Первые фонетические системы письма и их алфавиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение истории возникновения алфавитного письма, так как этот вопрос и сейчас остаётся актуальным. До сих пор существует ряд спорных вопросов в истории возникновения разных типов письменности, ведь возможно существование пока ещё не открытых прототипов разных письменностей, хотя по большой части эта область хорошо изучена. Очень большое значение имеет процесс дешифровки древних текстов, который стоял на пути открытия и изучения новых типов письма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. История возникновения фонетического алфавита –
основные типы письменности, предшествовавшие алфавитному
письму……………………………………………………………………..6
1. Определение понятий «письма» и «письменности»;
алфавит; письменные знаки……………………………………….6
2. Пиктография…………………………………………………..7
3. Идеографическое письмо…………………………………….8
1. 4. Слоговое письмо………………………………………………11
ГЛАВА 2. Первые фонетические системы письма и их
алфавиты......………………………………………………………………13
1. Эволюция алфавитного письма……………………………...13
2. 1. 1. Греческое письмо………………………………………..14
2. 2. Самые распространенные современные алфавитные
системы письма…………………………………………………….15
2. 2. 1. Латиница………………………………………………..15
2. 2. 2. Славянская письменность……………………………..16
2. 3. Идеальный алфавит…………………………………………...16
ВЫВОДЫ…………………………………

Работа содержит 1 файл

Алфавитное письмо.doc

— 502.00 Кб (Скачать)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Стр. 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4

     ГЛАВА 1. История возникновения фонетического алфавита –

       основные типы письменности, предшествовавшие  алфавитному

     письму……………………………………………………………………..6

    1. 1. Определение понятий «письма»  и «письменности»;

       алфавит; письменные знаки……………………………………….6

    1. 2. Пиктография…………………………………………………..7
    2. 3. Идеографическое письмо…………………………………….8

      1. 4. Слоговое  письмо………………………………………………11

     ГЛАВА 2. Первые фонетические системы письма и их

     алфавиты......………………………………………………………………13

    1. 1. Эволюция алфавитного письма……………………………...13

      2. 1. 1. Греческое  письмо………………………………………..14

                   2. 2. Самые распространенные современные алфавитные

                     системы письма…………………………………………………….15

                           2. 2. 1. Латиница………………………………………………..15

                           2. 2. 2. Славянская письменность……………………………..16

                    2. 3. Идеальный алфавит…………………………………………...16

     ВЫВОДЫ…………………………………………………………..............18

     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………21

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………28 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Алфавитом мы называем систему письменных знаков, с помощью которых можно передавать звуковой облик слова, обозначая  отдельные его звуковые элементы. Современный человек знакомится со знаками алфавита, буквами с самого детства и не представляет, какой огромный путь проделало человечество для того, чтобы создать такую систему письма, где  с помощью ограниченного небольшого числа знаков можно написать любой, даже самый сложный текст. Развитие письма проходило в несколько этапов. На первом этапе человек сделал попытку с помощью графических знаков и рисунков передавать разную информацию. На следующем этапе с помощью графических изображений шифровалась звучащая речь. На заключительном этапе удалось расчленить звучащую речь на элементы, различающие слова и слоги, и, следовательно, разработать алфавит. Дальнейшая эволюция привела к повсеместному распространению грамотности, создала все условия для превращения письма из посредника, кода звуковой речи, в настоящую коммуникативную систему, ведь для образованного человека графический облик слова имеет то же значение, что и звуковой.  Первым алфавитом считается греческий, который был создан на рубеже 2 – 1 тысячелетий до н. э. Древние греки заимствовали финикийский слоговый алфавит, состоявший из 22 знаков, существенным образом дополнили и преобразовали его соответственно особенностям звуковой и грамматической структуры своего родного языка, который относился к индоевропейской языковой семье. [6, 5].

     Целью этой работы является изучение истории возникновения алфавитного письма, так как этот вопрос и сейчас остаётся актуальным. До сих пор существует ряд спорных вопросов в истории возникновения разных типов письменности, ведь возможно существование пока ещё не открытых прототипов разных письменностей, хотя по большой части эта область хорошо изучена. Очень большое значение имеет процесс дешифровки древних текстов, который стоял на пути открытия и изучения новых типов письма. [12].

