Методика обучения иноязычной письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: использовать методы обучения иноязычной письменной речи.

Задачи исследования:

1. проанализировать литературу по проблеме использования иноязычной письменной речи;

2. обобщить имеющийся опыт использования иноязычной письменной речи;

3.определить методические функции иноязычной письменной речи в обучении иностранному языку;

Содержание

.Введение.

2.Письменная речь как один из видов речевой деятельности,её особенности, виды.

3.Письмо, его виды, функции и методика обучения.

4.Отличие письменной речи от письма, методы обучения устной речи.

5.Заключение

6.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Методика обучения иноязычной письменной речи.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Письмо  – сложное речевое умение. Оно  позволяет при помощи системы  графических знаков обеспечивать общение  людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Обучение  письму на английском языке – это  самая сложная задача, как для  учителей, так и для учащихся. Поскольку письменная речь – это  и результат, и средство обучения, она занимает значительное место в учебной деятельности. Внедрение зарубежных УМК в процесс обучения иностранным языкам, изменения в учебной программе, а также изменения в содержании образования в области английского языка повлекли изменения в требованиях к письменной речи.

Под учебной  письменной речью понимается выполнение в письменной форме разнообразных  языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками. Учебная письменная речь не только эффективное средство обучения, но и действенное средство контроля.

Коммуникативная письменная речь-это экспрессивный  вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие умения выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая, в свою очередь, опирается на технику письма, сформированные графические и орфографические навыки.

Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать  различные типы и жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная  знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуковой речи). В то же время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения. Читая книги, исторические документы разных времён и народов, мы можем прикоснуться к истории; культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Роль  письменной коммуникации в современном  мире чрезвычайно велика. Письмо служит нам незаметно, но верно. Как и  говорение,  письмо  является продуктивным видом деятельности, но еще более  осложненным целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.

4. Отличие  письменной речи от письма,методы  обучения устной речи.

       Между  говорением  и  письмом   есть   существенные   различия   и   в

психологическом, и в лингвистическом планах. Профессор Е.И.  Пассов  говорит о том, что, прежде  всего,  следует  отметить  отсутствие  непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи. Говорящий видит  непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь;  пишущий  может эту  реакцию  лишь  предугадывать,  поэтому  его  речь   более   обоснована, развернута.   Пишущий   должен   часто   сначала   ввести    реципиента    в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения.  Это  также заставляет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.

       Пишущий  лишен  возможности   выразительно  интонировать  свою   речь,

поэтому он должен более тщательно синтаксически  построить  фразу,  подобрать более адекватные средства.

      Говорящий чаще всего находится в условиях  острого  дефицита  времени;

пишущий  практически  во  времени  не  ограничен.   Поэтому   его   внимание

направлено  не  только  на  содержание,  но  и  на  форму  речи.  Перечитывая

написанное, мы всегда проверяем, насколько  адекватно  использованная  форма

передает  заданное содержание, смысл. Пишущий  часто пользуется, так  сказать,

долгосрочным  планированием своей речи, отчего она более  логична.  Он  может  подобрать точное слово, разнообразить  лексический состав своей речи.

      Пишущий не может использовать  жесты, мимику, не  может  недоговаривать

фразы, поэтому его речь грамматически  оформлена всегда более строго.

       Все  условия  функционирования   письменного   общения   и   качества

письменной  речи  обусловливают  не  только   определенную   трудность   или

легкость, но и специфику работы по обучению письму.

      Письменная речевая деятельность  есть  целенаправленное  и   творческое

совершение  мысли  в  письменном  слове,  а   письменная   речь   –   способ

формирования  и формулирования  мысли  в  письменных  языковых  знаках  (Л.С.Выготский, И.А. Зимняя, Tricia Hedge). Именно  продуктивной  стороне  письма пока еще мало  обучают  на  уроках  иностранного  языка.  Письменные  умения учащихся нередко значительно отстают от  уровня   обученности  другим  видам речевой деятельности.

      Письмо,  как  и  говорение,  характеризуется  трехчастной   структурой:

побудительно-мотивационной,  аналитико-синтетической  и  исполнительной.   В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в  виде потребности,  желания  вступить  в  общение,  что-то   передать   письменно,сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает  замысел  высказывания.

В аналитико-синтетической  части формируется, реализуется само  высказывание:

происходит  отбор  слов,  нужных  для  составления   текста,   распределение

предметных  признаков  в   группе  предложений,  выделение   предиката   или

стержневой  части  в  смысловой  организации  связей  между   предложениями.

Исполнительная  часть  письменной  речи  как  деятельности   реализуется   в

фиксации  продукта с помощью графических  знаков - письменного текста.

    Обучение устной речи в системе  М. Уэста

М. Уэст, выделяя чтение в качестве основного  вида речевой деятельности при овладении иностранным языком, указывал также на необходимость проведения устного вводного курса. Впервые его работа по овладению устной речью была опубликована в 1934 г. («Обучение устной речи на ИЯ»). В этой книге обосновываются цели, методы и приемы обучения устной речи, а также подчеркивается подсознательный характер усвоения иностранного языка. Автор считал иностранный язык специфичным предметом, которому трудно научить, но ему можно научиться путем выполнения тех действий, которые составляют умение говорить. М. Уэст считал, что иностранным языком можно овладеть тем успешнее, чем раньше мы сможем обучать ему как виду речевой реакции. Для этого необходимо систематически пополнять активный запас учащихся строго отобранным словарем и грамматическими конструкциями, которые они могли бы использовать в конкретных ситуациях общения. При обучении устной речи М. Уэст рекомендует использовать реальные диалоги, т. к. в них представлена речевая ситуация, в которой происходит действие. При обучении устной речи, кроме реальных диалогов, М. Уэст использовал следующие основные типы упражнений:

1)  спроси  и ответь;

2)  сделай  и скажи;

3)  прочитай  и перескажи.

Грамматический  материал, по мнению М. Уэста, учащиеся должны усваивать на основе наблюдения и накопления фактов и явлений языка. После небольшого накопления грамматических форм и конструкций делались краткие обобщения.

В противоположность  Г. Пальмеру М. Уэст считал, что учащиеся могут научиться говорить на основе прямого, устного или другого  метода, но только после того, как они научатся хорошо читать и понимать тексты. 

М. Уэст создал учебные пособия для развития устной речи, состоящие из двух книг «Учитесь говорить через говорение», словаря и книги для дополнительной работы. Обучение устной речи и чтению, по мнению М. Уэста, должно вестись совместно и на одном и том же словаре лишь до усвоения учащимися 500 слов, а затем словари для чтения и устной речи должны различаться и обучение чтению и устной речи должно вестись раздельно. 

 

Информация о работе Методика обучения иноязычной письменной речи