Методическое мастерство учителя иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

Содержание

Введение
1. Педагогическое мастерство и личность учителя
2. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность
2.1 Особенности урока иностранного языка
2.2 Учитель иностранного языка как организатор межкультурного общения
3. Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного языка
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    Педагогический  такт во многом зависит от личных качеств  педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального  мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные  отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

    Педагогическая  справедливость представляет собой  своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В.А.Сухомлинский писал: "Справедливость -- это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости -- вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка"'.

    Качества  личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

    Основу  познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования -- необходимое условие профессионального становлени и совершенствования.

    Один  из главных факторов познавательного интереса -- любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния"'. Эту мысль развивал и В.А.Сухомлинский. Он считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда".

    Современный учитель должен хорошо ориентироваться  в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности  для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало -- он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Учитель иностранного  языка. Мастерство  и личность

2.1 Особенности урока  иностранного языка

    У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка  не может не учитывать. В настоящее  время глобальной целью овладения  иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

    Иноязычная  коммуникация базируется на теории речевой  деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение  осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

    Деятельностная  сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется  в условиях гуманистического подхода  к обучению. При таком подходе  создаются положительные условия  для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к следующему:

    • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
 
    • каждый  участник общения остается в фокусе внимания остальных;
 
    • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.
 

    При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие  мотивацию учащихся, побуждающие  их к раздражительности.

    Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между  собой учащиеся являются центром  познавательной активности на уроке.

    Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

    • Повышение эффективности урока иностранного языка.
 
    • Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.
 
    • Для повышения  действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.
 

    К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком -- в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность.

    Отсутствие  у школьников естественной потребности  и необходимости пользоваться изучаемым  языком в коммуникативных целях  создает большие трудности, как  для учителя, так и для них  самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники.

    Тщательная  подготовка к уроку иностранного языка -- это другая возможность повысить его действенность.

    Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок иностранного языка -- это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют  от учителя большой затраты творческих сил.

    Во-первых, на уроке решаются многоплановые  задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.

    Материал  урока и средства для его активизации  следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.

    Во-вторых, на уроке используются различные  организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.

    В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.

    В-четвертых, использование учителем на уроке  компонентов УМК и других средств  обучения должно быть доведено до степени  свободного манипулирования ими. Это  возможно только при условии, если учитель  регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.

    В-пятых, важным фактором является создание положительной  мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это  достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся: речевые задания, проблемные задания.

    Таким образом, урок как сложное образование  играет решающую роль в овладении  учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения.

    Глубокое  понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать  как еще одну возможность повышения  действенности урока иностранного языка.

    В глазах школьников учитель -- прежде всего  носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся, -- это хорошее практическое владение преподаваемым языком.

    Ученик  воспринимает учителя иностранного языка как филологически образованного  человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного собеседника на родном языке. Учитель "представляет" школьникам культуру народов стран изучаемого языка, знакомит их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т. д.

    Учитель образовывает, воспитывает и развивает учащихся. Он вдохновляет школьников на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им, учитель создает атмосферу иностранного языка, условия для овладения им, обеспечивая ощутимое продвижение школьников вперед.  

2.2 Учитель иностранного  языка как организатор  межкультурного общения

    Языковое  образование - это залог овладения  культурой страны изучаемого языка. Изучение иностранного языка позволяет  учащимся: 1) ознакомиться с иной социальной культурой, другими видами государственного устройства, жизнью и бытом сверстников; 2) понимать, а не оценивать сходство и различие других культур, особенности менталитета, стиля жизни и системы моральных ценностей других народов. В этой связи в методической науке появилось мнение внести определенное изменение в содержание обучения иностранному языку. В центре содержания иноязычного образования должна стать «иноязычная культура».

    Иностранный язык становится, таким образом, неотъемлемым компонентом культуры, ее аккумулятором, носителем и выразителем. Иностранный язык содержит в своих словах и грамматических формах не только знания о системе языка, о правилах пользования элементами этой системы, но и фоновые знания. Сведения о культуре другого народа можно встретить и в названиях предметов и явлений традиционной и нового быта, в понятиях, отражающих явления общественного характера. Элементы культуры содержатся, кроме того, в невербальных средствах общения. В связи с этим перед учителем иностранного языка встает задача по формированию вторичной языковой личности, способной быть эффективным участником межкультурной коммуникации. Для того, чтобы диалог культур состоялся, необходимо развивать у учащихся готовность пользоваться иностранным языком как средством общения, а также развивать их интеллект, творческое мышление, желание учиться.

    Данное  обстоятельство определяет требования, которые предъявляются к учителю  иностранного языка как организатору межкультурного общения на уроке. Прежде всего, он должен обладать профессиональной компетенцией, показателем которой является профессиональное мастерство учителя.

    Учитель иностранного языка должен хорошо представлять себе мир иностранного языка и  иностранной культуры. Этот мир включает в себя знания о связях иностранного языка и личности, иностранного языка и общества, взаимопонимание другого народа в межкультурном диалоге.

    Методическое  мастерство учителя как раз в  и том состоит, чтобы вовлечь  в диалог двух культур личность школьника. Учитель должен вовлечь в межкультурное  общение все стороны жизни и деятельности ученика, его опыт, мировоззрение, интересы (учебные и не учебные), склонности и его чувства. Любой урок иностранного языка - это творческая деятельность, взаимодействие равных партнеров общения (учителя и учащихся, учащихся друг с другом). Каждый ученик должен быть всегда уверенным в том, что его слушают, стараются понять, правильно оценивают то, что он говорит и делает. Мнение ученика, как и мнение учителя, уважается взаимно. Ученик имеет возможность свободно высказать свое мнение. А учитель со своей стороны не навязывает ему собственного мнения.

Информация о работе Методическое мастерство учителя иностранного языка