Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа
Цель работы: выявить типы этнических стереотипов в английских фразеологизмах.
Задачи курсовой работы:
• Определить сущность понятия стереотип и этнический стереотип в процессе межкультурной коммуникации;
• Описать виды стереотипов, дать их характеристику;
• Определить сущность понятия и виды фразеологизма, дать их характеристику;
Введение
Глава I Теоретические основы изучения стереотипов во фразеологизмах
1.1Понятие и классификация этнического стереотипа
1.2Значение и типологические классификации фразеологических единиц
Выводы по главе I
Глава II Отражение этнических стереотипов в английском языке (на материале фразеологизмов)
Выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
Студентки 4 курса
Специальность 05030300-ин.яз.
с дополнительной специальностью
Научный руководитель:
Сочи 2011
Оглавление
Введение |
3 |
Глава I Теоретические основы изучения стереотипов во фразеологизмах |
6 |
1.1Понятие и классификация этнического стереотипа
|
6 |
1.2Значение и типологические
классификации |
16 |
Выводы по главе I |
21 |
Глава II Отражение этнических стереотипов в английском языке (на материале фразеологизмов) |
22 |
Выводы по главе II |
27 |
Заключение |
28 |
Список использованной литературы |
30 |
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена проблемой мирного сосуществования разных этнических групп, к которой обращено всё современное мировое сообщество. Сложившиеся представления одних народов о других могут оказывать значительное влияние на этнические взаимоотношения. В предотвращении этнической предубеждённости первостепенную роль играют знания об истоках стереотипов и механизмах их формирования, приобретение которых возможно с опорой на язык как на яркий иллюстративный материал в отношении становления и развития стереотипов в общественном сознании. Принадлежность к тому или иному этносу оказывает определенное воздействие на социализацию индивида – его формирование как личности в рамках некоторой национально-культурной общности. Традиционно это явление подчеркивалось, например, при сравнении каких-либо культурных образов. Известные ученые, поэты, философы говорили о таких вещах как «немецкая аккуратность», «французская галантность», «русский авось», «китайские церемонии», «африканский темперамент». В этих выражениях воплощаются распространенные национально-культурные стереотипы.
Этнические стереотипы в последнее
время привлекают внимание лингвистов
и становятся объектом лингвокультурных
исследований. Подобные стереотипы формируют
культуру и выступают в роли этнокультурных
идентификаторов. Изучением стереотипов
и этнических стереотипов в частности,
занимались ученые: Уолтер Липпман (2004),
Т.Г. Стефаненко (1999), С.Г. Тер-Минасова (2000), С.С. Фролов (http://www.i-u.ru/biblio/
Цель работы: выявить типы этнических стереотипов в английских фразеологизмах.
Гипотеза – мы полагаем, что типы этнических стереотипов будут следующими: этнические прозвища и фразеологизмы, главный компонент которого является – слово-этноним.
Задачи курсовой работы:
Объект работы – фразеологические единицы английского языка.
Предмет работы – типы этнических стереотипов во фразеологизмах английского языка.
Материалы исследования: Кунин. А.В. Англо-русский фразеологический словарь [Текст] / А.В. Кунин., стер. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1955. – 1455с.
В нашей работе используется метод исследования: описательный метод, компонентный анализ фразеологизмов, метод сплошной выборки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.
Во введении рассматривается актуальность работы, определены: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, поставлены задачи, а также указан метод исследования.
В главе I рассматриваются определения понятия «стереотип» и «этнический стереотип » различных авторов, а также подходы к его изучению.
В главе II отобраны и проанализированы виды этнического стереотипа во фразеологизмах английского языка.
В заключении представлены выводы по работе.
Список использованной литературы включает 25 наименований, 2 материала исследования.
