Обучение диалогической речи на старшем этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшей ступени обучения иностранному языку. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) определить специфику обучения диалогической речи,
2) рассмотреть психологические факторы в обучении диалогической речи учащихся старших классов,
3) дать характеристику типам ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения,
4) исследовать состав и технологию ролевой игры в обучении диалогу.

Содержание

0.Введение
1,Обучение диалогической речи на старшем этапе.
2.Специфика обучения диалогической речи
Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов
Выводы по первой главе
3.Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе.
4. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения
5.Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Обучение диалогической речи на старшем этапе..docx

— 54.49 Кб (Скачать)

Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу 

В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область  действительности, которая воспроизводится  учащимися в игре. Сюжеты игр могут  быть очень разнообразными, но они  должны отражать конкретные условия  из жизни, т.е. в игре используются определенные реальные (или приближенные к ним) ситуации. 

Содержание игры — это то, что воспроизводится  учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни. В содержании ролевой игры выражено более или менее глубокое проникновение ученика в предлагаемую ситуацию, которая может отражать, например, лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем  действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям. Д. Б. Эльконин считал, что особая чувствительность ролевой игры к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми лишний раз подчеркивает, что ролевая игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни, в которых в данный момент находятся обучаемые, но и что она социальна по своему внутреннему содержанию, так как она социальна по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает ролевая игра из условий жизни школьников в обществе. 

Поэтому в процессе обучения иностранному языку старших  школьников применяется деловая  игра, в основе которой лежит модель некой реальной деятельности. Широко известны такие игры, как "Суд", "Дискуссия", "Выборы" и др. Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях  и их практическом применении, что  обеспечивает личностную, познавательную активность школьников. 

Рассмотрим свойства ролевой игры и ее характеристики. Прежде всего, необходимо уточнить, что  в данном контексте под ролевой  игрой будет пониматься любое  условное воспроизведение ее участниками  реальной практической деятельности людей. 

Как считают Р.У. Родригес и Р.Г. Байт "ролевая игра соединяет классную комнату и жестокую реальность". 

Ролевая игра характеризуется: 

1)особым отношением  к окружающему миру (каждый участник  одновременно находится в реальном  мире и в мире воображения,  что обеспечивает притягательную  ценность игры в целом за  счет игрового момента); 

2)субъективной деятельностью  участников (каждый участник игры  имеет возможность проявить индивидуальные  качества и зафиксировать свое  «я» не только в игровой  ситуации, но и во всей системе  межличностных отношений личность  — личность, личность — группа, личность — учитель); 

3)социально значимым  видом деятельности (участник вне  зависимости от внутреннего склада  и настроения "обязан" играть, он не может не принимать  участия в игре, так как сами  условия исключают пассивную  позицию); 

4)особыми условиями  процесса усвоения занятий (теоретические  и практические знания предлагаются  участникам игр в ненавязчивой  форме естественного общения,  а не принудительного запоминания  значительных объемов информации). 

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями. 

В соответствии с  данными характеристиками можно  обнаружить сходство ролевой игры и  реальной деятельности. Отличие же заключается в том, что ролевая  игра — это условное воспроизведение  ее участниками реальной практической деятельности людей. 

Чтобы роль могла  стать средством обучения, она  должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности  и потребности учащихся, Ролевая  организация общения требует  отношения к учащемуся как  к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение  ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю  предложить им те роли, которые в  наибольшей степени соответствуют  особенностям их личности. При подборе  ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические  особенности. На начальном этапе  ролевого общения целесообразно  давать учащимся роли, наиболее полно  соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность  в себе. 

Важную роль при  распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик  учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому  учитель должен сознательно управлять  этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени  давать ученикам, занимающимся в жизненной  практике положение ведомых, роли главных  героев, а лидерам коллектива (в  психологии их называют "звезды") поручать роли персонажей, находящихся  в зависимом положении (младший  брат, сестра и т.д.). 

 Особенно тщательно  отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом  в классе (так называемые "отверженные"). Такие ученики должны получать  роли положительных личностей,  имеющих влияние и популярность  по сюжету игры. 

Идея использования  ролевого поведения в свое время  получила подкрепление со стороны теории социальных ролей, разработанной социологами  и социопсихологами, такими как, Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Липтон. Сторонники этой теории показали, что связь личности с окружающей ее средой проявляется в том, что личность исполняет определенную социальную роль. Обычно одна личность исполняет даже несколько ролей: например, отца, мужа и работника. 

