Обучение диалогической речи на старшем этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшей ступени обучения иностранному языку. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) определить специфику обучения диалогической речи,
2) рассмотреть психологические факторы в обучении диалогической речи учащихся старших классов,
3) дать характеристику типам ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения,
4) исследовать состав и технологию ролевой игры в обучении диалогу.

Содержание

0.Введение
1,Обучение диалогической речи на старшем этапе.
2.Специфика обучения диалогической речи
Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов
Выводы по первой главе
3.Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе.
4. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения
5.Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Обучение диалогической речи на старшем этапе..docx

— 54.49 Кб (Скачать)

Остановимся на положительных  и отрицательных моментах ролевой  игры. Рассмотрим их подробнее. 

Положительным в  проведении ролевой игры является следующее: 

—создается благоприятный  психологический климат на уроке; 

—учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так  как любая игра имеет высокую  мотивацию; 

—урок проходит на высоком  эмоциональном уровне; 

—в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять  свои знания; 

—послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.  

Отрицательными моментами  являются: 

—высокая трудоемкость подготовки к уроку (для учителя); 

—большая напряженность  для учителя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске. Учитель должен быть "хорошим  сценаристом, режиссером и актером" (Е. И. Пассов). [14] Если он не владеет  этими качествами, то ему будет  трудно правильно организовать игру, что может привести к разочарованию  учащихся; 

—трудности с  заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры; 

—необходимо учитывать  те "подводные рифы", которые  таит в себе проведение ролевой игры: некоторая неопределенность и непредсказуемость  хода результатов; 

—- возможное скрытое  сопротивление отдельных участников. 

В ролевой игре учитель  осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Ролевая  игра функционирует как реальный процесс, который вовлекает всех без исключения учащихся класса в  активную учебную деятельность. Во время ролевой игры учитель незаметен. Наверно, это и есть высший уровень  управления учебно-познавательной деятельностью  учащихся со стороны учителя: результат  огромного труда его ума и  души. Речь идет только о видимой  части того «айсберга» педагогического  труда, под которым скрыта его  основная часть. 

Думается, что обучение диалогической речи в процессе ролевой  игры осуществляется посредством организации  учебной деятельности самими учащимися, которая по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию —  познавательной, практической и ценностно-ориентационной. 

В заключение хочется  отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. 

 Поэтому использование  ролевой игры в обучении диалогу  на уроке иностранного языка  повышает эффективность учебного  процесса, помогает сохранить интерес  учащихся к изучаемому языку  на старшем этапе обучения. 

Выводы по второй главе  

В ролевой игре происходит существенная перестройка поведения  ученика — оно становится произвольным. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при  обычном ответе, он более раскрепощен  и свободен. Этим и объясняется  секрет популярности ролевых игр  среди учителей и учащихся. 

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор  для инициативы и творчества. 

Наиболее широко используемыми вариантами ролевых  игр являются интервью и импровизация. 

В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область  действительности, которая воспроизводится  учащимися в игре. Сюжеты игр могут  быть очень разнообразными, но они  должны отражать конкретные условия  из жизни, т.е. в игре используются определенные реальные (или приближенные к ним) ситуации. 

Содержание игры — это то, что воспроизводится  учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни. 

Ролевая игра характеризуется: 

1.         особым отношением к окружающему  миру (каждый участник одновременно  находится в реальном мире  и в мире воображения, что  обеспечивает притягательную ценность  игры в целом за счет игрового  момента); 

2.         субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет  возможность проявить индивидуальные  качества и зафиксировать свое  «я» не только в игровой  ситуации, но и во всей системе  межличностных отношений личность  — личность, личность — группа, личность — учитель); 

3.         социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от  внутреннего склада и настроения "обязан" играть, он не может  не принимать участия в игре, так как сами условия исключают  пассивную позицию); 

4.         особыми условиями процесса усвоения  занятий (теоретические и практические  знания предлагаются участникам  игр в ненавязчивой форме естественного  общения, а не принудительного  запоминания значительных объемов  информации). 

Заключение  

Итак, по данному  исследованию можно сделать следующие  выводы: 

1) Ролевая игра  — ситуативно-управляемое речевое  упражнение, направленное на совершенствование  речевых навыков и на развитие  умения говорения. Являясь специфической  организационной формой обучения  диалогической речи, ролевые игры  легко вписываются в урок. 
 

2) Ролевая игра  может использоваться при обучении  иностранному языку школьников  любого возраста. Для учащихся  ролевая игра — это игровая  деятельность, увлекательное занятие.  Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познавательную активность школьников, т.е. ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения на иностранном языке, так как она является подражанием действительности в самых существенных ее чертах и в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров. 

3) В ролевой игре  партнеры вступают во взаимодействие, порой обсуждая те или иные  проблемы и высказывая собственную  точку зрения. Это может напоминать  дискуссию, но ролевая игра  коренным образом отличается  от нее. Если в дискуссии  проблема и пути ее решения  просто обсуждаются, то в игре  они не только обсуждаются,  но и испытываются в «деле», воплощаясь в действиях и поступках  игроков на основе создания  имитационной модели. Дискуссия  "уступает'" ролевой игре еще  и в том, что вовлекает в  активную деятельность лишь часть  учеников класса, иногда большую,  но все же часть. В то время  как ролевая игра вовлекает  в деятельность всех без исключения. 

