Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа
Целью курсовой работы стало изучение особенностей концепта «культура» в языковом сознании русских и американцев.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить литературу по исследуемой проблеме;
2. рассмотреть понятие «концепт» в современной лингвистике;
3. определить структуру концепта;
4. рассмотреть классификацию концептов;
5. рассмотреть понятие «культура»;
Введение.
В настоящее время
современная лингвистическая
Исследованием концептов занимались такие отечественные и зарубежные ученые как В.Н.Телии, Н.Д.Арутюновой, А.Вежбицкой, Н.А.Красавского, С.Г.Воркачева и другие.
Сегодня в лингвистике рассматривается широкий круг концептов. Однако исследование концепта "культура" является интересным и актуальным в силу того, что позволяет обратиться к национально- и культурноспецифичным аспектам картины мира определённого народа, отражаемым языком.
Объектом исследования является концепт «культура» как компонент языкового сознания русских и американцев. Предмет исследования — сущностные характеристики лингвокультурного концепта, его понятийная, ценностная и образная составляющие.
Целью курсовой работы стало изучение особенностей концепта «культура» в языковом сознании русских и американцев.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить
литературу по исследуемой
2. рассмотреть
понятие «концепт» в
3. определить структуру концепта;
4. рассмотреть классификацию концептов;
5. рассмотреть понятие «культура»;
Практическая
значимость исследования состоит в том,
что данные, полученные в ходе анализа
концепта «культура» , могут быть использованы
при изучении американской культуры и
менталитета.
Глава 1. Концепт
как объект лингвистического исследования
1.1. Понятие
концепт
Термин «концепт» широко применяется в различных научных дисциплинах, что приводит к его множественному пониманию. Часто «концепт» употребляется в качестве синонима «понятия», хотя термин «понятие» употребляется в логике и философии, а «концепт», являясь термином математической логики, закрепился также в науке о культуре, в культурологии.
Необходимо
отметить, что в лингвистике существует
множество разнообразных
По мнению Ю.С. Степанова, концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. С другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее [6, 40].
Е. С. Кубрякова предлагает такое определение концепта: «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке»[3].
В.И. Карасик характеризует концепт как многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются образно-перцептивная, понятийная и ценностная стороны [2,15].
С. Г. Воркачев определяет концепт как операционную единицу мысли, как единицу коллективного знания (отправляющую к высшим духовным сущностям), имеющую языковое выражение и отмеченное этнокультурной спецификой. [1, 66]
М.В. Пименова дала такое определение концепта: «Концепт- это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира. В структуре концепта отображаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры. Полное описание того или иного концепта, значимого для определенной культуры, возможно только при исследовании наиболее полного набора средств его выражения» [3]
Таким образом, каждый ученый выделяет какие-то свои сущностные черты термина «концепт». Однако во всех определениях можно выявить следующие общие черты: во-первых, концепт неразрывно связан с культурой; во-вторых, он является элементом человеческого сознания; в-третьих, концепт зависит от опыта человека и его знаний о мире.
С
нашей точки зрения концепт -
это ментальное образование, являющееся
объемной в смысловом отношении
единицей, представляющее собой результат
познавательной деятельности личности
и общества и отражающая культуру народа.
1.2. Структура
концепта
С самого начала исследователям стала очевидна неоднородность структуры концепта. Высказывались различные мнения об основных компонентах концепта.
Ю. С. Степанов вычленяет в концепте обиходную, общеизвестную сущность, сущность, известную отдельным носителям языка, и историческую, этимологическую информацию.
Г. Г. Слышкин вычленяет в структуре концепта четыре зоны - основные (интразону, экстразону) и дополнительные - квазизону и квазиэкстразону. Интразона - это признаки концепта, отражающие собственные признаки денотата, в экстразону входят признаки, извлекаемые из переносных значений. Квазиинтразона и квазиэкстразона связаны с формальными ассоциациями, возникающими в результате созвучия имени концепта с другим словом.