       Важно заметить, что алфавитное  письмо не просто появляется, а развивается из других типов письма. Сначала существовало протописьмо; затем следует письменный этап в истории развития письменности. На смену пиктографии приходит идеографическое письмо, которое сменяют словесно-слоговые и слоговые системы, тем самым, подготавливая основу для разработки первого фонетического алфавита. Затем алфавит проходит стадию многочисленных преобразований, чтобы теперь нести задачу материализации многих языков мира, таким образом отображать весь окружающий человека мир в его же представлении. [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. История возникновения  фонетического алфавита – основные типы письменности, предшествовавшие алфавитному письму 
 

     Письмо является вторым по важности, после звукового языка, средством общения людей. Оно возникло значительно позже языка в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни и появившейся потребностью как-то фиксировать информацию для сохранения ее во времени и для передачи на расстояние.  [8, 13].

     Предшественниками письма были знаки, не связанные с языком и выполнявшие чисто мнемонические функции, т. е. служившие средством напоминания о тех или иных-фактах (событиях, количестве каких-либо предметов и т. п.) совершенно независимо от языковой формы воплощения соответствующей информации. Но постепенно такое «протописьмо» превращалось в письмо: оно все теснее связывалось с языком, начинало все полнее и точнее передавать языковое сообщение, и притом не только его содержание, но и его внешнюю (звуковую) форму. Со временем письмо начинает оказывать влияние на язык, а это становится особенно важным и влияет на распространение грамотности. [8]. 

    1. 1. Определение «понятий»  письма и «письменности»; алфавит; письменные  знаки 

     Аналогично  тому, как мы различаем язык и  речь, так, говоря о письме, мы должны различать, с одной стороны, систему письма (инвентарь начертательных знаков и правила их функционирования), а с другой — конкретные акты использования этих знаков и возникающие при этом письменные тексты. [4].

     Исследователи письменного языка различают термины «письмо» и «письменность». Под письменностью понимают в первую очередь совокупность письменных памятников, текстов какого-либо языка. А  письмо (графика) – это средство коммуникации, знаковая система фиксации речи, которая с помощью графических знаков позволяет осуществить коммуникацию, а расстоянии и во времени. Однако графикой также называют совокупность начертательных средств того или иного языка, буквы, графемы, знаки препинания. [7].

     Также в письме ещё выделяют алфавит и орфографию (помимо графики).

     Алфавит - (от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета, новогреч. - вита) совокупность букв, слоговых знаков и других графем данной системы письма, расположенных в определённом порядке. А графемой в свою очередь называют  минимальный знак письменной системы языка, обозначающий ту или иную единицу языка – фонему, морфему, слово. [10, 7].

     В зависимости от того, какого рода языковая единица обозначается письменным знаком, различают два вида письма — фонографию, т. е. «запись звуков», и идеографию, т. е. «запись идей», и соответственно два главных типа графем — фонограммы и идеограммы. [8].

       Рассмотренные выше типы письменных  знаков не только сосуществуют  в разных системах письма в  той или иной пропорции, но  и выстраиваются в определенную стадиально-историческую последовательность. 

  1. 2. Пиктография
 

     Начертательное письмо зарождается как пиктография, т.е. письмо рисунками. Образцы пиктографического письма обнаружены как археологами, так и этнографами. [9].

     В пиктографии обозначающим служит схематический рисунок человека, лодки, животных и т. п.; конечно, и историк искусства, и этнограф заинтересованы в изучении таких рисунков. Так как искусство и письмо в этих случаях нерасчленимы, однако, для функции письма художественные достоинства рисунков несущественны, важна схожесть с объектом и опознаваемость темы, т. е. система передачи информации графическими знаками. Примером такой пиктограммы может служить «дневник» эскимоса – охотника (см. приложение 1 на стр. 21). Следует заметить, что все пиктограммы с точки зрения формы можно разделить на два основных класса: иконические и символические. Для первых характерно изображение, приближенное к рисунку, в то время как вторые характеризуются упрощённостью, схематичностью.[9,8]. 

