Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов сформулировать основные приемы презентации и активизации лексики, способствующих расширению словарного запаса учащихся на уроках английского языка; на основе анализа учебно-методической литературы отобрать возможные варианты введения и отработки лексики. Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- дать определение понятиям «активный» и «пассивный» словарь, раскрыть теоретические основы его формирования, рассмотреть приемы его расширения;
- раскрыть проблемы, связанные с отбором лексики учителем и ее освоением учащимися;
Введение
Глава 1. Создание и расширение словарного запаса учащихся
1.1 Освоение лексики учащимися
1.2 Формирование семантических полей
Глава 2. Практическая реализация задач по расширению словарного запаса учащихся
2.1 Приёмы расширения словарного запаса учащихся
2.2 Разработка системы упражнений, способствующих расширению словарного запаса учащихся
Заключение
Литература
ь Use the vocabulary of Unit 5 instead of the words in bold type.
1. When earthquake strikes, the ground shakes and moves under your feet, it must be very scary. 2. Unfortunately John sent me the wrong magazines because he mixed them up with other ones. 3. Paul walks with his head uncovered even in cold weather. 4. The whole journey was like a bad dream for the whole family. 5. We set off on a journey not knowing where we were going. 6. Some of the passengers got dizzy with upset stomachs when it stormed. [3, 243]
ь With the help of the prefixes un-, in-, ir-, im-, il- make adjectives of the opposite meanings:
prestigious, complimentary, interesting, flavoured, creative, exciting, expensive, popular, dependent, literate, capable, regular, moral, injured. [3, 48]
ь Guess what occupations are described here:
a) a job of keeping the money records of a business,
b) a job of selling goods,
c) a job of cutting men's hair,
d) a job of stopping fire,
e) a job of helping to control a boat or a ship. [3, 5]
ь Write the male/female equivalent:
1) stepfather - …..
2) brother-in-law - …..
3) nephew - …..
4) widow - ……
5) half-sister - …..
6) ex-wife - …..
[1, 10]
1) Listen and read the text again. Match the words in bold in the text to their meaning: scheme, no brothers or sisters, seniors, good reputation.
“I am an only child because, in 1979, the government in my country introduced a one-child-per-family policy to control China's population explosion. In the countryside, several generations often live under one roof! In urban areas, however, housing is small and can only accommodate a nuclear family, so I live with just my parents. All my relations live close by. We care for and help each other and spend a lot of time together. Family honour is very important in Chinese society, as is respect for your elders.” [1, 10]
3. Упражнения, способствующие развитию языковой догадки и ассоциаций.
ь Look at the pairs of words. In each pair there is a word you know. Try and guess what the other word in the pair means:
limit - limited, head - to head for, capable - incapable, distance - distant, compliment - uncomplimentary.
ь Read the sentences below. Translate them into Russian guessing the meaning of the words in bold:
1) The choice was very limited: we could go either to Oxford or to Cambridge.
2) The boys headed for home.
3) We have a vacancy for a typist but no vacancies for secretaries.
4) Bob fell off the ladder and had serious injuries.
5) Max can't concentrate on what he is doing. He is incapable of learning anything. [3, 267]
ь Name a few things that can be:
terrific; rotten; silly; dumb; smart; advanced; jealous; harmful. [3, 24]
ь Can you guess what these words mean and from which languages they are borrowed? supermarket, pizza, restaurant, judo, jungle, concert, hamburger, kangaroo, sputnik.
4. Упражнения, основанные на словообразовании.
ь Unscramble the names of three important festivals and match them with the pictures:
ENELAWLHO, AHSMCSRTI, REETSA.
ь Try and form compound words to name some jobs:
Example: police + man = policeman
assistant, officer, master, congress, maker, shop, head, man, dress, law.
ь Use -er/-or to complete the word lists. Check your spelling.
announc…, bank…, butch…, conduct…, decorat…, design…, lawy…, ush…, sail…, groc…. [3, 4]
5. Сопоставьте слова с изображенными предметами.
ь Match the pictures with the captions and say what these objects and their functions are: phone box, answering machine, fax machine, telephone, phone card, mobile phone.
ь Have a look at the picture and figure out what people you need to make a book. Consult a dictionary if necessary. [15, 26]
6. Объяснить разницу между двумя понятиями.