4) Ролевая игра  выполняет в учебном процессе  пять основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую, компенсаторную. 

5) Важнейшим элементом  игры является ситуация как  воображаемый момент реальной  деятельности, в которой реализуется  речевое поведение собеседников  в их типичных социально-коммуникативных  ролях. Эти роли носят условный  характер. Однако, проигрывая определенные  ситуации, ученики, получают возможность  подготовить себя к подобной  ситуации в реальной жизни.  Если в условиях проблемного  обучения учащиеся решают проблемные  задачи теоретически, то в ролевой  игре они делают это практически,  поскольку посредством определенной  модели создается искусственная  условная реальность, имитирующая  действительность, на которой проверяются  правильность решения или поиск  пути решения. 

6) Ролевая игра  предполагает усиление личностной  сопричастности ко всему происходящему.  Ученик входит в ситуацию, хотя  и не через свое собственное  "я", но через "я" соответствующей  роли и проявляет большую заинтересованность  к персонажу, которого играет. 

7) Ролевая игра  способствует расширению ассоциативной  базы при усвоении языкового  материала, так как учебная  ситуация строится по типу  театральных пьес, что предполагает  описание обстановки, характера  действующих лиц и отношений  между ними. За каждой репликой  мыслится отрезок смоделированной  действительности. 

8) Ролевая игра  способствует формированию учебного  сотрудничества и партнерства.  Ее исполнение предполагает охват  группы учащихся, которые должны  слаженно взаимодействовать, точно  учитывая реакции товарищей, помогая  друг другу. При этом удачно  найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В  результате учащимся с более  слабой в языковом отношении  подготовкой удается преодолеть  робость, смущение и со временем  полностью включиться в ролевую  игру. 

9) Ролевая игра  имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной  форме, знакомятся с технологией  театра. Учитель должен побуждать  их заботиться хотя бы о  простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона и пониманию других людей. 

Список использованной литературы  

1.       Андреева И. П. Учет психологических  факторов в обучении диалогической  речи учащихся старших классов  // Теоретические основы обучения  иностранным языкам в старших  классах средней школы. Межвузовский  сборник научных трудов: ПГПИИЯ, 1985. – С. 74 – 81. 

2.       Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Изд.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 265 с. 

3.       Девкин В. Д. Диалог: Немецкая  разговорная речь в сопоставлении  с русской. – М., 1981. – 95 с. 

4.       Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения. – В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения. – М. 1977. – С. 5 - 34. 

5.       Ительсон Л. Б. Психология обучения. - В кн.: Возрастная и педагогическая психология – М., 1979. – С. 170 – 215. 

6.       Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов  В. В. Функциональные типы русской  речи. – М., 1982. – 217 с. 

7.       Колесникова О. А. Ролевые игры  в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе.  — № 4, 1989. — С. 14-16. 

8.       Кон И. С. Психология ранней  юности. – В кн.: Возрастная и  педагогическая психология –  М., 1979. – С. 146 - 170. 

9.       Конышева А. В. Игровой метод  в обучении иностранным языкам. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре  четверти», 2006. – 192 с. 

10.    Костомаров  В. Г. Вопросы культуры речи  в подготовке преподавателей-русистов // Теор. и практ. преподавания рус. яз. и лит.: Доклады. – М., 1979. – С. 7 - 15. 

11.    Леонтьев  А. А. Речь и общение. –  В кн.: Общая психология. / Под ред.  А. В. Петровского. – М., 1977. –  С. 210 – 228. 

12.    Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 1988. — 169 с. 

13.    Лисина М. И. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов. // Вопросы психологии. 1960. № 5. 

14.    Пассов  Е. И. Коммуникативное иноязычное  образование: готовим к диалогу  культур. — Минск: ООО "Лексис", 2003. — 184 с. 

15.    Рабинович  Ф. М. И др. Ролевая игра –  эффективный прием обучения говорению  // ИЯШ. 1983. № 6. – С. 68 – 74. 

16.    Узнадзе  Д. Н. Психологическое исследование. — Тбилиси, 1966. —342. 

17.    Фастовец  Р. В. Игры по правилам: социальные  технологии в практике обучения  иностранным языкам // Непрерывное  обучение иностранным языкам: методология,  теория, практика: Мат-лы межд. научно-практ. конференции. — Мн.: МГЛУ, 2002. — Ч. 1. — С. 235-239. 

18.    Фрёлих И. О систематическом развитии диалогической речи при обучении иностранному языку // Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. Сборник научных трудов. – Мн.: 1991. – С. 30 - 33. 

19.    Шатилов  С. Ф. Обучение диалогической  речи. Лекция II. – В кн.: Методика  обучения немецкому языку. –  Л., 1977. – С. 122 – 135. 

20.    Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с. 

21.    Якубинский Л. П. О диалогической речи // Рус. Речь. – Петроград, 1923.  С. 99 - 147.

Информация о работе Обучение диалогической речи на старшем этапе обучения