Автор: h********@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 14:56, дипломная работа
Цель обусловила следующие основные задачи дипломной работы:
рассмотрение места и специфики лексических навыков
анализ учебника для старшей ступени
Введение…………………………………………………………………………3
1.Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку……………………………………………………………………………..
1.1.Работа над лексикой………………………………………………………..
1.2.Методическая типология лексического материала……………………
1.3.Характеристика лексических навыков………………………………….
1.4.Лексический минимум для средней школы…………………………….
2.Анализ учебника 10-11 класса (на степень представленности в нём упражнений по предъявлению и закреплению лексики)………………….
2.1. Новое в обучении лексическому аспекту языка……………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………….
Список источников примеров…………………………………………………..
Данный учебник состоит из четырёх самостоятельных разделов. Каждый раздел включает в себя информационно-тематические блоки, в рамках которых представлены разнообразные темы. Эти темы отражают сферы межличностного общения, сегодняшние проблемы молодёжи страны изучаемого языка.
1)Jugendliche, wie geht es?
2)Bundesländer, was Neues?
3)Kreativ Kultur erleben
4)Im Trend der Zeit
Основными критериями, определившими отбор и организацию учебного материала, явились:
Основной
характеристикой учебника является
его коммуникативная
Формирование способностей к коммуникации предлагается осуществлять в парной (Partnerarbeit), групповой (Kleingruppenarbeit), коллективной (Plenum) формах работы. При этом объём высказываний увеличивается, учащиеся приводят аргументы и дают оценку обсуждаемым ситуациям.
Овладение
лексической стороной речи осуществляется
с помощью разнообразных
Для закрепления, применения и проверки усвоения лексики в учебнике представлены упражнения, которые, на мой взгляд, очень эффективны.
Weiblich | Männlich |
1. | 1. |
2. | 2. |
Для выполнения
этого упражнения нужно использовать
пройденную лексику по теме «Jugend», подтемы
«Wer ist das?»: skeptisch, nachdenklich, zornig, glücklich, aufmerksam,
erstaunt, wütend, vorsichtig, müde, arrogant, kritisch, lustig, freundlich.
Следующее
упражнение проверяет не только то,
как ученики усвоили новую
лексику, но и навыки монологической
речи. 2) «Wie sehen Sie sich? Beschreiben Sie sich selbst. Versuchen
Sie Ihren Mitschüler/ Ihre Mitschülerin zu beschreiben». При выполнении
этого задания нужно использовать лексику:
glatte Haut, kleine Augen, dünne Beine, runde volle Lippen, schmaler
Hals, grosse Nase, lange Haare, glänzendea Lächeln, hohe Stirn, schlanke
Taille.
Другими двумя упражнениями проверяется умение учеников переводить незнакомый текст, навыки чтения. Проверяется и то, как они усвоили лексический материал. 3) «Lesen Sie einen Auszug aus der Novelle von Th. Mann “Tonio Kröger”. Markieren Sie die Wörter für die Beschreibungen des Äusseren. Übersetzen Sie diesen Auszug ins Russische. Wer macht das am besten?»
4)“Übersetzen
Sie einige Sätze aus dem Russischen ins Deutsche”.
Следующее
упражнение представляет собой игру-загадку,
где ученики должны показать свои навыки
говорения на немецком языке и знание
пройденной лексики. 5) “Erzählen Sie über Ihre
Mitschülerin/ Ihren Mitschüler, aber nennen Sie nicht den Namen. Lassen
Sie Ihre Mitschüler raten”. Это упражнение очень
эффективно, так как в игре участвует
весь класс.
Ещё одно упражнение учит учащихся строить по вопросам рассказ, используя пройденную лексику. Даны четыре картинки, где на фотографиях изображены молодые люди в кафе. 6) “Stellen Sie sich vor, Sie sitzen in einem Café und beobachten die Jugendlichen. Beschreiben Sie sie.
Следующая подтема в теме «Молодёжь» - “Kinder-Eltern-Kontakte”. Эта тема очень актуальна для учеников 10-11 классов и была им интересна. Все ученики были активны на уроках. Большую роль в привлечении учеников к урокам немецкого языка сыграли упражнения. 7) “Nennen Sie Antonyme zu diesen Wörtern. Was gehört zusammen?
schimpfen streng
nett verbieten
freundlich loben
erlauben böse
Этим
упражнением проверяется, знают
ли ученики пройденную лексику.
Следующее
упражнение вызвало большой интерес
учащихся и проводилось мною многократно.
8) “Welche Probleme oder Konflikte haben Sie schon mit Ihren Eltern
gehabt? Ergänzen Sie das Diagramm”.
Kinder Die erste Liebe Eltern
Mode
Lehre
Wohnen
С помощью
этого упражнения тренируется умение
учеников высказывать своё мнение и дискутировать
по определённой теме.
Ещё одно упражнение, где проверяется понимание текста. Нужно озаглавить прочитанный текст. 9) “Betiteln Sie den Text”.
Дан текст «Die Jugend in Deutschland», в котором были использованы ниженаписанные выражения. Затем после текста нужно выполнить несколько упражнений. Одно из них: 10) “Kreuzen Sie bitte an, was folgende Ausdrücke und Wendungen bedeuten”.
Um die
Ohren.