Explain the difference between: a national newspaper - a local newspaper; a morning newspaper - an evening newspaper; an announcement - an advertisement; a serial - a soap opera; a quiz show - a talk show. [3, 286]
Упражнения на уровне словосочетания
1. Составить или подобрать словосочетания к предложенным словам.
Предлагая такое задание, грамотный учитель обязательно использует возможность еще раз обратить внимание учащихся на особенности коллокаций и управления близких по значению слов, то есть на то, что одни слова никогда не употребляются вместе, а другие требуют различных предлогов.
ь Make as many phrases as you can with these words:
to be
hooked
obsessed
addicted
with
to
on
fast food
drugs
a man/woman
a book
2. Подобрать к одному
существительному как можно
Это упражнение поможет формировать как синтагматические, так и парадигматические связи слова. Правда, это зависит и от самих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения темы, от установки, которую дает учитель.
Приведем пример такого упражнения. Ученики уже ознакомились с учебным текстом о тропических лесах и их проблемах. Поместив слово “rainforests” в центр доски, справа ученики записывают действия, характерные для этих лесов (to grow, to bloom, to feed, to be fragrant, to produce oxygen, to save nature balance, to cover big areas). Слева от слова учащиеся пишут те действия, которые человек производит по отношению к тропическим лесам (to cut down, to protect, to destroy, to admire, to research). За глаголами следуют прилагательные (wonderful, incredible, dangerous, mysterious, shady, rich). Это задание-конкурс выполняется в группах. Чтобы выполнить задание, учащиеся могут обращаться к прочитанному тексту и словарям.
3. Перевод фраз с родного языка на английский язык.
Express the same in English: 1) путешествовать по суше; 2) отменить поезд; 3) забронировать двухместный номер на неделю; 4) опоздать на корабль; 5) выписаться из гостиницы; 6) «скоротать» время в пути. [3, 244]
4. Подобрать фразы противоположного значения.
Say what the opposite of these are: to turn the television on; to turn the volume down; to satisfy tastes of very few people; to mention current events, giving few facts; an international news; to dislike television. [3, 286]
5. Найти в тексте фразы с определенным значением.
Find words or phrases in the text that mean:
1) be given food; 2) food that has not been eaten; 3) be arranged; 4) have the right to be put before others because of greater importance; 5)on different holidays and celebrations; 6) ask if one may do something; 7) be made to do something; 8) force somebody accept something.
It has never been the tradition in Britain for children to be brought up close to their parents, If children had not been sent away to school or to work they ate in the kitchen or in the nursery. In Victorian times family meals were held on special occasions, but these again were occasions where power and importance were demonstrated. The father took precedence over all others, children were not allowed to speak until spoken to and had to follow a set of rules relating to what was regarded as proper behaviour at the table. Today many parents still impose the rule that a child must ask permission to leave the table. This rule certainly suggests that children have been forced to come to the table and would really prefer to eat elsewhere. [2, 47]
6. Дополнить фразы
Complete the gaps with the words below. Use a dictionary to find other words that they are used with: bunch, sack, pack, herd, gang, set, handful, flock, swarm.
1. a… of potatoes; 2. a… of sweets; 3. a… of china plates; 4. a… of dogs; 5. a… of sheep; 6. a… of thieves; 7. a… of cows; 8. a… of bees; 9. a… of flowers.
Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства
1. Ответить на вопросы.
Вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее. Если вопрос примитивен, то таков будет и ответ. Опытный учитель всегда сумеет задать вопрос, в ответ на который ученик станет использовать активную лексику и при этом сумеет обойтись без назойливого напоминания о необходимости использовать новые, активные слова.
Приведем примеры вопросов:
What do tourists usually do when they come to other towns?
Where would you like to go on excursion and why?
Why do tourists take so many photos?
2. Закончить следующие предложения
ь Which book would you recommend your foreign friend to read to learn more about Russian literature? Use these phrases:
I would recommend the book…
… was written by…
It is about…
The story is set…
I particularly love reading it because… [15, 23]
ь Fill in: black sheep, trousers, blood, apple. Do you have similar idioms in your language?
1) Take care of your sister. She's your own flesh and … .
2) His mother wears the … in the family. She is the boss!
3) My brother is the … of our family. He's always in trouble.
4) Her younger daughter is the … of her eye. [1, 15]
3. Описать картинку.
What sort of books do people in Britain like reading most according this chart?
