Проблема перевода терминов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

Термин (включая научно-технические термины и термины организационно-распорядительной документации) - это единица какого-либо конкретного естественного или искусственного языка (слово, словосочетание, аббревиатура, символ, сочетание слова и букв-символов, сочетание слова и цифр-символов), обладающая в результате стихийно сложившейся или особой сознательной коллективной договоренности специальным терминологическим значением, которое может быть выражено либо в словесной форме, либо в том или ином формализованном виде и достаточно точно и полно отражает основные, существенные на данном уровне развития науки и техники признаки соответствующего понятия.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     Являясь результатом длительного исторического взаимодействия языков, заимствование как процесс и заимствование как результат этого процесса представляют собой значительный интерес для истории языка, в рамках которой получают детальное освещение не только причины заимствований, но и их языки-источники. Примечательны также пути, формы и типы заимствований, а также преобразования, которые претерпевает заимствованное слово в новой для него языковой среде. Заимствования интересны, прежде всего, тем, какое влияние они оказывают на системное устройство лексики конкретного языка, а также своим особым, в случае сохранения ряда генетических характеристик, статусом в заимствовавшем их языке.

     Это влияние наиболее очевидно тогда, когда  в процесс заимствования втягиваются  не только отдельные единицы, но целые группы слов, между которыми в языке-источнике существовали определённые отношения.

     Значительное  число заимствований английского  оказываются в языке-источнике  генетически производными и характеризуются  структурно-семантической зависимостью и выводимостью. При условии заимствования обоих членов таких словообразовательных пар деривационные отношения между ними сохраняются и в заимствующем их языке. Например:

     gloss - глосса, заметка на полях, толкование; glossary - глоссарий, словарь; dynasty - династия, dynastic - династический и т.д.

     При групповом характере заимствований  в английском языке имеет место  не только пополнение подсистемы простых  и производных слов. Возникает  значительное число морфологически членимых единиц, чья комплексность хорошо ощущается носителями английского языка. В итоге происходит формирование новых словообразовательных моделей. Таким образом, существенно расширяются как сам состав морфем английского языка, так и его словообразовательные (деривационные) возможности.

     Особо интересна жизнь заимствованных слов в новом для них языке. Многие заимствования под влиянием системы, в которую они вошли, претерпевают значительные фонетические, грамматические и даже семантические  изменения, приспосабливаясь, соответственно, к фонетическим, грамматическим и семантическим законам данной системы.

     Процесс ассимиляции может быть настолько  глубоким, что иноязычное происхождение  таких слов не ощущается носителями английского языка и обнаруживается лишь с помощью этимологического анализа. Это наиболее верно, например, для скандинавских и ранних латинских заимствований типа get - получать, skill - умение и другие. В отличие от полностью ассимилировавшихся и усвоенных заимствований частично ассимилировавшиеся иноязычные единицы сохраняют следы своего иностранного происхождения в виде фонетических, (garage, chаise-longue), грамматических (singular - datum) и семантических особенностей (taiga, kopeck, rouble и другие заимствования из русского языка, обозначающие чуждые англичанам реалии и понятия). C целью адекватного их описания в толковых словарях английского языка лексикографами широко используется энциклопедическая информация, сообщающая о местах распространения, формах существования, способах применения обозначаемых объектов и явлений. Так, при толковании слова taiga наряду с указанием родовой характеристики и дифференциальных признаков, позволяющих увидеть специфику и отличие данной реалии от наиболее близких и известных носителям английского языка реалий, даются указания климатической зоны, географического ареала: taiga - swampy coniferous forest of Siberia, beginning where the tundra ends.

     Описание  заимствованных названий денежных единиц типа rouble также предполагает указание как на то, что это денежная единица, занимающая определенное место в общей системе денежных единиц, так и на страну, в которой она находится в обращении: rouble - see money table: 100 kopecks, Russia.

     Переводчика прежде всего интересуют новые заимствования и даже заимствования индивидуального характера. Следует отметить, что зачастую заимствования входят в язык через перевод, среди них фигурируют семантические заимствования, или «ложные друзья переводчика», которых следует особенно опасаться.