Глава I Теоретические основы изучения стереотипов во фразеологизмах
Впервые понятие «стереотип» ввел американский психолог Уолтер Липпман (2004). Он использовал термин социальный стереотип, определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины стереотипизирования. Первая причина заключается в том, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на типичных для данной общности представлениях. Окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, а отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы сам процесс жизни в бесконечную череду проб и ошибок, подчас небезопасных.
Вторая причина
Ю. П. Платонов (http:// www. gumer.info /bibliotek _ Buks /Sociolog/ Plat/ 23.php), отмечает, что стереотипы являются чувственно окрашенными образами, которые имеют ряд качеств: в статическом плане – целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане - устойчивостью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане – сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Феномен «стереотип», автор раскрывает с помощью ряда положений:
1. Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признаку) недифференцированно, грубо и пристрастно.
2. Такая категоризация
имеет внутренне присущую
3. Изменения в социальной,
политической и экономической
сферах могут обусловливать
4. Стереотипы усваиваются
очень рано и начинают
Согласно Т.Г. Стефаненко (1999), стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Как и предыдущий автор, Т.Г. Стефаненко считает, что стереотипы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта – и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.
С.С. Фролов (http://www.i-u.ru/biblio/
Х.Б. Тадтаев (http://www.i-u.ru/ biblio/ archive/ tadtaev_ etnos/02.aspx), замечает, что термин «стереотип» с древнегреческого буквально означает «стереос» – твердый и «типос» – отпечаток.
С.Г. Тер-Минасова (2000), определяет стереотип как схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие устойчивостью. Стереотип выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. По мнению автора, слова стереотип, стереотипный имеют негативную окраску и в русском, и в английском языке, так как определяются через слово шаблонный, в свою очередь определяемое как «избитый, лишенный оригинальности и выразительности». Это не вполне справедливо по отношению к слову стереотип вообще, а в контексте проблем межкультурной коммуникации – в особенности. При всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и других культурах подготавливают к столкновению с чужой культурой, ослабляют удар, снижают культурный шок.
В.Г. Крысько (2002), считает, что стереотипы возникают в силу действия двух тенденций человеческой психики:1) конкретизации –стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные и вразумительные для индивида и всех членов данной группы. 2) упрощения – суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений. Согласно автору, стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия по принципу: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим». Многие из них возникают стихийно, что обусловлено потребностью в экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, который закреплен в виде привычных представлений.
Существует несколько классификаций стереотипов. Согласно В.Н. Панферову (http://www. voppsy.ru/ issues/1982/ 82 5/82 5139. htm), стереотипы делятся на три группы: антропологические, социальные, этнонациональные. Другую классификацию предлагает А.А. Реан, (2007), автор выделяет следующие стереотипы:
1. антропологические (проявляются в том случае, если оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от ее антропологических признаков, т.е. от особенностей физического облика);
2. этнонациональные (проявляются тогда, когда психологическая оценка человека опосредована ее принадлежностью к той или иной нации, расе, этнической группе);
3. социально-статусные (заключаются в зависимости оценки личностных качеств индивида от его социального статуса);
4. социально-ролевые (проявляются в подчиненности оценки личностных качеств индивида его социальной роли, ролевым функциям);
5. экспрессивно-эстетические (определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека: чем более привлекательной кажется внешность человека, тем более позитивными личностными чертами ее наделяют);
6. вербально-поведенческие (связанные с зависимостью оценки личности от внешних особенностей - языка, мимики, пантомимики и др.).
Под национальным (этническим) стереотипом, В.Г. Крысько (2002), понимает схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное (иногда одностороннее или неточное, искаженное) знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе.
Автор считает, что знание
стереотипов национального
Проявляются стереотипы национального
поведения как на внутригрупповом, так
и на межгрупповом уровне. Последний определяет
само содержание этих стереотипов. В зависимости
от состояния межэтнических отношений
стереотипы национального поведения могут
приобретать позитивный или негативный
характер. Огромное влияние на формирование
и изменение стереотипов оказывают аффекты
и эмоции.