Look at the pictures and compare them. What has changed in the way people have meals? What has remained the same?
4. Прокомментировать изречение, поговорку.
Do you agree with the statement below? (The family is the nucleus of civilization.)
5. Выполнение проекта в конце изучения определенной темы
What is your country proud of? Do a project “I'm Russia”.
6. Обсуждение вопросов, интервьюирование
ь Work in groups of 3-4. Answer these questions giving reasons. Take notes of your answers and be ready to report your opinions to the class.
1) Do traditions help people of a particular country or region to define themselves? How?
2) Why is it important that traditions do survive in a country?
3) Are there any traditions that you are continually reminded of in your everyday life? What are they?
4) What are the Russian traditions that make you proud?
ь Find out why your classmates learn English. Do a small report.
ь Interview your classmates to find out how many people in your class:
1) never or seldom watch television;
2) watch TV from 2 to 4 hours a day;
3) prefer watching documentaries/sports programmes/cartoons;
4) think that TV is a curse;
5) watch TV to relax/ to learn something new.
7. Составление и инсценировка диалогов
ь Make up a telephone talk and act it out with a partner (with your backs to each other).
ь Imagine that you are recruiting young people to become secret agents. Speak to them about the history of the service in the USA and about the job generally. Make your speech as emotional and as convincing as you can. You can also act out the situation.
Заключение
В отечественной и зарубежной методической литературе одной из основных проблем в настоящее время является работа над лексикой.
Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.
В данной работе были рассмотрены проблемы презентации и активизации лексики на уроках английского языка. В рамках данных проблем были рассмотрены следующие вопросы:
- понятия «активный» и «пассивный словарь»;
- особенности освоения лексики учащимися;
- формирование семантических полей;
- способы семантизации;
- приемы расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка.
На основе анализа учебно-методической литературы нами была разработана система упражнений, которые эффективно способствуют расширению словарного запаса учащихся и повышают уровень их заинтересованности в изучении английского языка.
Работа над накоплением
словаря сопутствует всему
Огромное значение имеет правильный выбор способа семантизации, то есть раскрытие значения слова, в соответствии с особенностями данного слова (качественной характеристикой слова и принадлежностью к активному или пассивному словарю), уровнем знаний учащихся и местом проведения данной работы.
Для расширения потенциального
словаря учащихся необходимо регулярно,
начиная с начального этапа, работать
над формированием навыков
Таким образом, работа по презентации и активизации лексики имеет чрезвычайно важное значение не только для работы над лексикой в целом, но и для повышения мотивации и заинтересованности в предмете учащихся.
Список литературы
1. Английский язык. 11 класс [Текст]: учеб. для общеобр. учреждений / О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 2009. - 245 с.
2. Английский язык нового тысячелетия [Текст]: уч. для 10 кл. общеобр. учреждений / О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева, В.В. Клименко. - М.: Титул, 2004. - 174 с.
3. Афанасьева О.В. Английский язык [Текст]: учеб. для 8 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз./О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 303 с.
4. Бронштейн И.В. Использование
дефиниций как один из
5. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку [Текст]: пособие для учителей России. - Oxford University Press, 1997.
6. Кривобокова И.Я., Лотарева Т.В. Некоторые приемы работы над лексикой [Текст] / И.Я. Кривобокова, Т.В. Лотарева// ИЯШ. -1990. -№2. - с. 53-55.
7. Кувшинов В.И. О работе
с лексикой на уроках
8. Кузнецова Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой) [Текст] / Т.М. Кузнецова// ИЯШ. - 1991. - №5.- с.88-94.
9. Мачхелян Г.Г. Современную лексику в учебный процесс [Текст]/Г.Г. Мачхелян // ИЯШ. - 1989. - №6. - с. 54-59.
10. Настольная книга
11. Очерки методики обучения чтению на иностранном языке [Текст] / Под ред. И.М. Бермана, В.А. Бухбиндера. - Киев, 1977. - с.130
12. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
13. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций [Текст]: пособие для студ-в пед. вузов и учит-й. / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
14. Старков, А.П. Обучение английскому языку в средней школе [Текст] / А.П. Старков. - М.: Просвещение, 1978. - 203 с.
15. Счастливый английский [Текст]: учеб. английского языка для 9 кл. общеобр. учреждений. / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, Л.Н. Григорьева, О.В.Черных. - М.: Просвещение, 1997. - 228 с.