упражнения типа: « составьте предложения из слов», стой только разницей, что процедура конструирования как бы «механизирована».

      Учитывая  это, подстановочным упражнениям можно  отнести незначительный процент  времени на самой первой стадии автоматизации. Уместны они и как письменные домашние упражнения, но весьма желательно сопровождать их какой-либо речевой задачей.

      5. Речевые упражнения.

      Пассов отмечает, что речевые упражнения, в отличие от так называемых тренировочных, подготовительных, характеризуются следующим:

  • языковой материал не дается заранее
  • не указываются операции с материалом
  • внимание говорящего направлено на содержание высказывания

      В качестве основного параметра речевых  упражнений называют также мотивированность речевого поступка, сложность, связность материала, напряжение мышления и т.д.

      Как видно, все эти параметры в  той или иной мере соотносятся  с качествами умения.

      Речевые упражнения - это как раз и есть упражнения для развития речевого умения, точнее - речевых умений, так как речевые упражнения могут быть и для обучения чтению, письму, аудированию.

      Существует  огромное количество речевых упражнений, поэтому для характеристики их можно  организовать в три группы:

  • упражнения в передаче содержания (пересказ),
  • упражнения в описании чего-либо,
  • упражнения в выражении отношения или оценки.

      а) пересказ: пересказ развивает некоторые механизмы речевого умения:

  • репродукцию,
  • комбинирование
  • конструирование.

      Следует заметить, что пересказ - чрезвычайно сложное упражнение, если это не буквальная передача заученного. Пересказ своими словами вообще возможен только при условии определенного овладения речью. Такой пересказ совершенствует умение.

      б) упражнения в описании

      В данном случае описание понимается широко. Сюда входят:

собственно  описание объектов

  • их характеристика
  • аннотация
  • комментирование
  • инструкция
  • планирование дел
  • описание событий
  • дефиниция
  • репортаж

      Эти упражнения почти не развивают механизма дискурсивности, так как описания составляются, а не порождаются в каких-либо речевых целях.

      в) упражнения в выражении отношения

      Сюда  включаются упражнения, связанные с выражением отношения к воспринятому (словам, поступкам, событиям), с оценкой, с объяснением, с доказательством, с опровержением.

      Эти упражнения принципиально отличаются от предыдущих. Они обладают абсолютной коммуникативной значимостью: названные речевые поступки как раз и составляют содержание процесса коммуникации. Эти упражнения иные по характеру, так как высказывания отсечены личностными качествами говорящего. Отношение всегда предполагает наличие ситуации. Данные высказывания отмечены печатью функциональности, речевой задачей

      Анализируя  три вида данных упражнений, следует отметить, что любое речевое упражнение должно быть пронизано тем, что отличает подлинную речь от искусственных построений:

  • речевой задачей
  • ситуативностью
  • отношением к окружающей действительности

      6. Вопросо-ответные упражнения

      Исходя  их характеристик данного типа упражнений, отмечают, что это самый распространенный вид упражнений на сегодняшний день.

  • они имитируют общение
  • позволяют работать в быстром темпе
  • психологически просты по способу выполнения
  • по характеру они - речевые, а по методической направленности могут быть одновременно « аспектными»

      Вопросо-ответные упражнения могут быть с успехом использованы и для формирования навыков, и для развития умений, причем во всех видах речевой деятельности.

      7.Условно-речевые упражнения

      Принципы  построения условно-речевых упражнений:

  • Принцип использования коммуникативно-речевой задачи говорящего.

      Для автоматизации необходимо многократное использование формы в ряде последовательных, не разорванных во времени, разных по содержанию, но однотипных по речевой задаче ситуаций ( микродиалогов).

  • Принцип аналогии и усвоения форм

      Языковая  форма в процессе коммуникации усваивается  всегда вместе с ее функцией, более того- благодаря ей.

  • Принцип усвоения формы в связи с её функцией речи

      Виды  условно-речевых упражнений (по способу выполнения)

  • имитативные условно-речевые упражнения
  • подстановочные условно-речевые упражнения
  • трансформационные условно-речевые упражнения
  • репродуктивные условно-речевые упражнения

      Таким образом, речевые упражнения есть упражнения для развития речевых умений. Условно-речевые  упражнения, будучи по характеру в основных параметрах речевыми, предназначены для формирования навыков, для чего и служит их специальная организация.

      К факторам, связанным с характером упражнения, относят следующие:

  • является ли задание уместным и личностно значимым для обучаемого.

      Анализ  потребностей учащихся поможет вскрыть те аспекты, в которых учащимся нужна дополнительная практика