С. Г. Воркачев выделяет в концепте понятийную составляющую (признаковая и дефиниционная структура), образную составляющую (когнитивные метафоры, поддерживающие концепт в сознании) и значимостную составляющую - этимологические, ассоциативные характеристики концепта, определяющие его место в лексико-грамматической системе языка .
В.
И. Карасик различает в структуре
концепта образно-перецептивный
Таким образом, мы видим что исследователи выделяют в структуре концепта образ, информационно-понятийный компонент и некоторые дополнительные признаки.
Образный компонент в структуре концепта состоит из двух составляющих - перцептивного образа и когнитивного (метафорического) образа, в одинаковой мере отражающих образные характеристики концептуализируемого предмета или явления.
Перцептивный образ включает зрительные, тактильные, вкусовые, звуковые и обонятельные образы.
Когнитивный образ это
Информационное содержание концепта включает минимум когнитивных признаков, определяющих основные, наиболее важные отличительные черты концептуализируемого предмета или явления.
Это признаки, наиболее существенные для самого предмета или его использования, характеризующие его важнейшие дифференциальные черты, обязательные составные части, основную функцию.
Информационных когнитивных признаков обычно немного, это дефиниционный минимум признаков, определяющих сущность концепта. Информационное содержание многих концептов близко к содержанию словарной дефиниции ключевого слова концепта (если оно есть), но в него входят только дифференцирующие денотат концепта признаки и исключаются случайные, необязательные, оценочные. [ 2]
Интерпретационное поле неоднородно, однако в нем выделяют несколько зон:
«1. Оценочная зона - объединяет когнитивные признаки, выражающие общую оценку (хороший/плохой), эстетическую (красивый/некрасивый), эмоциональную (приятный/неприятный), интеллектуальную (умный/ глупый), нравственную (добрый/злой, законный/незаконный, справедливый/несправедливый и под.);
2. энциклопедическая зона - объединяет когнитивные признаки, характеризующие признаки концепта, требующие знакомства с ними на базе опыта, обучения, взаимодействия с денотатом концепта и т. д.
3. утилитарная
зона - объединяет когнитивные
4. регулятивная
зона - объединяет когнитивные
5. социально-культурная
зона - объединяет когнитивные
6. паремиологическая
зона - совокупность когнитивных
признаков концепта, объективируемых
пословицами, поговорками и
1.3. Классификация
концептов.
Поиски
определения концепта были тесно
связаны с проблемой
На сегодняшний день классификация концептов находится в стадии разработки, а в исследованиях встречаются многочисленные классификации концептов по различным основаниям.
Известные классификации условно можно разделить на несколько групп:
1. Семантические классификации. Данные классификации рассматривают концепты с позиции сферы их употребления, делая акцент на смысловом значении (Д.С. Лихачев, А.Я. Гуревич)
2. Классификации концептов на основе их выражения и функционирования в языке. В эту группу можно отнесли типологии концептов, данные Е.В. Образцовой, А.П. Бабушкиным, Н.Н. Болдыревым, и др.).
Большую известность получила классификация лингвокультурных концептов А.П. Бабушкина, базирующаяся на семантико-структурном основании. В данном случае концепты подразделяются на лексические и фразеологические.
Среди лексических концептов выделены следующие типы:
калейдоскопические концепты «представляют концепты абстрактных имен социальной направленности (долг, порядочность, совесть).
Н. Н. Болдырев разграничивает конкретно-чувственные образы, представления, схемы, понятия, прототипы, пропозиции, фреймы, сценарии или скрипты, гештальты. С. Г. Воркачев выделяет концепты высшего уровня (долг, счастье, любовь, совесть) и обычные концепты.
Для нашего исследования определенный интерес представляет также концепция Ю.С. Степанова, который выделяет три «слоя» концепта:
Информация о работе Понятие кльтура в жизни русских и американцев