Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:42, курсовая работа
Целью работы является выявление наиболее эффективных методов и приёмов формирования лексических навыков речи на начальном этапе изучения иностранного языка. Для этого были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме;
проанализировать проблемы формирования лексических навыков речи, методы обучения лексике на иностранном языке, используемые в начальной школе;
определить условия, при которых успешно проходит процесс обучения лексике на начальном этапе изучения иностранного языка.
провести апробацию используемых методов при обучении иностранному языку.
Первый игрок говорит: Корабль пришёл в гавань и привез яблоки (или тренируется устно та структура, которую ученики должны употреблять в речи). Например, на английском языке это будет звучать следующим образом: A ship came into harbour with cargo load of (Apples). Слово «яблоко» в английском языке начинается с первой буквы алфавита.
Второй ученик проговаривает ту же фразу, но вместо слова «яблоко» называет, например, бананы: английский вариант: A ship came into a harbour with a cargo load of BANANAS. «В» – вторая буква алфавита. Игра продолжается в том же духе до последней буквы алфавита, затем можно снова начать с буквы «А».
Можно варьировать условия игры и ограничить выбор слов только фруктами и овощами, или съедобными продуктами в целом, офисными товарами, любыми другими категориями: или наоборот расширить его, допуская употребление качественных прилагательных.
Ещё одним примером лексической игры является «ассоциативные классики» – на листе рисуем классики (с младшими школьниками можно нарисовать классики на полу), каждый помечен своей категорией (например, животные). Учащиеся, бросая монетку, должны назвать как можно больше слов из этой категории за 20 секунд.
Вариантом данной игры может быть следующее: учащиеся получают набор карт с различными категориями, тасуют и раздают или тянут их по очереди.
Интересный способ лучшего запоминания лексики предлагает Ф.Ф. Миролюбов. Учащимся сообщается несколько «секретных слов», которые будут нужны им на следующем уроке. Учащиеся должны их выучить дома для того, чтобы потом пользоваться ими на уроке. Ученики любят тайны, и поэтому выучивание лексики превратится для них в увлекательное дело.
Формированию и развитию лексических навыков, в какой- то степени, способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления.
Цель орфографических игр – упражнение в написании иноязычных слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.
Например, заготавливается заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель раздает карточки учащимся. Затем называет какое-то слово, например, «chalk». Учащиеся, имеющие карточки с названными буквами должны выйти к доске и стать таким образом, чтобы получилось слово.
Можно на доске написать какое-либо слово. По возможности оно должно быть подлиннее. Например, blackboard. Учитель вызывает десять учащихся, они должны написать слова, начинающиеся с букв данного слова. Они пишут по-вертикали.
Также в качестве орфографической игры можно использовать игру под названием «Anagrams», то есть учащимся предлагаются слова, при изменении порядка букв в которых получается иное слово. Играющие получают от учителя карточку с такими словами. Играющие должны знать значение и данного слова, и нового, например:
Team – meat; act – cat; saw – was; post – stop; felt –left.
Из этого следует, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество учащихся при ознакомлении их с лексическим материалом и автоматизации лексических навыков в речи.
Поскольку в данной работе
исследуется и изучается
Объектом исследования был процесс обучения лексике как главному компоненту речевой деятельности. Предметом – методы и приемы обучения лексике.
На практике обучение осуществлялось при помощи УМК издательства «OXFORD UNIVERSITY PRESS» «Hotline». Этот УМК способствует формированию у школьников элементарных коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, развитию речевых, интеллектуальных способностей, а также общеучебных умений, знакомит учащихся с миром зарубежных сверстников и культурой англо-говорящих стран. Учебно-методический комплекс состоит из книги для учащихся, книги для учителя, рабочей тетради, аудиокассеты и видеокассеты. Структура и содержание учебника состоит из модулей: «School days!», «Family moments!», «All the things I like!», «Come in and play!», «Furry friends!», «Special guests!», «A day by day!».
