Автор: h********@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 14:56, дипломная работа
Цель обусловила следующие основные задачи дипломной работы:
рассмотрение места и специфики лексических навыков
анализ учебника для старшей ступени
Введение…………………………………………………………………………3
1.Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку……………………………………………………………………………..
1.1.Работа над лексикой………………………………………………………..
1.2.Методическая типология лексического материала……………………
1.3.Характеристика лексических навыков………………………………….
1.4.Лексический минимум для средней школы…………………………….
2.Анализ учебника 10-11 класса (на степень представленности в нём упражнений по предъявлению и закреплению лексики)………………….
2.1. Новое в обучении лексическому аспекту языка……………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………….
Список источников примеров…………………………………………………..
Развитие
лексических навыков
в обучении немецкому
языку
Обозначение дипломной работы ДР – 02069964 – 021700 - 16 – 02
Специальность
Руководитель работы _______ассистент каф-ры нем. яз-ка Н.А. Безбородова
Нормоконтролёр ________доцент каф-ры немецкого яз-ка А.И.Сергеев
Рецензент__________
Саранск 2002
1.Лексические
навыки и их
место в процессе
обучения немецкому
языку…………………………………………………………………
1.1.Работа
над лексикой………………………………………………
1.2.Методическая типология лексического материала……………………
1.3.Характеристика
лексических навыков……………………………
1.4.Лексический минимум для средней школы…………………………….
2.Анализ учебника 10-11 класса (на степень представленности в нём упражнений по предъявлению и закреплению лексики)………………….
2.1. Новое в обучении лексическому аспекту языка……………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….
Список
источников примеров…………………………………………………..
Тема данной дипломной работы – «Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку». Эта работа написана в русле такой науки как методика преподавания иностранных языков.
Основная цель данного исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту немецкого языка.
Цель обусловила следующие основные задачи дипломной работы:
Актуальность данной дипломной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, а лексика, как известно, это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.
До недавнего времени лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, затем синтаксис. Что касается лексики, то и здесь главное внимание уделялось только словообразованию. Проблема соотношения лексики, грамматики и фонетики при обучении языку очень важна. До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от неё. Одним из главных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений. Вопросам обучения лексике уделяется довольно большое внимание.
(Миролюбова А.А. 1967:105)
Материалом для написания дипломной работы мне послужили труды Бим И.Л., Миролюбовой А.А., Пассова Е.И., Бермана И.М., Шатилова С.Ф. и журнал «Иностранные языки в школе».
Теоретическая
значимость работы заключается в
определении специфики
Практическая же значимость состоит в том, что мною были проанализированы упражнения по обучению лексике, чтобы затем можно было бы практически применить их на занятиях немецкого языка в школе.
Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». По образному выражению Л.В. Щербы, лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда).
Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:
1)слова;
2)устойчивые словосочетания;
Лексические единицы обладают своей спецификой и можно выделить 4 особенности лексических единиц:
Следует
сказать, что обучать лексике
– значит обучать слову. «Слово
– это «кирпичик» при строительстве
здания, где здание – язык, а строительство
– изучение.»
А что значит овладеть словом? Это значит овладеть его значением, формой и употреблением, словообразованием, словоизменением. Графически это можно представить так:
Слово = значение + форма (звуковая,графическая) + употребление (словоизменение, словосочетание)
Из вышесказанного следует сделать вывод, что обучая лексике, мы обучаем языку. А обучение языку – главная задача методики преподавания иностранного языка.
Данная
дипломная работа состоит из введения,
теоретической и практической частей,
заключения и библиографии.
1. Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку.
1.1 Работа над лексикой.
Для лучшего запоминания слов можно пользоваться рифмовками, песнями, содержащими новые слова. Следует также мобилизовать специальные приемы запоминания слов, как-то: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-либо знакомый мотив. Такие приемы успешно используются преподавателями интенсивных методов.
Вторую категорию тренировочных лексических упражнений составляют упражнения в построении сочетаний. Для развития речи построение сочетаний — важнейший промежуточный шаг, в «языке нет одиноких слов» (Н. И. Жинкин). Характер сочетаний определяется в каждом отдельном случае образом будущего высказывания учащихся. Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами.
Приведем конкретные виды упражнений в построении сочетаний:
— Какие глаголы можно употребить с немецкими словами: die Note, der Vortrag, der Abschied.
— Соотнесите слова в колонках, чтобы получились Трудности усвоения лексики возникают во время работы над ней.
Работа над лексикой идёт в три этапа:
I Предъявление нового материала
Есть несколько способов предъявления нового материала.
1.Рассказ с элементами беседы.
С новыми
словами учитель составляет рассказ
(образцы таких рассказов
Первичное закрепление слов с помощью вопросов:
а) имитативный (вопрос, в котором есть все слова для ответа).
z.B. Ist das ein Tisch?
b) альтернативный (из двух выбрать один вариант).
z.B. Ist der Tisch gross oder klein?
c) вопрос, в котором новое слово встречается в окружении ранее пройденных слов
c) репродуктивный (на проверку запоминания)
В вопросе нет слов для ответа.
z.B. Was ist das? Wohin gehen Sie?
Учитель дальше повторяет предложение, на котором остановился, продолжает рассказ до следующего нового слова.
По окончании рассказа подводится итог работы, с какими новыми словами учащиеся познакомились, и что слова обозначают.
2.Предъявление новой лексики в беседе.
Для этого учитель заранее составляет основные вопросы к беседе.
У беседы должны быть начало, вступительные слова, вопросы к ученикам.
По ходу беседы предъявляются новые слова, закрепляются с помощью вопросов.
3. Предъявление новой лексики в отдельных ситуациях.
Если новые слова трудно соединить в один рассказ, то учитель составляет несколько небольших рассказов, включая в каждый по три четыре новых слова. В ходе рассказа раскрывают только значения новых слов, закрепление слов в упражнениях происходит после окончания рассказов.
Информация о работе Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку