Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:15, курсовая работа
«В современных условиях формирования единого цивилизованного мира образование становится одним из ключевых факторов стабильности и поступательного развития мирового сообщества, важнейшей составной частью всеобщего социально-экономического комплекса, основным рычагом, который имеет мир для решения глобальных проблем своего существования и прогрессирующего развития. От результатов образования, его качественного соответствия общепризнанным в мире стандартам будет зависеть степень совместимости мышления, системы ценностей, теоретико-прагматическая общность подходов в решении как глобальных проблем, так и вопросов, касающихся отдельных государств. Следовательно, актуализация «образовательного вектора» в общей системе современной внешней и внутренней политики любой страны является неизбежной и позволяет использовать образование как действенный инструмент ускорения процесса вхождения страны в мировое сообщество». [1. с.5].
Зарубежный опыт раннего обучения иностранному языку
Закономерности обучения иностранному языку
Факторы, влияющие на специфику процесса овладения иностранным языком на начальном этапе
Цели и содержание обучения иностранному языку на начальном этапе
Принципы обучения иностранному языку на начальном этапе
Методы обучения иностранному языку на начальном этапе
Средства обучения иностранному языку на начальном этапе
Требования к учителю иностранного языка
«Цель определяет общее направление – стратегию обучения и достигается она в ходе решения множества конкретных задач при проведении уроков и выполнении учащимися самостоятельно внеурочной работы по изучаемому языку. Задачи ставятся с учетом достижения цели и представляют собой тактику обучения». [7. с.28]. «В качестве цели начального языкового образования выступает формирование у младших школьников элементарных черт вторичной языковой личности, делающих их способными к межкультурной коммуникации на элементарном уровне». [5. с.84].
«Коммуникативная целью обучения английскому языку на начальном этапе является научить учащихся общению на английском языке (говорению, аудированию, чтению и письму) на межкультурном уровне. Воспитательная цель – осуществлять нравственное воспитание, формировать навыки и умения интеллектуального труда, воспитывать интерес к иноязычной культуре. Образовательная цель – расширять кругозор и повышать общую культуру учащихся, приобщать к иноязычной культуре, расширять филологический кругозор. Развивающая цель – развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу личности учащегося». [7. с.36-37].
«Содержание обучения ИЯ в начальной школе дает ответ на вопрос «чему учить детей младшего школьного возраста» и составляет все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность ученика, учебный материал, а также процесс его усвоения. В содержание обучения входит как предметный и процессуальные аспекты, так и имеющийся, а также приобретаемый эмоционально-оценочный опыт участников образовательного процесса по ИЯ». [5. с.110]. «Содержание обучения ИЯ в начальной школе включает в себя следующие компоненты:
«В методике обучения иностранным языкам под принципами понимаются основные положения, которые определяют всю организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Принципы как отражение основных закономерностей обучения иностранным языкам призваны определять стратегию и тактику обучения младших школьников новому языку в каждой точке учебного процесса. Именно правильная реализация принципов обеспечивает результативность деятельности, организуемой на уроке, и обуславливает интерес детей к этой деятельности. Из этого следует необходимость и важность знания их учителем и умение практически ими руководствоваться в организации и проведении занятий по иностранному языку». [5. с.122].
«Первый принцип обучения ИЯ – принцип коммуникативной направленности – определяет содержание обучения и средства, с помощью которых обеспечивается овладение коммуникативной функцией языка, ставит перед необходимостью использования различных организационных форм для осуществления общения. Учителю английского языка необходимо подбирать ситуации, обеспечить повторяемость, многократность и новизну, коммуникативность заданий, включить каждого в общение, создавать благоприятные условия для общения.
Принцип дифференциации и интеграции обучения английскому языку – определяет формирование различных видов речевой деятельности, отражающееся на отборе материала, его организации, приемах работы с ним; установление взаимосвязи и взаимодействия различных аспектов языка, различных видов речевой деятельности в целом. Учитель должен учитывать специфику каждого вида речевой деятельности, вести урок на английском языке и использовать звукозаписи при обучении аудированию, организовывать обучение монологической и диалогической речи с учетом особенностей каждой формы, обучать чтению вслух и про себя с учетом особенностей каждой из формы, вести обучение аспектам языка в речевых единицах, пользоваться полупечатным шрифтом при обучении письму.
Принцип учета родного языка – определяет учет родного языка при отборе содержания обучения, при формировании произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических навыков. Учитель следует показывать общность в русском и английском языках, использовать сходства и различия в произношении, графике, перенос и интерференцию в обучении лексике и грамматике.
Принцип воспитывающего обучения – определяет формирование нравственного, эстетического воспитания, культуры интеллектуального труда. Учителю следует воспитывать чувство патриотизма, добра, справедливости, уважения к старости, формировать культуру общения и речевого поведения, культуру интеллектуального труда.
Принцип сознательности – определяет осмысление содержания усваимого материала, использование родного языка. Учителю следует использовать различные средства для осмысления усваимого материала и действий с ним, формировать приемы самостоятельной работы с языком, показывать продвижение учащихся в овладении языком.