Каждый модуль состоит из микротем, имеет четкую структуру и последовательность упражнений. В данном УМК происходит углубление и расширение тем, изученных ранее, и знакомство с новыми темами. Лексика в поурочном словаре подразделяется на активную и пассивную, отмеченную другим цветом.
Также в данном УМК после каждой темы учащимся предлагается самостоятельная работа в виде подготовки проекта.
В начале исследования была проведена беседа с учащимися о том, как они знакомятся, изучают и как они хотели бы изучать иностранные слова:
В результате беседы было выяснено, что для них наиболее интересными способами изучения иностранных слов является наглядность, игровые приёмы, которые свою очередь ещё и облегчают этот процесс.
В ходе исследования на уроках была сделана попытка опробовать многообразие приёмов ознакомления и активизации лексического материала с целью выявления наиболее эффективных.
При прохождении Unit 3 по теме «My family, my relatives» был разработан и проведен урок, целью которого являлось ознакомить учащихся с новой лексикой по теме и провести первичное закрепление изученных слов в упражнениях на проговаривание, на составление словосочетаний путём подстановки. Семантизация новых слов проходила с использованием наглядности и контекста. При ознакомлении с новым лексическим материалом следует проследить за тем, чтобы каждый учащийся проговорил и прочитал слово несколько раз, особенно слабые ученики, а задания на тренировку употребления слов в речи следует выполнить в группах, в парах и индивидуально.
Фрагмент № 1
– Good day, I’m glad to see you! How are you today? How is your mother? (father, sister, brother)
– O.K. Today at the lesson we continue speaking about our family and relatives. At first we’ll revise the words, then learn some new ones, then we’ll try to use them.
– As usual we are to start with a phonetic drill. Look at the blackboard. There is a short rhyme.
Mother, father, sister, brother -
Wе respect and love each other.
So let’s translate. [ris´pekt] - уважать
Very well. Now, repeat:
a) [ ], [ ] (несколько раз)
b) Mother, father, other
c) Love each other, respect and love each other
So, the whole rhyme. Good.
Read to each other (in pairs)
Who wants to read? Very well.
– Now let’s play a bit. I’ll give you a ball and say a word in Russian. You are to say it in English.
F.ex. Teacher: сестра – pupil 1: sister. Clear? Let’s begin. (брат, мама, друзья, близнецы, папа, сестра)
c) Let’s make a story about Sue’s family. (показываю картинку девочки).
Teacher: I will begin: «My family is large. I have a mother». Pupil 1: My family is large. I have a mother, a brother...
Pupil 2: My family is large. I have a mother, a father, a sister....And so on.
– O.K. very good. I see you know these words quite well.
d) Now look at the picture. This is Sue’s family. (показываю картинку)
– What is the Russian for «mother»? (мама)
– What is the Russian for «wife»? (жена)
– What is the Russian for «husband »? (муж)
– What is the Russian for « daughter»? (дочь)
– What is the Russian for « parents»? (родители)
– What is the Russian for « aunt»? (тётя)
– What is the Russian for « uncle»? ( дядя).
(таким же образом вводятся слова «cousin, son, grandparents, grandson, grandmother»).
e) – Good of you! Let’s find Ex.3 p. 23.
1) Repeat after me (husband, son, daughter, wife, grandmother, grandfather, grandson, parents, uncle, aunt, cousin)
2) Read to each other
3) P1, P2, P3
– Write down these words in your note books.
– Now let’s practice using these words. Find Ex. 4 p.23. You are to read and translate the sentence and show the photo of this person.
The examples of the given sentences.
1. Helen is Tom’s wife.
2. Helen and Tom are Sue’s parents.
3. Tom is Helen’s husband.
f) –Good of you! Find Ex. 5 p.23. The task is « Fill in the words»
The examples of the given sentences:
1. Tom is Sue’s... (father)
2. Helen is David’s... (mother)
3. Pate and Game are David’s... (grandparents)
– Now I’ll see how well you remembered these words.
a) Translate into Russian: son, daughter, wife...
b) Translate into English: сын, дочь, жена…
– Good of you! I see you remembered these words well but you should revise them at home again.
