Методика обучения иноязычной письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: использовать методы обучения иноязычной письменной речи.

Задачи исследования:

1. проанализировать литературу по проблеме использования иноязычной письменной речи;

2. обобщить имеющийся опыт использования иноязычной письменной речи;

3.определить методические функции иноязычной письменной речи в обучении иностранному языку;

Содержание

.Введение.

2.Письменная речь как один из видов речевой деятельности,её особенности, виды.

3.Письмо, его виды, функции и методика обучения.

4.Отличие письменной речи от письма, методы обучения устной речи.

5.Заключение

6.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Методика обучения иноязычной письменной речи.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
align="justify">прежде  всего место речи в системе высших психических функций человека - в

ее взаимоотношении  с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при

этом  особенно важны те ее особенности, которые  отражают структуру личности

и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как

речевую деятельность, выступающую или в  виде целостного акта деятельности

(если  она имеет специфическую мотивацию,  не реализуемую другими видами

деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую

деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в

принципе  совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы

ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"),

реализации  и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз

заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых

стереотипов.

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых

в ней  языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной

речи  и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные

виды  и формы речи строятся по специфическим  закономерностям (например,

разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической

системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная

речь). Речь изучается не только психологией  речи, но и психолингвистикой,

физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими  науками.

Речь  внутренняя - различные виды использования  языка (точнее, языковых

значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа

внутренней  речи: а) внутреннее проговаривание - «речь  про себя»,

сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения

звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления,

пользуется  специфическими единицами (код образов  и схем, предметный код,

предметные  значения) и имеет специфическую  структуру, отличную от структуры

внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и

закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого

высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И.

И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе

интериоризации  внешней речи.

Речь  дактильная — речь, воспроизводящая  слова при помощи дактильных букв,

т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь

используется  в советской сурдопедагогике  как вспомогательное речевое

средство  при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной

коммуникации  глухих и общении слышащих с глухими.

Речь  жестовая - способ межличностного общения  людей, лишенных слуха, при

помощи  системы жестов, характеризующейся  своеобразными лексическими и

грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены

выраженным  своеобразием ее основной семантической  единицы — жеста, а также

его функциональным назначением (использованием в сфере  непринужденного

общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.)

применяется калькирующая жестовая речь, когда  жесты последовательно

используются  для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи

применяются элементы речи дактильной для обозначения  окончаний, суффиксов и

т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с

основным  — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с

недостатками  слуха.

Речь  письменная - вербальное (словесное) общение  при помощи письменных

текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и

непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная

отличается  от речи устной не только тем, что использует графику, но и в

грамматическом (прежде всего синтаксическом) и  стилистическом отношениях —

типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными

для нее  функциональными стилями. Ей свойственна  весьма сложная

композиционно-структурная  организация, которой необходимо специально

овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.

Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во

всяком  случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом

отличается  от восприятия устной речи.

Речь  устная — вербальное (словесное) общение  при помощи языковых средств,

воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные

компоненты  речевого сообщения порождаются  и воспринимаются последовательно.

Процессы  порождения устную речь включают звенья ориентировки,

одновременного  планирования (программирования), речевой реализации и

контроля: при этом планирование в свою очередь  совершается по двум

параллельным  каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной

сторон  устной речи.

Речь  эгоцентрическая (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь,

обращенная  к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую

деятельность  ребенка. Как показал Л. С. Выготский  в полемике с швейцарским

психологом  Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся  с его точкой зрения),

эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи

и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом,

эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней  к внутренней речи.

Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при

описании  соответствующих синдромов.

Особенности письменной речи:

Вряд  ли кто-нибудь станет оспаривать тот  факт, что роль письменной

коммуникации  в современном мире чрезвычайно  велика. Письмо служит нам

незаметно, но верно. Как и говорение, письмо является продуктивным видом

деятельности, но еще более осложненным целым рядом обстоятельств, связанных

с условиями  письменной формы общения.

Каковы  эти условия и вытекающие отсюда качества письменной речи?

Между говорением и письмом есть существенные различия и в

психологическом, и в лингвистическом планах. Профессор Е.И. Пассов говорит

о том, что, прежде всего, следует отметить отсутствие непосредственного

реципиента  и промежуточной обратной связи. Говорящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий может эту реакцию лишь предугадывать, поэтому его речь более обоснована, развернута. Пишущий должен часто сначала ввести реципиента в

соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать  свои суждения. Это также заставляет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.

Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь,

поэтому он должен более тщательно синтаксически  построить фразу, подобрать

более адекватные средства.

Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени;

пишущий практически во времени не ограничен. Поэтому его внимание

направлено  не только на содержание, но и на форму  речи. Перечитывая

написанное, мы всегда проверяем, насколько адекватно  использованная форма

передает  заданное содержание, смысл. Пишущий часто пользуется, так сказать,

долгосрочным  планированием своей речи, отчего она более логична. Он может

подобрать точное слово, разнообразить лексический  состав своей речи.

Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может недоговаривать

фразы, поэтому его речь грамматически  оформлена всегда более строго.

Все условия  функционирования письменного общения  и качества

письменной  речи обусловливают не только определенную трудность или

легкость, но и специфику работы по обучению письму.

Письменная  речевая деятельность есть целенаправленное и творческое

совершение  мысли в письменном слове, а письменная речь – способ

формирования  и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С.

Выготский, И.А. Зимняя, Tricia Hedge). Именно продуктивной стороне письма

пока  еще мало обучают на уроках иностранного языка. Письменные умения

учащихся  нередко значительно отстают  от уровня обученности другим видам

речевой деятельности.

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой:

побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В

побудительно-мотивационной  части появляется мотив, который  выступает в виде потребности, желания  вступить в общение, что-то передать письменно,

сообщить  какую-либо информацию. У пишущего возникает  замысел высказывания.

В аналитико-синтетической  части формируется, реализуется  само высказывание:

происходит  отбор слов, нужных для составления  текста, распределение

предметных  признаков в группе предложений, выделение предиката или

стержневой  части в смысловой организации  связей между предложениями.

Исполнительная  часть письменной речи как деятельности реализуется в

фиксации  продукта с помощью графических  знаков - письменного текста.

3.Письмо, его виды, функции и методика обучения.

Информация о работе Методика обучения иноязычной письменной речи