       Важно знать, что, по мнению  некоторых ученых, пиктография не связана с алфавитом, т. е. набором определенных знаков, и тем самым не связана с обучением чтению и письму, так как нужные для передачи вещи и ситуации надо только похоже изобразить, и в тоже время несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племен. [8].

     Некоторые исследователи связывают типы пиктограмм с другим вспомогательным средством  общения людей – с жестами  и их типами, что, безусловно, могло иметь место и требует продолжения исследования.

     Заметим, что пиктография до сих пор  широко используется в современном  мире (например, в вывесках магазинов, в рекламе и т. п.) благодаря  тому, что она доступна и понятна  практически всем людям.  

     1. 3. Идеографическое письмо 

     С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не может выполнять, и тогда возникает идеография, т. е. «письмо понятиями» (основным знаком которого является идеограмма, или иероглиф), когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а некоторые понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме. Также часто для обозначения этого понятия используют термины словесного или логографического письма. Хотя, логографическое письмо – это разновидность идеографического письма, но его основным знаком является логограмма (идеограмма) – письменный знак, который обозначает целое слово, основу слова или корень. [9, 2].

     Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью и не поддается рисуночному изображению (см. приложение 2 на стр. 21). Так, например, понятия «зоркость», «бодрствование» нельзя нарисовать, но можно нарисовать тот орган, через который они проявляются. Т. е. через изображение глаза. Таким образом, обозначающее на первых шагах идеографического письма остается тем же рисунком, но обозначаемое меняется: рисунок глаза как пиктограмма обозначает «глаз», а как идеограмма – «зоркость», «бодрствование», т. е. функцию данной вещи или результат ее использования. Рисунок в этих случаях выступает в переносном, а тем самым и в условном значении. Заметим, что на данном этапе развития письма одни и те же рисунки могли иметь и прямое значение, и переносное, что, в свою очередь, очень затрудняет дешифровку письменных памятников этого типа письма. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки, так называемые иероглифы (см. приложение 3, на стр. 22) – письменные знаки, имеющие вид рисунка, но обозначающие целое слово или корень.[2,11].

     Также вместе с развитием письма, проходил технический прогресс письма, изобретали и находили более подходящие материалы для письма и инструменты письма, а это привело к тому, что от камней и кусков дерева или коры перешли к надписям на специальных материалах. В Египте были придуманы свитки из папируса, клетчатки нильского тростника, в других местах – разного рода обработка кожи (пергамент) и, наконец, в Китае была изобретена бумага. Вместо насекательных по камню и царапающих по дереву орудий при новых материалах появились пишущие орудия: тушь и кисточка, которыми можно было гораздо быстрее изображать нужные знаки.

     Заметим, что иероглифическое письмо удобно тем, что посредством его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание; здесь уже возникает вопрос алфавита, так как, для того чтобы читать и писать, надо знать и иметь в распоряжении известный набор знаков и определенное для данного текста и притом очень большое количество иероглифов. [9].

     Итак, идеография – это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. [7].

     В любом виде идеографического письма имеются, конечно, и элементы звуковых знаков; поэтому для дешифровки письменности этих эпох возникает новая трудность: когда данный знак является идеограммой и когда тот же знак служит обозначением фонетического явления (слога, звука).

     Новый этап развития письма возник в странах  Ближнего Востока в связи с  целым рядом исторических событий.

     На  данном этапе развития письменности главное было в том, что надо было письмо сделать более доступным для пользующихся им, а количество таких людей все возрастало в связи с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности. [12].

     В связи с этим были разные попытки  упростить способ письма. Исходя из связи языка и письма, эти попытки могли быть разными.

     Например, в отношении к лексике. Этот путь сокращения идеографического алфавита был малопродуктивным.

     Другой  путь сокращения и упрощения идеографического письма связан с грамматикой. Так, можно корням оставить их иероглифы, а в производных формах от этих корней употреблять дополнительные иероглифы со значением аффиксов; но этот путь доступен только для тех языков, где есть членимость слова на корень и аффиксы. Однако такой метод очень в малой степени может обеспечить сокращение алфавита, так как количество корней почти безгранично, а для каждого корня нужен свой иероглиф. [9].

Информация о работе Первые фонетические системы письма и их алфавиты