Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:53, лекция
Предметом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.
Разделы языкознания. В языкознании как науке выделяют следующие разделы:
Общее Я. – этот раздел изучает присущие всем языкам общие свойства.
Частное Я. имеет несколько подразделов:
Предмет
и разделы языкознания.
Место языкознания
в системе наук.
Значение науки о
языке.
Предметом языкознания является
язык во всем объеме его свойств и функций,
его строение, функционирование и историческое
развитие.
Разделы языкознания. В языкознании как науке выделяют следующие разделы:
Общее Я.
– этот раздел изучает присущие всем языкам
общие свойства.
Частное Я. имеет несколько подразделов:
изучение свойств, которые характерны для языка какого-то народа отдельного народа; изучающие языковые свойства целой языковой группы (славистика, романистика и т.д.); изучение языков группы народов, которые проживают на какой-то общей территории (при этом это могут быть как родственные языки, так и языки народов, принадлежащих к разным языковым группам).
Теоретическое
и
Прикладное (практическое) Я. , в котором
выделяют вычислительную лингвистику,
лексикографию, методику обучения языкам
и логопедию.
Место языкознания в системе наук. СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Науки:
Связь языкознания с другими науками
Язык
связан со всей совокупностью чувственного
и мыслительного поведения
Языкознание и история
Языкознание связано
с историей, поскольку история
языка является частью истории народа.
Исторические данные обеспечивают историческое
рассмотрение изменений языка. Данные
языкознания являются одним из источников
при изучении таких исторических вопросов,
как происхождение народа, развитие культуры
народа на разных этапах истории, контакты
между народами.
Языкознание
и психология
Языкознание связано также с психологией.
Психологическое направление в языкознании
изучает мыслительные и прочие психологические
процессы и их отражение в речи, в категориях
языка.
Языкознание и физиология
Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» – это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.
Языкознание и антропология
Антропология- наука
о происхождении человека и человеческих
рас, об изменчивости строения человека
во времени и пространстве. В данном
случае языкознание связано с антропологией
при изучении вопроса о происхождении
речи.
Языкознание и философия
Философия способствует
выработке принципов и методов
анализа в языкознании.
Языкознание и семиотика
Так как язык является
знаковой системой, то он тесно связан
с семиотикой – наукой об общей теории
знаков. Семиотика призвана исследовать
любые знаковые системы как средства обозначения
и передачи значения. Семиотика изучает
все знаковые системы: как простейшие
типа кодов (телеграфный код, приемы морской
и воздушной сигнализации), так и более
сложные (сигнализация животных, различные
приемы письменности и шифров, знаковая
природа географических карт, чертежей,
а также пальцевая техника глухонемых)
и, наконец, знаковую систему языка.
Языкознание и социология
Социология
– это наука о строении общества,
его функционировании, эволюции и
развитии. Языкознание связано с
социологией при решении
Языкознание и логика
Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.
Значение
науки о языке1)
Это самая главная наука из всех. Всё, что
ни есть на свете, передаётся только с
помощью языка. Все остальные науки передаются
с помощью языка.
2) Язык – неотъемлемая часть общественной
жизни. Вся жизнь человечества на всём
Земном шаре со всеми её процессами протекает
только с помощью языка. Если бы все люди
вдруг в один момент забыли язык, то человечество
тут же бы и погибло. Без языка люди бы
не смогли пользоваться техникой, общаться
между собой, просто думать.
3) Взаимосвязь языка и сознания. Есть 2
мнения:
– человеческая мысль может обходиться
без языка,
– человеческая мысль может оформляться
только с помощью языка.
Есть доводы и в пользу одной версии и
в пользу другой, но 2-я, как кажется, намного
предпочтительнее. Люди мыслят на языке,
а не просто так!
4) Язык способствует распространению
информации во всех видах: культурной,
технической и т.д. Ну, это легко расскажешь…
5) Язык – это система сигналов. С этого
можно начать весь ответ. Эти сигналы передаются
с помощью звуков, а также с помощью знаков,
которые изображают слова человеческой
речи (письменность).
Есть другие системы сигналов: жесты; сама
возникшая ситуация, когда по ней видно
и понятно, что произошло; есть племена,
у которых существуют язык жестов (индейцы
Северной Америки), язык свиста, язык барабанного
боя (Африка), но все эти языки не могут
заменить голосового человеческого языка.
6) Наука о языке многим рассматривается
как вспомогательная наука для постижения
человеческой истории (расскажешь сама
о письменностях, старинных надписях и
книгах…) Главное так: языкознание стоит
в этом случае на службе у истории.
7) В 60-е годы в СССР и США проводились активные
исследования по созданию языка, который
был бы понятен машинам. Это была потрясающая
история. Американцы выкрали у нас материалы,
мы закрыли эту тему, а они теперь впереди
планеты всей. Я даже об этом писал у себя,
но не много. Тогда же создавался язык
для встречи с инопланетянами, но потом
эти разработки свернули.