Эти роли, т.е. место  человека в обществе определяют его  речевое/неречевое поведение. Понятие  социальной роли, является, таким образом, элементом общественных отношений. Социальная среда, в которой человек  рождается, выступает по отношению  к нему как первичная социализация. В ней он постепенно усваивает  социальный опыт, зафиксированный в  языке (Рабинович Ф.М. и др., 1983). Естественные социальные роли в учебном процессе сводятся к двум: учитель — ученик. Поэтому при использовании ролевой  игры как средства обучения мы будем  говорить о "вторичной социализации", имитирующей первую в ее самых  существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представьте себе, что в данный момент вы работаете  учителем и т.д.). Мера условности может  быть различной: перевоплощение в реальных людей, в литературных персонажей, в  героев сказок и т.д. Иногда ролевая  игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для  окружающей среды (врач и пациент), а  иногда она может быть театрализованной: с конфликтами, кульминацией и развязкой. Но, тем не менее, элемент условности присущ всем видам ролевой игры. 

С этой точки зрения урок иностранного языка рассматривается  как социальное явление, где классная аудитория — это определенная социальная среда, в которой учитель  и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом. 

Социальные (ролевые) отношения принято делить на симметричные и асимметричные. При симметричных отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например, ученик — ученик, учитель — учитель, брат — сестра и т.д. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контакта. Асимметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками. Например, подчиненный — начальник, ученик — учитель и др. 

Задача учителя  состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации-иллюстрации  и ситуации-проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический  материал: карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере  его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить  задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать  предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры. 

Технология ролевой  игры состоит из следующих этапов: 

Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария — условного  отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц. 

Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение  режима работы, формулировка главной  цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор  ситуации. 

Выдаются заранее  подготовленные пакеты необходимых  материалов, инструкций, правил. При  необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными  разъяснениями. Учитель должен настроить  учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент  и этику поведения. 

Этап проведения — процесс игры. На этом этапе  учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли. 

Этап анализа и  обобщения. По окончании игры учитель  вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем  еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые  результаты, отмечает ошибки, формулирует  окончательный итог урока. При анализе  обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей  областью реальной ситуации. 

Технологическую схему  ролевой игры можно представить  следующим образом:Этап подготовки 

—        разработка сценария;  

—        составление плана;  

—        общее описание игры;  

—        характерные особенности действующих  лиц.

Этап объяснения 

—     ориентация участников; 

—     определение  режима работы; 

—     формулировка главной цели; 

—     постановка проблемы; 

—     выбор  ситуации; 

—     работа с пакетом документов; 

—     психологическая  подготовка участников.

Этап проведения — процесс игры.

Этап анализа и  обобщения 

—     вывод  из игры; 

—     анализ, рефлексия;  

—     оценка и самооценка работы;  

—     выводы и обобщения;  

—     рекомендации. 
 

Необходимо отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно  использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную  дидактическую ценность, позволяют  связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу. 

По завершении ролевой  игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика  в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность школьников на всех этапах игры. 

Учащиеся, являясь  участниками ролевой игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят  непосредственное применение и тем  самым выявляется их ценность. К  тому же сказывается влияние игрового коллектива: нельзя подводить своих  товарищей. 

С помощью ролевой  игры осуществляется учебно-познавательная деятельность учащихся. Ролевая игра отличается двуплановостью, т.е. наличием двух реальностей, в которых пребывает участник игры: искусственно созданная (благодаря созданию имитационной модели) и действительная. Поэтому исполнителю определенной роли постоянно приходится соотносить свои решения, в результате чего и происходит усвоение знаний и умений учащимися.  

Но играющий во время  игры этого не замечает (не осознает, что обучается), так как обучение осуществляется здесь латентно (скрыто, не видимо для учащегося). 

Развитию воображения  и творческих способностей учащихся способствует образ игровой ситуации и содержания ролевой игры в целом, возникающий благодаря наглядности  модели и воплощению мыслей в действиях  игроков. Стимулирует этот процесс  и раскрепощение мыслительной деятельности в виду отсутствия в ролевой игре негативно-оценочного давления на учащихся (деятельности игроков дается оценка после ролевой игры, и именно оценка, а не отметка "семерка", "девятка" и т.д., а это не одно и то же). 

Информация о работе Обучение диалогической речи на старшем этапе обучения