Принцип активности – определяет уровень интеллектуальной, эмоциональной, речевой активности учащихся в учебном процессе. Учителю следует сохранять и развивать мотивации учения, вовлекать каждого учащегося в активную речемыслительную деятельность, использовать нормальный темп урока, воздействовать на эмоции, применяя игровые моменты, соревнование, свою заинтересованность.
Принцип наглядности – определяет условия для чувственного восприятия материала, лучшего его понимания и активного использования учащимися. Учителю следует использовать звукозапись, дополнительные зрительные средства наглядности и зрительно-слуховые экранные средства наглядности, обучать детей пользованию аудитивными средствами для самостоятельной работы.
Принцип доступности и посильности – определяет построение учебно-воспитательного процесса по английскому языку исходя из реальных возможностей учащихся. Учителю следует учитывать возможности детей в преодолении трудностей, использовать задания с учетом возможностей группы учащихся, включать в домашние задания преодолимые трудности.
Принцип прочности – определяет прочное усвоение материала учащимися. Учителю следует осуществлять опору на интеллектуальные и эмоциональные сферы, обеспечивать многократные встречи с усваиваемым материалом в разнообразных упражнениях, стимулировать применение усваивомого личностно-значимыми заданиями, устанавливать обратную связь с помощью разных видов контроля.
Принцип индивидуального подхода – определяет учет индивидуальных особенностей детей в обучении ИЯ. Учителю следует изучать учащихся, выяснять их возможности, интересы и увлечения, использовать дифференцированные задания с учетом возможностей и интересов учащихся.
Знание и умение руководствоваться принципами обучения ИЯ на начальном этапе обеспечивают отличную организацию и проведение учебно-воспитательного процесса». [7. с.49-79].
«В методике обучения ИЯ понятие «метод» имеет два значения: метод как методическая система или принципиальное направление в обучении предмету в конкретный исторический период развития науки и метод как путь и способ достижения определенной цели в преподавании и учении». [6. с.94]. «Методы указывают на деятельность, организуемую учителем и осуществляемую учащимися в обучении иностранному языку. Они носят универсальный характер и могут быть представлены в любом направлении и в любой системе». [7. с.88].
«Зрелость учителя, его способность осуществлять правильный выбор метода обучения при наличии разных тенденций в подходе к педагогическому процессу по иностранному языку особенно четко проявляется в тех случаях, когда проблемы связаны именно с особенностями языкового материала. О методах обучения иностранному языку написано много работ, методических рекомендаций, освещающих различные аспекты этого вопроса, но все-таки можно выделить их общность в том, что все методические концепции преследуют единую цель – максимально улучшить процесс обучения». [8. с.16].
Существует много методов обучения иностранному языку, но для преподавания ИЯ в начальных классах наиболее благоприятен игровой метод обучения. «По определению М.Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательную - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативную - освоение диалектики общения;
диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
игротерапевтическую
- преодоление различных
самореализации - проявление способностей и скрытых возможностей;
межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
социализации - включение в систему общественных отношений.
Игра всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения. Желание решить вопросы в игре обостряют мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это делает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным». [8. с.25-30].
«Для достижения поставленных целей обучения ИЯ в школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения. Так, основными средствами обучения ИЯ во 2-ом классе являются: программа, книга для учителя, учебник, звуковое пособие, рабочая тетрадь. В 3-ем и последующих классах добавляется книга для чтения.
Программа – документ, которым должен руководствоваться учитель в работе в конкретном классе. Учителю следует внимательно изучить ее. Назначение программы заключается в том, чтобы создать методическую ориентацию в обучении предмету в школе. Книга для учителя раскрывает суть работы по учебно-методическому комплексу в целом. Наблюдения показывают, что в практике обучения ИЯ на начальном этапе у учителей различное отношение к книге для учителя. Одни полностью ее игнорируют и строят обучение по своему усмотрению. Другие, хотя и используют книгу для учителя, привносят свои приемы без учета принципов, на которых построен учебно-методический комплекс. Третьи полностью выполняют предписания, данные в книге для учителя, но без учета конкретных условий обучения. И наконец, четвертые используют творчески рекомендации книги для учителя, соотнося их с условиями обучения и возможностями класса, со своими индивидуальными особенностями. В этом случае учитель выступает как творческая личность, и этим способствует совершенствованию учебно-методического комплекса и обучения ИЯ на начальном этапе. Учебник – основное средство для обучения учащихся иностранному языку. Он содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности. Обучение на начальном этапе строится на устном опережении, то есть необходимый для обучения чтению языковой материал первоначально усваивается в устной форме. На втором году обучения подключается еще одно средство – книга для чтения. Чтение дополнительных текстов на различную тематику дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели. Назначение книги для чтения велико: она формирует интерес к чтению на иностранном языке, на ней идет обучение приемам работы над иноязычным текстом. При обучении ИЯ на начальном этапе звукозапись играет очень важную роль. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы учащихся дома позволяет им овладевать графикой и орфографией ИЯ, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку. Она помогает учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся, варьируя количество заданий в зависимости от возможностей учащегося. Рабочая тетрадь формирует у детей самоконтроль, самокоррекцию и самооценку.