Методическое мастерство учителя иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

Содержание

Введение
1. Педагогическое мастерство и личность учителя
2. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность
2.1 Особенности урока иностранного языка
2.2 Учитель иностранного языка как организатор межкультурного общения
3. Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного языка
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    Е.И. Пассов в 90-х годах, анализируя проблему развития подготовки учителя иностранного языка в условиях межкультурного взаимодействия, отмечает, что целесообразно  осуществлять подготовку учителя «иноязычной культуры», тем самым заменив понятие «учитель иностранного языка». При этом он и ряд других авторов, в том числе и И.Я. Лернер полагают, что «главная цель обучения и воспитания состоит в передаче молодому поколению накопленной человеческой культуры».

    В качестве целей межкультурного воспитания ряд авторов называют: способность  к восприятию различий культур и  многообразие культур, способность  к критике культур и развитие новых жизненных возможностей и  помощь при разногласиях с конфликтами  которые существуют на основе иерархического отношения культурных групп друг с другом в поликультурном обществе.

    Концепция межкультурного воспитания возникла из педагогической практики. Она конкретизируется в языковом, социальном и содержательном обучении.

    Ядром дидактики межкультурной коммуникации являются кроме языковых, страноведческих и других компонентов прежде всего ролевые игры людей англо-европейского происхождения с людьми из Азии, Африки и Латинской Америки.

    В этой связи ставится также вопрос - можно ли распознать при создании межкультурной компетенции этапы развития, которые сравнимы с этапами когнитивного и морального развития или даже связаны с ними.

    Межкультурное воспитание означает, учиться друг у друга: "совместное обучение иностранцев, ... а также через собственный мир и его загадочность, наконец, через собственную историю и региональные особенности внутри собственного общества".

    Учитель иностранного языка не может преподавать  без постоянного самосовершенствования  в языке, без самообразования. Английский язык - не застывшее явление, он постоянно меняется. Совершенствование знания языка и технологий его преподавания - залог успешной работы учителя. Давно прошли те времена, когда компьютер был для многих только мечтой. Сейчас это незаменимый помощник и в жизни и в бизнесе. Сфера применения достаточно широка - от игр до использования видеосвязи с любым концом земного шара посредством глобальной сетевой системы Интернет.

    Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы  имеют свои преимущества. Компьютерные программы позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся: компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Чем богаче и разнообразнее банк обучающих программ, тем больше можно провести интересных уроков с применением компьютера. Проблема в том, чтобы из изобилия обучающих программ выбрать самые интересные и познавательные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    К важнейшим качествам педагога относятся  его умения организовать взаимодействие с детьми, устанавливать с ними необходимые связи и отношения, руководить их деятельностью.

    Учителю необходимо постоянно учиться, учиться  друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности.

    Бесконечно  прав В.А. Сухомлинский утверждая, что "становится мастером педагогического  труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя". Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же.

    Профессионально значимые умения учителя иностранного языка можно условно разделить на четыре группы:

    1. Умения познавать особенности  личности обучаемого, которые формируются  и развиваются на основе процесса  самопознания.

    Учитель должен проанализировать свой опыт изучения иностранного языка, соотнести его с современной теорией и практикой обучения предмету и полученные данные спроецировать на конкретную учебную ситуацию.

    2. Умения, связанные с планированием  речевого общения в учебном  процессе.

    Учитель должен уметь на основе анализа подбирать  учебно-наглядные материалы, наиболее адекватные целям и условиям обучения.

    3. Умения, связанные с реализацией  спланированных профессиональных  действий и оценкой их результатов.  Учитель организует учащихся  на выполнение запланированных  видов работы на уроке и  вовлекает всех учеников в общение. В ходе учебного процесса он наблюдает за развитием творческих, когнитивных и языковых способностей ребёнка, умений социально взаимодействовать с другими учениками.

    4. Умение анализировать результаты  иноязычного общения, организованного на уроке.

    Какие же особенности, связанные с профессиональной деятельностью, должны быть присущи  внешней и внутренней культуре учителя  иностранного языка? Отвечая на этот вопрос, необходимо прежде всего указать  на следующее.

    1. Преподаватель этого предмета должен быть знатоком не только в области методики преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином языке, изучаемом учениками.

    2. Учитель этого предмета должен  в учебном процессе выполнять функцию носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся различные аспекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и приобщению к ценным сторонам этой культуры.

    3. Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель этого предмета должен, в частности, владеть принятыми в стране нормами поведения, то есть он должен не только знать иностранный язык, но и владеть культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюдении речевого этикета. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Гальскова  Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения  иностранным языкам: Лингводидактика  и методика: Учеб. пособие для  студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Зимняя, И.А.  Педагогическая психология: Учеб. пособие. / И.А.Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

3. Кан-Калик В.А.  Учителю о педагогическом общении:  Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

4. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение  как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. - 1985. - №4. С.9-16.

5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое  творчество. - М.: Педагогика, 1990.

6. Методическое  мастерство учителя: учебное пособие  / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С.  Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения  иностранным языкам, № 18). Составители:  Е.И. Пассов, Е.А. Морозова, Н.Е.  Кузовлева.

7. Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 11). Составители: Е.И. Пассов, Е.В. Голдина, Н.Е. Кузовлева.

8. Обучение общению  на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 15). Составители: Е.И. Пассов, Е.Г. Завесова.

9. Основы педагогического  мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.; под ред. И.Я.Зязюна. - М.: 1989.

10. Пассов Е.И.  Урок иностранного языка в  средней школе. - М., 1988.

11. Пассов Е.И.  Коммуникативный метод обучения  иноязычному говорению. - М., 1991.

12. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М, 1998.

13. Подласый И.П.  Педагогика. - М., 1996.

14. Сластенин  В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов  Е.Н. Педагогика. - М., 1997.

15. Харламов И.Ф.  Педагогика. - М., 1997.

Информация о работе Методическое мастерство учителя иностранного языка