Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:40, курсовая работа
Цель работы – исследовать использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшей ступени обучения иностранному языку. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) определить специфику обучения диалогической речи,
2) рассмотреть психологические факторы в обучении диалогической речи учащихся старших классов,
3) дать характеристику типам ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения,
4) исследовать состав и технологию ролевой игры в обучении диалогу.
0.Введение
1,Обучение диалогической речи на старшем этапе.
2.Специфика обучения диалогической речи
Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов
Выводы по первой главе
3.Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе.
4. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения
5.Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Остановимся на положительных
и отрицательных моментах ролевой
игры. Рассмотрим их подробнее.
Положительным в
проведении ролевой игры является следующее:
—создается благоприятный
психологический климат на уроке;
—учащиеся испытывают
удовольствие от проведения игры, так
как любая игра имеет высокую
мотивацию;
—урок проходит на высоком
эмоциональном уровне;
—в процессе игры
учащиеся имитируют определенную деятельность,
что формирует умения и навыки,
а также учащиеся учатся применять
свои знания;
—послеигровое обсуждение
способствует закреплению знаний.
Отрицательными моментами
являются:
—высокая трудоемкость
подготовки к уроку (для учителя);
—большая напряженность
для учителя, так как он сосредоточен
на непрерывном творческом поиске.
Учитель должен быть "хорошим
сценаристом, режиссером и актером"
(Е. И. Пассов). [14] Если он не владеет
этими качествами, то ему будет
трудно правильно организовать игру,
что может привести к разочарованию
учащихся;
—трудности с
заменой участников игры, если кто-то
отсутствует в момент проведения
игры;
—необходимо учитывать
те "подводные рифы", которые
таит в себе проведение ролевой игры:
некоторая неопределенность и непредсказуемость
хода результатов;
—- возможное скрытое
сопротивление отдельных
В ролевой игре учитель
осуществляет управление учебно-познавательной
деятельностью учащихся. Ролевая
игра функционирует как реальный
процесс, который вовлекает всех
без исключения учащихся класса в
активную учебную деятельность. Во
время ролевой игры учитель незаметен.
Наверно, это и есть высший уровень
управления учебно-познавательной деятельностью
учащихся со стороны учителя: результат
огромного труда его ума и
души. Речь идет только о видимой
части того «айсберга» педагогического
труда, под которым скрыта его
основная часть.
Думается, что обучение
диалогической речи в процессе ролевой
игры осуществляется посредством организации
учебной деятельности самими учащимися,
которая по своему типу является продуктивной
и творческой, а по содержанию —
познавательной, практической и ценностно-ориентационной.
В заключение хочется
отметить, что ролевые игры строятся
на принципах коллективной работы,
практической полезности, соревновательности,
максимальной занятости каждого учащегося
и неограниченной перспективы творческой
деятельности в рамках ролевой игры. В
процессе ролевой игры формируется сознание
принадлежности ее участников к коллективу,
сообща определяется степень участия
каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь
участников при решении общих задач. В
процессе ролевой игры развивается логическое
мышление, способность к поиску ответов
на поставленные вопросы, речь, речевой
этикет, умение общаться друг с другом.
Поэтому использование
ролевой игры в обучении
Выводы по второй
главе
В ролевой игре происходит
существенная перестройка поведения
ученика — оно становится произвольным.
Это значит, что в ролевой игре
ученик не чувствует той напряженности,
которую он может ощущать при
обычном ответе, он более раскрепощен
и свободен. Этим и объясняется
секрет популярности ролевых игр
среди учителей и учащихся.
Наиболее сложными
являются свободная и длительная
ролевые игры, открывающие простор
для инициативы и творчества.
Наиболее широко
используемыми вариантами ролевых
игр являются интервью и импровизация.
В ролевой игре необходимо
различать сюжет и содержание.
Сюжет игры — это та область
действительности, которая воспроизводится
учащимися в игре. Сюжеты игр могут
быть очень разнообразными, но они
должны отражать конкретные условия
из жизни, т.е. в игре используются определенные
реальные (или приближенные к ним)
ситуации.
Содержание игры
— это то, что воспроизводится
учащимися в качестве центрального
характерного момента деятельности
и отношений в реальной действительности,
например, в трудовой или общественной
жизни.
Ролевая игра характеризуется:
1.
особым отношением к
2.
субъективной деятельностью
3.
социально значимым видом
4.
особыми условиями процесса
Заключение
Итак, по данному
исследованию можно сделать следующие
выводы:
1) Ролевая игра
— ситуативно-управляемое
2) Ролевая игра
может использоваться при
3) В ролевой игре
партнеры вступают во
4) Ролевая игра
выполняет в учебном процессе
пять основных функций:
5) Важнейшим элементом
игры является ситуация как
воображаемый момент реальной
деятельности, в которой реализуется
речевое поведение
6) Ролевая игра
предполагает усиление
7) Ролевая игра
способствует расширению
8) Ролевая игра
способствует формированию
9) Ролевая игра
имеет образовательное
Список использованной
литературы
1.
Андреева И. П. Учет
2.
Выготский Л. С. Психология развития как
феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского.
– М.: Изд.: «Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 265 с.
3.
Девкин В. Д. Диалог: Немецкая
разговорная речь в
4.
Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого
сообщения. – В кн.: Смысловое восприятие
речевого сообщения. – М. 1977. – С. 5 - 34.
5.
Ительсон Л. Б. Психология обучения. - В
кн.: Возрастная и педагогическая психология
– М., 1979. – С. 170 – 215.
6.
Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов
В. В. Функциональные типы
7.
Колесникова О. А. Ролевые
8.
Кон И. С. Психология ранней
юности. – В кн.: Возрастная и
педагогическая психология –
М., 1979. – С. 146 - 170.
9.
Конышева А. В. Игровой метод
в обучении иностранным языкам.
– СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре
четверти», 2006. – 192 с.
10. Костомаров
В. Г. Вопросы культуры речи
в подготовке преподавателей-
11. Леонтьев
А. А. Речь и общение. –
В кн.: Общая психология. / Под ред.
А. В. Петровского. – М., 1977. –
С. 210 – 228.
12. Ливингстоун
К. Ролевые игры в обучении иностранным
языкам. — М.: Высшая школа, 1988. — 169 с.
13. Лисина
М. И. Некоторые проблемы переноса в работах
зарубежных авторов. // Вопросы психологии.
1960. № 5.
14. Пассов
Е. И. Коммуникативное
15. Рабинович
Ф. М. И др. Ролевая игра –
эффективный прием обучения
16. Узнадзе
Д. Н. Психологическое
17. Фастовец
Р. В. Игры по правилам: социальные
технологии в практике
18. Фрёлих
И. О систематическом развитии диалогической
речи при обучении иностранному языку
// Методика обучения иностранным языкам
в системе непрерывного образования. Сборник
научных трудов. – Мн.: 1991. – С. 30 - 33.
19. Шатилов
С. Ф. Обучение диалогической
речи. Лекция II. – В кн.: Методика
обучения немецкому языку. –
Л., 1977. – С. 122 – 135.
20. Эльконин
Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика,
1978. – 304 с.
21. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Рус. Речь. – Петроград, 1923. С. 99 - 147.
Информация о работе Обучение диалогической речи на старшем этапе обучения