Таким образом, урок по ознакомлению и первичному закреплению лексического материала с использованием наглядности, игровых моментов, упражнений на подстановку, на поиск соответствий был интересным для учащихся, что доказывается их активным участием на уроке. Присутствие на уроке разнообразных видов и приёмов, направленных на автоматизацию лексического материала, способствовало его усвоению.
Следующий урок был проведён с целью закрепления навыков их употребления в речи. При проведении данного фрагмента необходимо разделить класс на команды, основные лексические единицы представить на дидактических карточках и их автоматизацию провести в игровой форме. Каждой команде дефиниции даются равномерно, а также следует учесть, что на некоторые дефиниции могут быть даны 2-3 варианта ответов.
Фрагмент № 2.
– Good day, boys and girls. How are you today? How is your mother (aunt, sister, brother, father)?
– Well. Today at the lesson we continue speaking about your family and relatives then we’ll do some interesting tasks and play games.
– So we’ll begin with the phonetic drill. Look at the board. Let’s read these words:
a) Repeat after me.
b) Read all together.
Daughter |
Сын |
Wife |
Жена |
Husband |
Тётя |
Cousin |
Бабушка и дедушка |
Aunt |
Муж |
Uncle |
Дядя |
Son |
Дочь |
Grandparents |
Двоюродный брать |
с) –Now, I want you to read these words following the order of their Russian variants
– Let’s divide into two teams. So, the first task. It is a magic snake. You must find the words here.
Sondaughtermothergrandmothersi
– Look at the cards. You are to make words out of these letters. You’ll get a point for each correct word.
1. terdaugh
2. fewi
3. mothergrand
4. sonndgra
5. uncle
6. ntau
7. ntspare
8. sincou
d) Good of you! I’ll give you descriptions and you are to listen to very attentively and guess the word:
The first team The second team
1. This person says your « Good.
2. This person reads newspapers and night » when you go to bed (mother). watches football matches on TV(father).
3. This person makes cakes and gives.
4. They come to visit you on holidays you sweets. She is kind (grandmother). (aunt, uncle).
5. This person washes the dishes and 6.He likes to play with cars, on the floor ( sister, daughter). computer ( son, brother).
e) – Well! Now I’ll give you the dialogue. First of all, listen to me. This dialogue is about friends.
– O.K. I begin to read the dialogue. Then you are to answer my questions.
Nick- Hello! My name is Nick and what is your name?
Jane – Hi! My name is Jane. Where are you from?
Nick – I’m from Russia.
Jane – Nick. Tell me about your family!
Nick – O.K. My family is large. There are six persons in it. I have a sister and a brother, a grandmother and my parents.
Jane – Do you have a cousin?
Nick – Yes, I have cousins. They are Tom and Kate.
Jane – Do you have an aunt?
Nick – Yes, I’ve an aunt. My aunt’s name is Helen. She is a teacher.
But I haven’t an uncle.
– Did you understand the dialogue? Where did the boys meet? What are they talking about?
– Try to translate the dialogue.
– Now repeat after me.
– Good of you! Now boys will be Nick and girls will be Jane. O.K. Read the dialogue.
– Let’s read the dialogue in pair.
– Good of you! Now look at your cards. You must complete the sentences about Nick’s family.
Nick’s family.
Nick’s family is large. There are ... persons in it. He has ... and ..., ... and his ... . Tom is Nick’s ... . Kate is his ... too. Helen is a teacher. She is Nick’s ... . But he hasn’t ... .
– Let’s check it up.
a) Read the text.
Nick’s family
Nick’s family is large. There are six persons in it. He has a sister and a brother, a grandmother and his parents. Tom is Nick’s cousin. Kate is his cousin too. Helen is a teacher. She is Nick’s aunt. But he hasn’t an uncle.
b) – Try to retell your friends about Nick’s family.
– Good of you! I am glad with your answer. I see you know these words.
Таким образом, урок по закреплению лексического материала с использованием дидактических карточек, игровых моментов, задания проблемного характера был интересным для детей, и они активно выполняли все виды работы. Это способствовало получению высоких результатов усвоения лексики по изучаемой теме.