- Er rennt ihm die Bude ein. - Er läuft schnell zu ihm.
Из вариантов
нужно выбрать правильный.
Другие два упражнения тренируют у учеников умение образовывать сложные слова: 11) “Es gibt viele zusammengesetzte Wörter, die als Grundwort “Liebe” haben.”
Mutter -liebe Heimat
Natur
12) “Bilden Sie zusammengesetzte Substantive, in denen “Liebe” Bestimmungswort ist.”
-lied Liebes- -roman
-gedichte
Следующее задание в форме теста на проверку понимания прочитанного текста: 13) “Überprüfen Sie, ob Sie den Inhalt richtig verstanden haben.”
Написаны
вопросы к тексту и к каждому
вопросу 3-4 варианта ответа, нужно выбрать
правильный.
В следующем
упражнении тренируется умение говорения,
также проверяется, как учащиеся могут
строить свои высказывания. Логичны ли
они? 14) “Also, was ist für ihre Liebe charakteristisch?”
При рассказе нужно использовать следующие
словосочетания: Verständnis und Respekt; Vertrauen und
Hilfe; richtige Freundschaft.
А в
данном упражнении проверяется умение
ребят строить диалогическую речь, как
ученики общаются друг с другом на немецком
языке. Обучение ведению диалога – очень
важный компонент обучения лексической
стороне немецкого языка. 15) “Was halten
Sie persönlich für echte Liebe? Sprechen Sie darüber in Partnerarbeit.”
Следующее
упражнение в форме соревнования.
Класс делится на группы. Даны два
стихотворения про любовь на русском
языке. Каждая группа должна перевести
эти стихотворения на немецкий язык.
У кого лучше это получилось –
тот победитель. 16) “Bilden Sie Kleingruppen. Jede Gruppe
versucht, eines der Gedichte ins Gedichte zu übersetzen. Dann lessen
Sie ihre Ergebnisse einander vor.” Здесь можно проявить
свой талант писать стихи. Это творческое
задание.
Следующее
упражнение заключается в том, что ученики
должны найти эквиваленты к русским предложениям
в тексте. Для этого сначала нужно перевести
текст. 17) “Finden Sie im Text die Äquivalente zu folgenden
russischen Sätzen.”
В другом
упражнении, на мой взгляд, хорошо проверяется
умение школьников вести дискуссию. Это
значит: уметь высказывать своё мнение,
соглашаться или не соглашаться с другими
участниками разговора, вносить свои предложения.
18) “Diskutieren Sie: ist die erste Liebe eine unendliche Geschichte?”
В подтеме “Familie” тоже можно найти много интересных, хорошо разработанных упражнений. Ряд упражнений посвящены тому, как ученики могут показать свои умения высказывать мнение, здраво и логически мыслить. 19) “Wie viele Kinder möchten Sie einmal haben?”
20) “Wie
stellen Sie sich das Idealbild von ihrer zukünftigen Familie vor?”
Упражнения на ведение дискуссии тоже интересны ученикам, потому что эта подтема “Familie” актуальна для их возраста. Каждый хотел высказать своё мнение. 21) “Ihre Meinung bitte: Was bedeutet für Sie die Familie? Diskutieren Sie bitte.”
22) “Was
ist für Sie wichtiger – Ihre Karriere oder Ihre Familie? Warum?”
В следующем упражнении ученики должны вести диалог по заданным ситуациям. Даны две ситуации. 23) Stellen Sie Dialoge zu folgenden Situationen zusammen:
Не смотря на то, что в учебнике представлено большое многообразие упражнений по применению и закреплению лексики, мне хотелось бы со своей стороны предложить ряд упражнений, которые тоже очень эффективны. Я предлагаю несколько игр. Игра в настоящее время считается одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку. Они способствуют созданию на уроке обстановки речевого общения, вызывает интерес к изучению иностранного языка. Я применял эти игры во время моей педагогической практики и они вызвали большой интерес со стороны учеников.
Игра «Лото».
Берутся два плотных листа бумаги, делятся на 20-25 частей. Затем на одном из листов пишутся слова на немецком языке. На другом листе в соответствующих квадратиках пишутся слова на русском языке и этот лист разрезается на квадратики, слова перемешиваются. Затем класс делится на две части, каждая группа получает по две таких карточки. Кто вперёд сделает задание – закроет все квадратики словами и сделает это правильно – тот победитель.
Игра «Домино».
На карточки из плотной бумаги наклеиваются большие по размеру картинки, изображающие какие-либо действия. На отдельных, соответствующих им карточках даётся название этих действий на русском языке. Например: Мальчик пишет письмо.
Карточки с картинками разрезаются на 3-4 части (в зависимости от числа слов в предложении) и на обратной их стороне даётся описание производимых действий на немецком языке: Der Junge schreibt den Brief.
Учитель
зачитывает предложения, написанных на
имеющихся у него карточках (на русском
языке). Участвующие в игре определяют,
у кого из них находится соответствующая
картинка, подбирают составляющие её части
и зачитывают предложение (на немецком
языке). Каждому ученику рекомендуется
давать 2-3 карточки, поэтому их следует
готовить как можно больше. Проигравшими
считаются последние, не закрывшие картинки
на имеющихся у них карточках.
Информация о работе Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку