Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:12, реферат
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.
Введение
1. Педагогическое мастерство и личность учителя
2. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность
2.1 Особенности урока иностранного языка
2.2 Учитель иностранного языка как организатор межкультурного общения
3. Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного языка
Заключение
Список использованной литературы
Е.И. Пассов в 90-х годах, анализируя проблему развития подготовки учителя иностранного языка в условиях межкультурного взаимодействия, отмечает, что целесообразно осуществлять подготовку учителя «иноязычной культуры», тем самым заменив понятие «учитель иностранного языка». При этом он и ряд других авторов, в том числе и И.Я. Лернер полагают, что «главная цель обучения и воспитания состоит в передаче молодому поколению накопленной человеческой культуры».
В качестве целей межкультурного воспитания ряд авторов называют: способность к восприятию различий культур и многообразие культур, способность к критике культур и развитие новых жизненных возможностей и помощь при разногласиях с конфликтами которые существуют на основе иерархического отношения культурных групп друг с другом в поликультурном обществе.
Концепция межкультурного воспитания возникла из педагогической практики. Она конкретизируется в языковом, социальном и содержательном обучении.
Ядром дидактики межкультурной коммуникации являются кроме языковых, страноведческих и других компонентов прежде всего ролевые игры людей англо-европейского происхождения с людьми из Азии, Африки и Латинской Америки.
В этой связи ставится также вопрос - можно ли распознать при создании межкультурной компетенции этапы развития, которые сравнимы с этапами когнитивного и морального развития или даже связаны с ними.
Межкультурное воспитание означает, учиться друг у друга: "совместное обучение иностранцев, ... а также через собственный мир и его загадочность, наконец, через собственную историю и региональные особенности внутри собственного общества".
Учитель
иностранного языка не может преподавать
без постоянного
Как
вспомогательные средства обучения
иностранному языку, компьютерные программы
имеют свои преимущества. Компьютерные
программы позволяют осуществлять индивидуальный
подход к учащимся: компьютеры занимаются
с каждым столько, сколько нужно. Мультимедийные
средства позволяют учителю корректировать
учебные планы исходя из интересов и возможностей
отдельных учеников. Чем богаче и разнообразнее
банк обучающих программ, тем больше можно
провести интересных уроков с применением
компьютера. Проблема в том, чтобы из изобилия
обучающих программ выбрать самые интересные
и познавательные.
Заключение
К важнейшим качествам педагога относятся его умения организовать взаимодействие с детьми, устанавливать с ними необходимые связи и отношения, руководить их деятельностью.
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности.
Бесконечно прав В.А. Сухомлинский утверждая, что "становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя". Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же.
Профессионально значимые умения учителя иностранного языка можно условно разделить на четыре группы:
1.
Умения познавать особенности
личности обучаемого, которые формируются
и развиваются на основе
Учитель должен проанализировать свой опыт изучения иностранного языка, соотнести его с современной теорией и практикой обучения предмету и полученные данные спроецировать на конкретную учебную ситуацию.
2. Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе.
Учитель должен уметь на основе анализа подбирать учебно-наглядные материалы, наиболее адекватные целям и условиям обучения.
3.
Умения, связанные с реализацией
спланированных
4.
Умение анализировать
Какие же особенности, связанные с профессиональной деятельностью, должны быть присущи внешней и внутренней культуре учителя иностранного языка? Отвечая на этот вопрос, необходимо прежде всего указать на следующее.
1. Преподаватель этого предмета должен быть знатоком не только в области методики преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином языке, изучаемом учениками.
2. Учитель этого предмета должен в учебном процессе выполнять функцию носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся различные аспекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и приобщению к ценным сторонам этой культуры.
3.
Являясь носителем культуры страны
изучаемого языка, учитель этого предмета
должен, в частности, владеть принятыми
в стране нормами поведения, то есть он
должен не только знать иностранный язык,
но и владеть культурой речи на этом языке,
выражающейся в культуре речевого поведения,
в богатстве, точности и выразительности
речи, в соблюдении речевого этикета.
Список использованной литературы:
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. / И.А.Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
3. Кан-Калик В.А.
Учителю о педагогическом
4. Кан-Калик В.А.,
Ковалев Г.А. Педагогическое
5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
6. Методическое
мастерство учителя: учебное
7. Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 11). Составители: Е.И. Пассов, Е.В. Голдина, Н.Е. Кузовлева.
8. Обучение общению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 15). Составители: Е.И. Пассов, Е.Г. Завесова.
9. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.; под ред. И.Я.Зязюна. - М.: 1989.
10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М., 1988.
11. Пассов Е.И.
Коммуникативный метод
12. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М, 1998.
13. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1997.
15. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997.
Информация о работе Методическое мастерство учителя иностранного языка