  • сколько шагов включает в себя данное задание;
  • какие познавательные усилия потребуются со стороны учащихся, сколько информации ему необходимо осмыслить, чтобы справиться с заданием, насколько сложны инструкции;
  • какой объем практических знаний, понимания ситуации или культурного контекста необходим для выполнения задания, насколько велика подготовительная работа, которая позволит учащемуся справиться с заданием. Важно учитывать, что по мере повышения уровня обученности необходимость опираться на контекст уменьшается. Например, на начальных ступенях часто необходимо видеть говорящего, чтобы лучше его понять, но впоследствии они учатся понимать собеседника из контекста, например при разговоре по телефону.
  • какая помощь от учителя, других учащихся, книг, иных средств обучения необходима ученику для выполнения этого задания. Если задание носит интерактивный характер, оказывают ли обучаемому помощь собеседники. Например, в разговоре собеседнику часто приходится подсказывать слова учащемуся, интерпретировать его высказывания, помогая ему сформулировать свою мысль и продвигая разговор вперед.
  • какую степень безошибочности высказывания требует данное задание. Например, известно, что сообщение подробных инструкций предполагает большую безошибочность, чем бытовая беседа. Имеет также значение, какое требуется воздействие на собеседника (ожидает ли данный собеседник безошибочного высказывания).
  • сколько времени потребуется учащемуся для выполнения задания. Грамотное, основанное на программных требованиях ограничение времени выполнения учащимися задания – важный фактор, создающий условия для функционирования навыков и умений, приближенные к реальным.

      Ариян справедливо отмечает, что отбор и градуирование содержания обучения, предполагающие учет целого ряда факторов, во многом базируется на знании особенностей учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Примеры упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции 

      Вопросо-ответные упражнения. После прочтения или  прослушивания рассказа учащимся предлагается ответить на ряд вопросов с целью проверки понимания текста. Вместо того, чтобы отвечать на вопросы в последовательности, навязанной им учителем, школьники получают список вопросов и задание самому выбрать тот, на который они в начале хотели бы ответить. Это позволяет каждому обучаемому выбрать для себя те вопросы, которые им интересны и посильны. Такой прием работы со списком вопросов позволяет увеличивать число участвующих в работе и скорость выполнения задания.

      Вариантом такого упражнения может быть следующее: учащимся предлагается вычеркнуть те вопросы, которые они не считают интересными, и придумать собственные. Школьники могут даже получить задание составить свою серию вопросов таким образом, чтобы изменилось содержание самого рассказа. Рассказ затем можно переписать в соответствии с новой логикой, заданной вопросами.

      Подбор  соответствий. Учащимся сообщается, что  они могут сочетать любые слова  из колонки А с любыми словами  из колонки Б при условии, что  они могут обосновать свое решение. Слабые обучаемые отыщут наиболее очевидные соответствия, в то время как наиболее сильные могут предложить менее очевидные идеи и обосновать их. Побочным благоприятным эффектом такого способа выполнения упражнений является умение учащихся нестандартно мыслить, ломать стереотипы.

      Временные пары. Известно, что значительно  обогащается речевой опыт учащихся и улучшается психологический климат в классе, если учитель постоянно меняет состав пар и групп, включая школьников в общение с разными одноклассниками.

      Техника временных пар, предполагающая короткий речевой обмен с большим количеством одноклассников открывает еще одну возможность активизировать всех участников класса.

      Вспомни и поделись с другими. Учащимся предъявляется небольшой текст (как вариант список слов или предложений) в письменном или звуковом виде. Спустя некоторое время учитель убирает этот материал и просит учащихся записать все, что им удалось запомнить. Далее школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы, что позволяет им значительно расширить свои списки.

      В данном упражнении сотрудничество позволяет  каждому значительно улучшить свои результаты. Практика показывает, что  результат, полученный группой всегда выше, чем результат, достигаемый  любым ее членом в отдельности

      «мозговой штурм». Обучаемым предлагается сказать все, что они хотят и могут по поводу предъявленной картинки. В качестве вариантов можно предложить учащимся сказать не менее 15 предложений или, наоборот, высказать только одну мысль, связанную с изображенным на картинке. Учитель также может предложить школьникам высказать свои суждения в ограниченный период времени. Те же упражнения могут выполняться в группах, и это значительно увеличит число участников.

      Упражнение  «вспомни как можно больше предметов, которые…» тоже относится к «мозговому штурму». Оно может выполняться и целым классом и в группах.

      Пишем ровно 5 минут. Учитель объясняет  тему(«настоящий друг», «мне сделали  сюрприз», «мой любимый предмет», «книга, которую стоит прочитать») и дает учащимся ровно 5 минут для написания по этой теме 1-2 абзацев. По желанию школьников они могут затем прочитать друг другу созданный текст или предложить учителю прочитать его вслух. Далее, внеся необходимые дополнения в текст, учащиеся могут использовать их как основу для дискуссии или оформить как эссе.

      Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем то привлекать учащихся: интересный материал, интересная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения упражнения, привлекательные опоры и т.д. а весь предлагаемый комплекс упражнений должен включать в себя широкий набор заданий, что позволит каждому учащемуся выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, позволяет реализовать собственный речевой и жизненный опыт, высказать собственное мнение. Максимальная включенность всех обучаемых в учебную деятельность требует концентрации внимания школьников, не оставляя им времени для нарушения дисциплины, поскольку нарушителями , как известно, являются главным образом те обучаемые, которые испытывают «интеллектуальную незагруженность» и в связи с этим скуку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В заключение к вышесказанному следует отметить, что понятие «упражнение» в системе наук рассматривается с разных точек зрения, а, следовательно, ему даются разные определения. Но в методике под упражнением понимается специально организованная деятельность или учебные действия, направленные на формирование и совершенствование речевых умений и навыков и составляющие главную часть учебной работы на уроке.

Информация о работе Система упражнений в обучении иностранному языку