     Калькирование

     Калькирование является заимствованием особого рода: мы заимствуем из иностранного языка  ту или иную синтагму и буквально  переводим элементы, которые ее составляют. Мы получаем таким образом либо калькирование  выражения, причем используем синтаксические структуры языка перевода, привнося в него новые экспрессивные элементы, либо калькирование структуры, причем привносим в язык новые конструкции. Например, слово «superpower» переводится, при использовании метода калькирования, как «сверхдержава».

     Выделяют  два вида калек слов: словообразовательные и семантические.

     Словообразовательные  кальки — это слова, полученные «поморфемным»  переводом иностранного слова на русский язык. Калька обычно не ощущается  как заимствованное слово, так как  составлена из исконно русских морфем. Поэтому реальное происхождение таких слов зачастую оказывается неожиданным для человека, впервые его узнающего. Так, например, слово «насекомое» — это калька с латинского insectum (in- — на-, sectum — секомое).

     Среди других словообразовательных калек можно отметить такие слова, как летописец, живопись (с греческого); водород, наречие (с латинского); небоскрёб (англ. skyscraper).

     Калькирование также бывает частичное: в слове  трудоголик (англ. workaholic) калькирована только первая часть слова.

     Семантические кальки — это русские слова, которые  получили новые значения под влиянием соответствующих слов другого языка  в результате буквализма при переводе. Например: basic earnings per share - базовый доход на одну акцию.

     Так же как и в отношении заимствований, существуют старые устойчивые кальки, которые можно лишь упомянуть мимоходом, поскольку они, как и заимствования, могут претерпевать семантическую эволюцию, становясь «ложными друзьями». Например: accurate - это не аккуратный (neat), а точный, правильный, mark - это вовсе не марка (stamp), а метка, пометка или знак.

     Дословный перевод

     Дословный перевод, или перевод «слово в  слово», обозначает переход от исходного  языка к языку перевода, который  приводит к созданию правильного  и идиоматического текста, а переводчик при этом следит только за соблюдением обязательных норм языка, например:

     The Sharer shall not be liable for the Company's obligations and shall take the risks for the losses caused by the Company's activity - Участник общества не отвечает по обязательствам Компании и несет риск убытков, вызванных ее деятельностью.

     В принципе дословный перевод - это единственное обратимое и полное решение вопроса. Тому очень много примеров в переводах, осуществленных с языков, входящих в одну и ту же семью, и в особенности между языками, входящими в одну и ту же культурную орбиту. Если и можно констатировать наличие случаев дословного перевода на английский, так это потому, что существуют металингвистические понятия, которые могут также отражать факты совместного существования, периоды билингвизма и сознательного или бессознательного подражания, которое связано с политическим или интеллектуальным престижем. Это можно объяснить также своеобразной конвергенцией мыслей, а иногда и структур, которую можно наблюдать среди языков Европы (ср., например, образование определенного артикля, сходство концепций культуры и цивилизации и т. д.), что вызвало в жизни появление некоторых интересных статей, принадлежащих перу сторонников «General Semantics» («Общей семантики»).

     До  дословного перевода можно было осуществлять процесс перевода, не прибегая к  специально стилистическим приемам. Если бы это было всегда так, то настоящая  работа не должна была бы появиться  на свет, а перевод, сведенный к  простому переходу «исходный язык - язык перевода» не представлял бы никакого интереса. Решения, предложенные группой Массачусетского технологического института, сводящиеся к тому, что перевод следует поручить электронным вычислительным машинам, которые могут осуществлять его на научных текстах, покоится в большей мере на существовании в данных текстах параллельных сегментов, соответствующих параллельным идеям, которые, как и следовало ожидать, выявляются во многих случаях в научном языке. Но если, действуя в соответствии со способом № 3, переводчик признает дословный перевод неприемлемым, то необходимо прибегнуть к косвенному (непрямому) переводу. Под неприемлемостью имеется в виду, что сообщение, которое переведено дословно:

     (а)  дает другой смысл;

     (б)  не имеет смысла;

     (в)  невозможно по структурным соображениям;

     (г)  не соответствует ничему в  металингвистике языка перевода;

     (д)  соответствует чему-то, но не на  том же стилистическом уровне  языка.

     Эквивалентность сообщений основывается, в конечном счете, на идентичности ситуаций, которая одна позволяет утверждать, что язык перевода содержит некоторые характеристики действительности, которых в исходном языке нет.

