Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:02, курсовая работа
Ролевая игра – это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической и полилогической речи, расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Введение
1.Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.
2.Ролевая игра как средство формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста.
2.1.Роль и значение ролевой игры на уроках английского языка.
2.2.Структура ролевой игры.
2.3.Этапы проведения ролевых игр.
3.Практическая часть.
Заключение
У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, настольных и других.
Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего, место которого чаще всего занимает учитель. Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков и ответственным за развитие игрового мира.
Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей по той причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно: скорее они играют против сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели.
В третьих, ролевая игра - интереснейший творческий процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.
В четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают таким простором для фантазии и воображения детей, такими неограниченными возможностями, что варьировать различные их детали можно до бесконечности. Если малышу наскучит играть какого-либо персонажа, он просто создаст нового героя, если ему надоест фантастический мир далекого будущего, его можно сменить на сказочный мир средневековья или шпионскую историю наших дней. Игрок может стать ведущим, а ведущий - игроком. Наскучить может лишь сценарий, но не сама игра.
Отсюда следует и пятая своеобразная черта ролевой игры - в нее можно играть бесконечно долго, единственным пределом являются фантазия и воображение. Если команда игроков успешно завершила одно приключение, то она сразу может начать новое, если ведущий к этому готов и припас еще один интересный сценарий.
Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы (Почему?) - мотив и (Зачем?) - цель, то есть нужно что - то сказать. Центром внимания становится содержание беседы.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно и увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ролевая
игра позволяет учитывать возрастные
особенности учащихся и их интересы, расширяет
контекст деятельности, выступает как
эффективное средство создания мотива
к иноязычному диалогическому общению,
способствует реализации деятельностного
подхода в обучении иностранному языку,
когда в центре внимания находится ученик
со своими интересами и потребностями.
В
структуре ролевой игры выделяются
следующие компоненты: роли, исходная
ситуация, ролевые действия (Рисунок 1).
Рисунок
1.
Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными (профессиональные, социально-демографические) и межличностными (лидер, друг, соперник). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников, активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи.
Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация. Она выступает как способ организации игры. При создании исходной ситуации следует учитывать обстоятельства реальной действительности и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используют речевые ситуации, которые вызывают речевую реакцию учащегося. Следует различать естественные речевые ситуации (т.е. такие, которые возникают сами) и учебно-речевые ситуации, которые создаются искусственно. Существуют следующие компоненты ситуации (Рисунок 2.):
1. Субъект;
2. Объект (предмет разговора);
3. Отношение субъекта к объекту;
4. Условия речевого акта;
Рисунок
2.
При работе с детьми младшего школьного возраста степень развёрнутости каждого из компонентов учебно-речевой ситуации самая полная, то есть учитель подробно описывает все компоненты учебно-речевой ситуации. Пример: «You are Tom Sawyer. You wish to travel to the desert island on the river. Tell your friend about it. You want to travel with your friend, but you are short of money. Find a way out.»
Третий компонент ролевой игры – это ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определённую роль. Ролевые действия, как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом ролевой игры.
Учитель заранее должен отобрать материал, который будет использован для этого вида деятельности, при этом обучающий материал может быть взят как из учебника, так и из дополнительных источников, такие как книги, сценарии, комиксы, кинофильмы, мультфильмы и картины. Учитель может также использовать собственные обучающие материалы для игры. Обучающие материалы должны соответствовать уровню обученности учеников и их интересам.
Необходимо продумать ситуацию или ситуации для ролевой игры. Для каждой ситуации необходимо составить диалог. В зависимости от уровня учеников учитель дает готовый диалог, либо дети составляют его сами.
Необходимо разучить с детьми слова и выражения, которые они будут использовать в своих диалогах. Учитель должен убедиться, что детям понятны все лексические единицы и они могут грамотно использовать их в своей речи.
Учащиеся отрабатывают в парах или группах свои диалоги. После того как они разучили свои слова, нужно предложить им поменяться ролями. Тем самым они лучше отработают свой диалог. Когда ученики готовы, учитель просит выступить перед классом.
После того как учитель убедился, что ученики хорошо запомнили диалог, он предлагает изменить ситуацию. Ученики создают свои диалоги по образцу.
По
окончании ролевой игры учитель
должен оценить эффективность
При организации ролевой игры следует начинать всегда с парной, а не с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с кем-то одним, находящимся рядом с учителем или перед учителем, не нарушая планировки).
На начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре.
Ролевая игра должна быть рассчитана на разнообразные типы учащихся. Учащиеся должны понимать ситуацию и то, что написано в ролевой карточке перед началом игры.
Учителю
не следует использовать чересчур трудные
ролевые игры, требующие эмоциональной
перегрузки, до тех пор, пока учащиеся
не привыкнут к этому виду деятельности.
В противном случае учащиеся могут
перейти на родной язык. Если учащиеся
все же переходят на родной язык,
то необходимо устанавливать задания
более развернуто, начиная с работы
в парах и легкой ролевой игры
с информационными заданиями.
Данная разработка может быть использована для учащихся начальных классов как дополнение к УМК, с которым они работают. Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные или обобщающие уроки, после изучения всего необходимого материала по какой либо теме. Во время ролевой игры учитель требует от учащихся свободного владения лексическими единицами и грамматическими конструкциями, которые смогут ему помочь грамотно действовать в той или иной ситуации.
Ролевая игра по теме «Давайте познакомимся» на уроке английского языка. До проведения ролевой игры учителю необходимо отработать с учащимися следующие лексические единицы и речевые конструкции: числительные от 1 до 10, названия стран, названия основных продуктов питания, животных, хобби, my/his/her name/surname is…, I live in.., I’m from.., I can.., I like… etc. Ввести и закрепить слова и выражению учителю поможет работа с различными диалогами. Например:
Диалоги
такого типа детям необходимо учить
наизусть и затем разыгрывать
по ролям. Так же учитель может
предложить детям составлять диалоги
в парах про себя и своих
друзей и представлять их перед классом.
После закрепления всего
В классе дети делятся на две группы. Каждый участник первой группы рассказывает перед классом тему «Я и мой друг», которую им необходимо подготовить дома. В эту тему дети должны включить такие пункты, как возраст, место проживания, любимые продукты питания и животные, хобби. Темы могут быть вымышленные, так как из за этого игра будет немного сложнее и интереснее. После учитель раздает выступившим детям карточки с именами участников их группы, то есть каждый из них будет играть роль другого, имя которого написано на карточке. Далее участники второй группы вызывают одного человека из первой группы и начинают ему задавать следующие вопросы:
What is your/his/her name?
What is your/his/her surname?
Where are/is you/he/she from?
How old are/is you/he/she?
How are/is you/he/she?
Do you have any friends?
What do you like to do together?
What is your/his/her hobby?
После того, как ребенок ответит на все вопросы, ребята из второй группы должны угадать роль какого участника первой группы он исполняет. Потом опрашивается следующий участник первой группы и так далее. Затем группы могут поменяться местами.