     Разумеется, если бы мы располагали словарями  означаемых слов, то достаточно было бы найти наш перевод в статье, соответствующей ситуации, идентифицируемой сообщением на исходном языке. Поскольку в действительности таких словарей нет, то мы исходим из слов или из единиц перевода, которые мы должны подвергнуть специальным процедурам для того, чтобы прийти к желаемому сообщению. Поскольку смысл слова является функцией его места в высказывании, то иногда возникает необходимость такой перестройки, которая оказывается слишком удаленной от исходного пункта, и ни один словарь не может этого учесть. Поскольку существует бесконечное количество комбинаций между означающими, нетрудно понять, почему переводчик не может найти в словарях готовых решений своих проблем. Только он один полностью владеет смыслом сообщения в целом, для того чтобы, руководствуясь им, произвести необходимый выбор, и только само сообщение, отражающее ситуацию, позволяет, в конечном счете, высказать окончательное суждение о параллельности двух текстов.

     Транспозиция

     Мы  называем так способ, который состоит  в замене одной части речи другой частью речи без изменения смысла всего сообщения. Этот способ может применяться как в пределах одного языка, так, в частности, и при переводе.

     В области  перевода мы должны будем различать  два вида транспозиции:

     (1) обязательную  транспозицию и (2) факультативную  транспозицию. Например: выражение «As soon as prices slump» должно быть не только переведено дословно, но и обязательно транспонировано в «Как только цены резко упадут», поскольку в данном случае в английском языке имеется лишь основная структура. В обратном направлении у нас будет выбор между калькой и транспозицией, потому что в русском языке имеются оба оборота.

     С другой стороны, две эквивалентные фразы  «после того, как товар вернется»  и «after goods come back» могут быть легко  переведены с помощью транспозиции: after goods' return - после возвращения товара.

     Основной  и транспонированный обороты  не обязательно эксивалентны со стилистической точки зрения. Переводчик должен пользоваться способом транспозиции, если получаемый оборот лучше вписывается во всю  фразу или позволяет восстановить стилистические нюансы. Следует отметить, что транспонированный оборот обычно имеет более литературный характер. Особо частным случаем транспозиции является «перекрещивание».

     Модуляция

     Модуляция представляет собой варьирование сообщения, чего можно достичь, изменив угол или точку зрения. К этому способу можно прибегнуть, когда видно, что дословный или даже транспонированный перевод приводит в результате к высказыванию грамматически правильному, но противоречащему духу языка перевода.

     Так же как и при транспозиции, мы различаем свободную или факультативную модуляцию и модуляцию устойчивую или обязательную. Классическим примером обязательной модуляции является фраза: The time when..., которая в обязательном порядке должна переводиться как «время, когда…»; с другой стороны, модуляция, которая представляет в положительной форме то, что исходный язык представляет в форме отрицательной, является чаще всего факультативной, хотя здесь существуют несомненные предпочтения у каждого языка: It is not difficult to show... - Не трудно показать, что...

     Разница между устойчивой и свободной  модуляцией - это по существу вопрос степени. Когда мы имеем дело с  устойчивой модуляцией, высокая частотность  употребления, полное принятие узусом, закрепленность в словарях (или в  грамматике) приводит к тому, что любой человек, прекрасно владеющий двумя языками, не колеблется перед необходимостью выбора данного способа. Например: We don't blame them. - Мы их понимаем. (Причина заменена следствием: мы их не виним потому, что мы их понимаем).

     При свободной модуляции устойчивая фиксация отсутствует, и процесс  каждый раз происходит заново. Отметим, однако, что отсюда не следует, что  такая модуляция является факультативной; она должна привести при правильном применении к идеальному решению  для языка перевода в соответствии с ситуацией, предложенной исходным языком. В качестве сравнения можно было бы сказать, что свободная модуляция приводит к такому решению, которое заставляет читателя воскликнуть: «Да, именно так это нужно выразить»; следовательно, свободная модуляция направлена на единственное решение. Это единственное решение покоится на привычном образе мышления, которое обязательно, а не факультативно.

     Итак, можно заметить, что между устойчивой и свободной модуляцией имеется  только разница в степени и что свободная модуляция может в любой момент стать устойчивой, как только она получит высокую степень частотности или будет представлена в качестве единственного решения (это делается обычно на основе анализа двуязычных текстов в результате дискуссии на двуязычной конференции, или исходя из известных переводов, которые имеют высокий литературный престиж).

Информация о работе Проблема перевода терминов